Гигиеническая оценка питания
Полноценное питание - существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отведено кулинарной обработке, оформлению блюда и окружающей обстановке, а также воспитанию гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильному поведению во время еды. 1. Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка
Для анализа в этих учреждениях отбирают определенное количество ежедневных меню-раскладок и подвергают их изучению и статистической обработке. Выбор меню-раскладок следует проводить объективно. Так, не следует отбирать меню-раскладки, когда заведомо увеличено количество отпускаемых продуктов: например, в праздничные дни. Чтобы избежать случайных дней и полнее изучить разнообразие рационов по дням, желательно подвергнуть анализу меню-раскладки за несколько дней подряд - 7-8 дней в каждом месяце или через равные промежутки времени (через 1-2 дня). Для характеристики питания в течение года следует изучить не менее 72-80 дней, при этом в течение каждого сезона 20-40 дней. Меню-раскладки, по которым проводится оценка питательной ценности рационов, должны быть тщательно сверены с подлинниками и заверены администрацией коллектива.
_Основные вопросы гигиенического обследования пищеблока.Обследование пищеблока начинают с общей характеристики, выясняя при этом условия его работы на сырье, полуфабрикатах, готовых блюдах), особенности ассортимента приготовляемых блюд, базы снабжения, условия транспортировки продуктов или готовых блюд и т.д. _Обследование проводится по ходу технологического процесса. 1. Территория: наличие отдельного входа в пищеблок; условия для разгрузки транспорта и хранения свободной тары (ее исправность, маркировка, обработка) 2. Складские помещения: количество, площадь оборудования; обеспеченность холодом; температурный режим хранения различных продуктов, соблюдение сроков реализации. 3. Производственные помещения: соблюдение поточности и технологических процессов (отсутствие встречных потоков сырья, готовой продукции, отходов). Описывают помещения кухни, заготовочных, раздаточной, моечных и т. д. с указанием их площади, отделки стен, пола, состояния вентиляции, оборудования, инвентаря, санитар состояния. При обследовании кухни выясняют режим термической обработки продуктов, кулинарной обработки овощей с точки зрения сохранности витамина С, температуры горячих блюд при отпуске и т. д. 4. Соблюдение правил обработки столовой и кухонной посуды: раздельная обработка, количество моечных ванн, применение моющих средств, условия хранения 5. Соблюдение персоналом гигиенических правил (состояние производственной одежды, чистота рук и т. д.). Условия для соблюдения правил личной гигиены. 6. Соблюдение персоналом сроков прохождения профилактических медицинских осмотров. 7. Ведение медицинской документации: бракеражный журнал, санитарный журнал, регистрационные книжки о прохождении профилактических осмотров. В заключение дается санитарно-гигиеническая оценка пищеблока, указываются необходимые мероприятия для устранения обнаруженных недостатков. Состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию. При устройстве пищеблока особое внимание уделяется рациональной планировке производственных помещений и размещению в них оборудования. Важно предусматривать такую функциональную связь производственных помещений между собой, чтобы исключить возможность микробного обсеменения пищи. Помещения пищеблока должны быть построены таким образом, чтобы име- лась возможность поддерживать в них чистоту и здоровые условия труда. Для этого необходимо предусматривать достаточное освещение, эффективную венти- ляцию, а в отдельных случаях — кондиционирование воздуха. Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделы- ваются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отде- лываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материа- лов, исключающих скольжение и имеют уклоны к сливным трапам. В современных пищеблоках, как в системе общественного питания, так и в лечебных учреждениях для облегчения труда широко используют различные ме- ханизмы (овощерезки, соковыжималки, картофелечистки, мясорубки, рыбочистки, тестомешалки, хлеборезки и др.) и разнообразный кухонный инвентарь, посуду и посудомоечные машины. Для защиты работающих от шума в помещениях, где размещается обору- дование, генерирующее шум, осуществляются следующие мероприятия по защи- те от его вредного воздействия: – отделка помещений звукопоглощающим материалами; – установка электродвигателей на амортизаторы с применением звукопо- глощающих кожухов, установка оборудования на вибропоглощающие фундамен- ты; – своевременное устранение неисправностей, увеличивающих шум при ра- боте оборудования; – постоянный контроль за креплением движущихся частей машин и меха- низмов, проверка состояния амортизационных прокладок, смазки и т. д.; – своевременная профилактика и ремонт оборудования; Тесты: 1. Физиологическая потребность в пищевых веществах и энергии у детей и подростков дифференцируется в зависимости от: а) возраста; б) пола; в) состояния здоровья; г) характера деятельности; д) социально-экономических особенностей региона. 2. Рациональное питание ребенка необходимо для: а) гармоничного морфо-функционального развития; б) своевременного созревания морфологических структур и функций; в) соответствующего возрасту психомоторного и интеллектуального развития; г) сохранения иммунитета и устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды; д) высокой физической и умственной работоспособности; е) профилактики развития заболеваний. 3. Правильный режим питания включает соблюдение: а) времени приема пищи; б) интервалов между приемами пищи; в) кратности приема пищи в зависимости от возраста; г) количественного и качественного состава приема пищи; д) условий приема пищи. 4. С ростом ребенка: а) кратность питания возрастает; б) кратность питания снижается; в) равномерность распределения рациона питания по приемам пищи увеличивается; г) равномерность распределения рациона питания по приемам пищи снижается; д) нормы потребления основных пищевых веществ увеличиваются; е) нормы потребления основных веществ снижаются. 5. Особенности обмена веществ у детей и подростков: а) наибольшая интенсивность основного обмена; б) наименьшая интенсивность основного обмена; в) относительно высокий расход энергии; г) относительно низкий расход энергии; д) преобладание анаболических процессов; е) преобладание катаболических процессов. 6. Наибольшая величина основного обмена (килокалории на 1кг массы тела) у детей: а) 1-3 лет; б) 6-9 лет; в) 10-12 лет; г) 13-15 лет. 7. Наибольшие суточные энерготраты в возрасте: а) 1-3 года; б) 6-9 лет; в) 10-12 лет; г) 13-15 лет. 8. Для оценки количественной адекватности питания определяют суточные энерготраты ребенка, складывающиеся из: а) расхода энергии на основной обмен; б) расхода энергии на процессы роста; в) расхода энергии на специфически - динамическое действие пищи; г) расхода энергии на все виды деятельности. 9. К нарушениям, характерным на современном этапе для питания детей и подростков в России, относятся: а) дефицит животных жиров; б) дефицит животных белков; в) дефицит полиненасыщенных жирных кислот; г) дефицит пищевых волокон; д) дефицит углеводов. 10. К нарушениям микроэлементного состава, характерным для питания детей и подростков в России, относятся: а) дефицит кальция; б) дефицит железа; в) дефицит селена; г) дефицит цинка; д) дефицит натрия е) дефицит йода. 11. К нарушениям витаминного состава, характерным для питания детей и подростков в России, относятся: а) дефицит витамина А; б) дефицит витаминов группы В; в) дефицит витамина С; г) дефицит витамина D; д) дефицит фолиевой кислоты; е) дефицит витамина К. 12. Важнейшими функциями белков для детей и подростков являются: а) пластическая; б) энергетическая; в) защитная; г) запас питательных веществ. 13. Основными функциями углеводов являются: а) структурная; б) энергетическая; в) запасных питательных веществ; г) защитная. 14. Важнейшими функциями липидов и жирных кислот для детей и подростков являются: а) энергетическая; б) построение органов и тканей; в) построение клеточных и субклеточных мембран; г) защитная. 15. К незаменимым пищевым веществам относятся: а) большинство витаминов; б) полиненасыщенные высшие жирные кислоты; в) углеводы; г) минеральные вещества. 16. Отставание в физическом развитии и половом созревании детей и подростков может наблюдаться при дефиците следующих пищевых веществ: а) белок животного происхождения; б) углеводы; в) витамины А, D, Е; г) витамин С, фолиевая кислота; д) йод; е) цинк. 17. Нарушения нормального нервно-психического развития детей и подростков могут наблюдаться при дефиците следующих пищевых веществ: а) белок животного происхождения; б) витамины группы В, фолиевая кислота; в) йод, марганец; г) фтор; д) полиненасыщенные жирные кислоты. 18. Нарушения иммунного статуса детей и подростков могут наблюдаться при дефиците следующих пищевых веществ: а) белки; б) углеводы; в) витамины А, Е, С; г) микроэлементы цинк, железо, селен. 19. Важнейшими свойствами женского молока являются: а) высокая усвояемость организмом ребенка; б) наличие биологически активных веществ; в) низкая осмолярность; г) стерильность; д) оптимальная температура; е) постоянство состава. 20. Становлению лактации у женщин способствует: а) правильное питание беременной и кормящей; б) формирование «доминанты лактации»; в) физиологическое течение родов; г) раннее прикладывание ребенка к груди; д) нахождение в родильном доме матери в палате вместе с ребенком; е) поддержание режима вскармливания, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям ребенка. 21. Поддержанию лактации у женщин способствует: а) правильное питание кормящей; б) формирование «доминанты лактации»; в) благоприятный психологический микроклимат, соблюдение режима дня кормящей; г) раннее введение прикорма; д) более позднее введение прикорма; е) допаивание и прикорм из бутылочек; ж) допаивание и прикорм с ложки. 22.Физиологическими изменениями процесса пищеварения, обеспечивающими возможность введения прикорма являются: а) усиление секреции соляной кислоты; б) ослабление секреции соляной кислоты; в) повышение активности пепсина и амилазы; г) снижение активности пепсина и амилазы; д) повышение уровня секреторного иммуноглобулина А в кишечнике; е) снижение уровня секреторного иммуноглобулина А в кишечнике; ж) снижение проницаемости слизистой оболочки кишечника з) повышение проницаемости слизистой оболочки кишечника. 23. Введение прикорма целесообразно после: а) совершенствования ферментативных процессов переваривания пищи; б) снижения проницаемости слизистой оболочки кишечника; в) угасания рефлекса выталкивания ложки; г) угасания сосательного рефлекса; д) появления способности к поддержанию туловища в вертикальном положении; е) появления способности к удержанию головы. 24. При введении прикорма следует руководствоваться следующими правилами: а) при грудном вскармливании вводить не ранее3 месяца жизни; б) при искусственном вскармливании вводить раньше, чем при грудном; в) при искусственном вскармливании вводить позже, чем при грудном; г) начинать прикорм с введения соков; д) начинать прикорм с творога; е) вводить постепенно, начиная с монокомпонентных продуктов и блюд; ж) при грудном вскармливании вводить не ранее 8 месяца жизни. 25. Рекомендуемые сроки введения основных продуктов и блюд прикорма промышленного выпуска в питании детей содержатся: а) в СанПине «Организация детского питания»; б) в СанПине « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений»; в) в СанПине «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания¸изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; г) в СанПине «Гигиенические требования устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 26. Требования к сырью и продуктам питания для детей и подростков дифференцированы в зависимости от: а) возраста; б) состояния здоровья; в) используемого продукта; г) пола. 27. Готовые продукты питания для детей раннего возраста не должны содержать: а) красителей, стабилизаторов, консервантов, ароматизаторов; б) искусственных сахарозаменителей; в) поваренной соли; г) поваренной соли свыше 0.4%; д) жгучие специи. 28. Готовые продукты питания для детей дошкольного и школьногоо возраста не должны содержать: а) в мясных и рыбных полуфабрикатах соли поваренной свыше 0.8%; б) в мясных полуфабрикатах, консервах и колбасных изделиях нитритов свыше 0.03%; в) нитритов и поваренной соли; г) жгучих специй; д) в кондитерских изделиях - алкоголя, кофе натурального, ядер абрикосовй косточки, кулинарных жиров; е) искусственных сахарозаменителей; ж) майонеза. 29. Выпуск продуктов детского питания для детей раннего возраста может осуществляться: а) на специализированных предприятиях ; б) в специализированных цехах; в) на действующих мощностях пищевого предприятия после мойки и дезинфекции оборудования в отдельную смену; г) на действующих мощностях пищевого предприятия. 30. Выпуск продуктов детского питания для детей дошкольного и школьноговозраста может осуществляться: а) на специализированных предприятиях; б) в специализированных цехах; в) на действующих мощностях пищевого предприятия после мойки и дезинфекции оборудования в отдельную смену или в начале смены; г) на действующих мощностях пищевого предприятия. 31. Для производства продуктов детского питания не используютсяследующие виды сырья а) мясо, подвергнутое повторному замораживанию б) мясо замороженное со сроком годности более 6 месяцев в) субпродукты г) мясо с высокой массовой долей жировой ткани д) мясо с высокой массовой долей соединительной ткании е) субпродукты за исключением печени, сердца, языка 32.Виды лекарственного растительного сырья,рекомендуемые для производства травяных чаев для детей раннего возраста содержатся: а) в СанПине «Организация детского питания»; б) в СанПине « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательныхучреждений»; в) в СанПине «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания¸изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; г) в СанПине «Гигиенические требования устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 33. Витамины и минеральные соли, рекомендуемые для использования при производстве продуктов детского питания для детей раннего возраста,содержатся: а) в СанПине «Организация детского питания»; б) в СанПине « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных учреждений»; в) в СанПине «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания¸изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; г) в СанПине «Гигиенические требования устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 34. К мерам профилактики нарушения аппетита у детей и подростковотносятся: а) грудное вскармливание; б) соблюдение режима питания; в) соблюдение норм двигательной активности; г) использование любимых блюд в качестве призов. 35. Организация питания ребенка с дефицитом массы тела характеризуетсяследующими особенностями: а) более частое питание; б) снижение объема съедаемой пищи; в) использование обогащенных продуктов; г) более редкое питание; д) увеличение объема съедаемой пищи. 36. Организация питания ребенка с избытком массы тела характеризуетсяследующими особенностями: а) более частое питание; б) снижение объема съедаемой пищи; в) использование обогащенных продуктов; г) более редкое питание д) достаточный объем съедаемой пищи; е) использование низкокалорийных продуктов. 37. Учреждения, выбранные для сравнения организации питания детскихколлективов должны быть одинаковыми: а) по возрастному составу; б) по типу учреждения; в) характеру деятельности; г) ассигнованиям на питание; д) вместимости. 38. К задачам медицинского персонала по организации питания в детскихучреждениях относятся контроль за: а) качеством поступивших продуктов, их транспортировкой; б) условиями хранения продуктов и соблюдения сроков их реализации; в) технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд; г) соблюдением правил личной гигиены сотрудников пищеблока; д) качественным и количественным составом рационов питания; е) санитарно-противоэпидемическим режимом пищеблока и организацией обработки посуды; ж) приемом пищи детьми. 39. Источником информации о полноте выполнения регламентированно госреднесуточного продуктового набора ворганизованных детских коллективах является: а) журнал бракеража готовой продукции; б) меню раскладка; в) накопительная ведомость; г) десятидневное меню. 40. В питании детских коллективов запрещается использовать: а) творог со сметаной без термической обработки; б) паштет; в) заливную рыбу; г) творог в ватрушках и запеканках; д) окрошку; е) яичницу-глазунью. 41. В питании детских коллективов запрещается использовать: а) грибы; б) сырокопченые колбасные изделия; в) ливерную колбасу; г) яйца и мясо птицы; д) яйца и мясо водоплавающей птицы; е) пирожные кремовые. 42. При анализе меню-раскладок в организованном детском коллективе оценивают: а) содержание основных пищевых веществ и энергии; б) разнообразие меню; в) эпидемиологическую безопасность питания; г) распределение рациона по отдельным приемам пищи; д) учет профиля учреждения. 43. Разнообразие меню оценивается по: а) частоте повторяемости одних и тех же блюд; б) частоте повторяемости одних и тех же продуктов; в) наличию в рационе биологически ценных продуктов; г) колебаниям содержания основных пищевых веществ и энергии. 44. Нарушениями в составлении меню считаются: а) повторяемость одних и тех же блюд в течение 1 дня; б) повторяемость одних и тех же блюд в течение 2 дней подряд; в) повторяемость одних и тех же блюд в течение недели; г) несоблюдение норм основных пищевых веществ в отдельных блюдах; д) несоблюдение норм основных пищевых веществ в течение дня; е) несоблюдение норм основных пищевых веществ по данным накопительной ведомости; ж) нарушения в распределении рациона по отдельным приемам пищи. 45. Нарушениями в составлении недельного меню считаются: а) отсутствие овощных супов; б) отсутствие блюд из рыбы и морепродуктов; в) отсутствие овощных гарниров; г) отсутствие кофе и какао; д) отсутствие яиц. Ответы. (интернетные, готовые)
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5145)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |