Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, функции и значение налогов



2015-11-20 666 Обсуждений (0)
Сущность, функции и значение налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Две точки зрения: экономическая и правовая.

С экономической точки зрения налог представляет собой часть финансовых отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу распределения и перераспределения созданного продукта, полученного дохода и осуществленных накоплений для обеспечения государственных потребностей.

Налоговые отношения имеют следующие особенности:

1. Обязательный характер;

2. Законодательный характер, т.е. взимается в порядке, установленном законом. В 1992 году был принят ФЗ «Об основах налоговой системы РФ», который был отменен в 1999 году в связи с принятием Налогового кодекса (в 1999 году вступает в силу I часть, а в 2001 – II часть НК);

3. Безвозвратный характер, т.е. нет встречного денежного потока конкретному налогоплательщику;

4. Безэквивалентный характер, т.е. платеж в виде налога нельзя заменить никаким другим вида платежа;

5. Переход права собственность то налогоплательщика к государству;

6. Целевой характер налогов.

С правовой точки зрения, налог – это обязательный безвозмездный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств для финансового обеспечения функционирования государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный целевой взнос, уплата которого является одним из условий совершения государственным органом юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.

Пошлина – обязательный платеж за услугу общественного характера (таможенная пошлина, государственная пошлина).

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и иных платежей, а также методов их установления, изменения и отмены, включая налоговые санкции за нарушение налогового законодательства.

 

Функции налогов:

1. Фискальная функция заключается в том, что налоги выступают материальным источником для осуществления и функционирования государства.

2. Экономическая – заключается в том, что налоги выступают в качестве инструмента для распределения и перераспределения части доходов налогоплательщика. И в процессе данного перераспределения воздействуют на деятельность налогоплательщиков.

а). Стимулирующая подфункция заключается в поддержке некоторых видов деятельности через систему льгот и использование специальных налоговых режимов;

б). Антистимулирующая – заключается в приостановлении некоторых видов деятельности (налог на игорный бизнес);

2. Принципы налогообложения

Принципы определяют правильность построения налоговой системы в целом.

1. Принцип равномерности, всеобщности, обязательности, равенства. Данный принцип уравнивает всех налогоплательщиков перед законом.

2. Принцип простоты и понятности системы налогообложения.

3. Принцип однократности, заключается в том, что один и тот же объект может облагаться одним и тем же налогом за налоговый период только один раз.

4. Принцип экономичности заключается в том, что расходы государства по взиманию налогов должны покрываться доходами от налоговых поступлений.

5. Принцип налогового федерализма. Часть функций и прав могут передаваться с выше стоящих уровней бюджетной системы к ниже стоящим уровням.

6. Принцип стабильности. Порядок исчисления и уплаты налогов не должен изменяться чаще одного раза за финансовый год.

7. Принцип подвижности. Стабильность не должна переходить в статичность. Налоговая система должна приспосабливаться к изменениям внешних условий.

8. Принцип льготности. Не смотря на равномерность распределения налоговой нагрузки должны поддерживаться определенные виды деятельности.

9. Принцип срочности. Каждый налог должен быть уплачен в строго установленные сроки.

10. Принцип достаточности заключается в том, что при определении размера налогового платежа должна быть найдена такая величина, которая бы уравновешивала интересы государства и налогоплательщика.

11. Принцип единства обеспечивает единство законодательной базы на территории всей страны.


3. Налоговая система РФ

Налоговая система— это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

— соотношение прямых и косвенных налогов;

— применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

— дискретность или непрерывность налогообложения;

— широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

— использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

— степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

— методы формирования налоговой базы.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

Субъект налогообложения или налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которого возложена обязанность по уплате ответствующих налогов и сборов.

Объект налогообложения – это операции по реализации товаров, работ, услуг, стоимость реализованных товаров, работ, услуг, доход, прибыль, имущество или иной объект, имеющий стоимостную или количественную характеристику, и с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая льгота – это преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей мере.

Налоговый период – это календарные год или иной промежуток времени, в течение которого происходит формирование налоговой базы, и по завершению которого сумма налога вносится в бюджет. Налоговый период может включать в себя отчетный период.

Отчетный период – это месяц, квартал или иной период времени, по истечении которого уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Срок уплаты – это календарная дата или промежуток времени, до истечения которых налог должен быть уплачен.

Порядок уплаты – это определенные правила, в соответствие которым налог уплачивается в наличной


или безналичной форме разовым платежом или по частям.

в). Регулирующая. Ее суть состоит в том, что через поддержку одних видов деятельности и приостановлении других происходит регулирование доходов налогоплательщика.

3. Социальная функция заключается в предоставлении социальных гарантий гражданам, а также в поддержке неимущих слоев населения;

4. Воспроизводственная. В узком смысле она заключается в воспроизводстве природных ресурсов (земельный, водный налог). В широком смысле через налоги происходит процесс общественного воспроизводства;

5. Контрольная функция заключается в том, что через размер налоговых отчислений происходит контроль над доходами налогоплательщиков.

4. Основные проблемы налоговой системы РФ

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий, Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов. Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий. Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. В настоящее время налогоплательщики сетуют на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений

5. Основы построения налогов и налогообложения

Основы построения налогов и налогообложения включают в себя элементы налогов. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад. Каждый налог содержит все эти элементы.

(субъекты налога и (или) сбора) — организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налога— предмет, в том числе действие, подлежащее обложению (доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и т.д.).

Объект налогообложения— предмет на который падает налог: доход, имущество, заработная плата, капитал и т.д.

Единица обложения — единица измерения объекта (например, по подоходному налогу — рубль, налогу на землю — га).

Налоговая база— часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется по закону налоговая ставка. Она равна объекту за минусом налоговых льгот.

Налоговый период:представляет собой период времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика по тому или иному налогу (ведение налогового учета, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства). Отчетный период – квартал, месяц или иной период времени, по завершении которого уплачиваются авансовые платежи по налогу.

Налоговая ставка— размер налога на единицу обложения. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые скидки — уменьшение налоговой базы на определенную величину в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом.

Налоговый кредит: представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой

6. Виды и основные направления современной налоговой политики

Налоговая политика— это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики. Объектами налоговой политики служат социально-экономические процессы (например, развитие малого бизнеса, повышение инвестиционной активности, создание дополнительных рабочих мест, поддержка социально незащищенных слоев населения, снижение уровня дифференциации доходов населения и т.п.). Цели налоговой политики и решение задач конкретного этапа достигаются путем воздействия на экономические интересы субъектов хозяйствования, которые формировались в конкретных экономических условиях конкретной институциональной среды, в ответ на необходимость решения возникающих проблем. Поэтому использование их элементов при разработке и корректировке современной налоговой политики должно увязываться с целями и задачами экономического развития в условиях данной институциональной среды, формируемой и под влиянием институтов неформальных [Неформальные институты: массовое моральное осуждение и отторжение социально-экономической политики государства, нежелание платить налоги в размерах, установленных законодательством].



2015-11-20 666 Обсуждений (0)
Сущность, функции и значение налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, функции и значение налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)