Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субурбанизация – закономерный этап развития процесса урбанизации



2015-11-23 2003 Обсуждений (0)
Субурбанизация – закономерный этап развития процесса урбанизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие субурбанизации

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) – стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако и он не ведет к децентрализации населения, а скорее означает «расползающуюся концентрацию». Субурбанизация обусловливает и социальное (а в США – расовое) расслоение населения. Из центров переселяется значительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.

Субурбанизация – развитие пригородов (от лат. Suburbs – пригород). Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации – взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединенные различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных городах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. Их подробно изучали в США и других странах. В общем случае можно выделить причины, «выталкивающие» население из центральных городов и привлекающие жителей в пригороды.

В качестве «выталкивающих» причин обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экологические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем (рост преступности, концентрация маргинальных групп населения – безработных, «цветных», иммигрантов, расширение трущоб), непрестижность адреса. В США указывают и на значение такого фактора, как опасение снижения уровня образования детей вследствие десегрегации школ в 1954 г. Многие из этих причин взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Какие факторы привлекают население в пригороды? В США и Великобритании большое значение придают такой причине, как стремление людей жить в собственном доме. В городском жилом фонде США односемейные дома составляют 2/3, причем в центральных городах – 1/2, а в пригородах – 3/4. Доля односемейных домов постоянно увеличивается. Со стремлением жить в собственных домах согласуются относительно низкая стоимость недвижимости в пригородах (стоимость коттеджа с земельным участком сравнима со стоимостью квартиры в городе), хорошая экология, низкие местные налоги. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади (особенно в связи с послевоенным «бэби-бумом»), специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры (автомобильные дороги, сфера услуг), стремление иметь престижный адрес. Новые пригородные поселения отличаются к тому же, как правило, большой социальной однородностью («приго­роды миллионеров», «пригороды среднего класса», «рабочие пригороды»), которая поддерживается системой специальных мер. Это продажа земли только большими (и соответственно дорогими) участками, завышенная стоимость домов для нежелательных поселенцев и др. В итоге в данном поселении не могут поселяться люди с уровнем доходов ниже определенного.

Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе (в центральном деловом районе). Именно поэтому первые признаки субурбанизации появи­лись в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения (уже в конце XIX в.). Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы.

В соответствии со сказанным выше, первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.

За субурбанизацией населения следует субурбанизация промышленности и других сфер занятости. Начинается она с вывода за пределы центральных городов крупных промышленных предприятий, требующих больших площадей и небезопасных в экологическом отношении (химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и т.п.). Среди причин субурбанизации промышленности обычно называют возрастание спроса предприятий на крупные земельные участки (в связи с укрупнением), их переориентацию на автомобильный транспорт вместо железнодорожного и внутреннего водного, более низкую стоимость земли в пригородах, миграцию квалифицированных работников в пригородную зону и др. Субурбанизация торговли и услуг непосредственно связана с субурбанизацией населения, субурбанизация управленческих функций – с кризисным состоянием центральных городов, переселением служащих в пригороды, высокой степенью развития инфраструктуры в пригородах. Тем не менее субурбанизация рабочих мест все-таки меньше, чем субурбанизация населения. Значительная часть жителей пригородов продолжает работать в центральных городах.

Естественно, что субурбанизация, одна из причин которой – кризис центральных городов в широком смысле, еще больше усиливает этот кризис. Центральные города лишаются значительной части налоговой базы, в них сокращается количество рабочих мест и соответственно растет безработица, увеличивается концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т.д. Поэтому в настоящее время государственные программы направлены в основном на возрождение городских центров, тогда как в первые послевоенные годы они были направлены на деконцентрацию населения и экономики крупных городов (подстегивали субурбанизацию).



2015-11-23 2003 Обсуждений (0)
Субурбанизация – закономерный этап развития процесса урбанизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субурбанизация – закономерный этап развития процесса урбанизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2003)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)