Программа изучения личности учащегося
Методические материалы В помощь студентам 4 курса, проходящим педагогическую практику Программа изучения личности учащегося (первый вариант)
Общие сведения об ученике Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача). Общий уровень развития ребенка 1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д. 2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде. 3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения. 4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка. 5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность па уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность. 6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии. Основные черты личности ученика 1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах – в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности. 2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. 3. Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь. 4. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность. 5. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства. Характер социализации ребенка 1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях. 2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. 3. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки. 4. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.
Программа изучения личности учащегося (второй вариант)
1. Общие сведения о ребенке: - фамилия, имя, отчество; - дата рождения; - домашний адрес. 2. Сведения о семье: - члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность; - социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды; - материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-бытовых и санитарно-гигиенических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.; - характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; - социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье; - криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми. Выводы: выявление и учет детей и подростков: - оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; - оставшихся без попечения родителей; - нуждающихся в материальной помощи; - временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей; - проживающих в группах социального риска. 3. Здоровье школьника: - физическое развитие; - духовное развитие; - отклонения в развитии; - хронические заболевания. 4. Особенности личности школьника: - вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями; - характер общительности (отсутствует, избирательный, большой); - проявление положительных качеств личности и форм поведения: уважение к старшим; - внимательность, чуткость, доброта; скромность; трудолюбие, добросовестность; самоорганизованность; самостоятельность; дисциплинированность; другие качества. - Проявление отрицательных форм поведения: грубость; индивидуализм, эгоизм; зазнайство, высокомерие; легкомыслие, беспечность; лживость; упрямство; жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие); другие отрицательные качества. - Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию. Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением: - уклонение от учебы; - бродяжничество, попрошайничество; - деяния, содержащие признаки преступления; - правонарушения; - употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ; - азартные игры и иные антиобщественные проявления. 5. Личность ученика в коллективе: - уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный); - отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное); - отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет); - наличие друзей (их статус, интересы); - отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др.). 6. Отношение к учению: - отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное); - наличие особых способностей к изучаемым предметам; - уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание; - уровень развития мышления (низкий, средний, высокий); - выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность); - проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует); - отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно положительное, безразличное, агрессивное).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |