Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи
Вопросы к экзамену по социальной психологии 1. Понятие общения. Виды и уровни общения. 2. Структура и функции общения. 3. Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении. 4. Особенности вербальных средств коммуникации, функции и виды речи. 5. Общая характеристика и виды невербальных средств коммуникации. 6. Феномены восприятия и понимания человека человеком. 7. Механизмы восприятия и понимания человека человеком. 8. Психологические способы (методы) воздействия человека человеком. 9. Основные тактики психологического воздействия в процессе общения. 10. Понятие и виды межличностных конфликтов. 11. Основные стратегии конфликтного взаимодействия. 12. Понятие аффилиации и виды межличностной аттракции. 13. Факторы межличностной аттракции. 14. Проблема коммуникативной компетенции.
Понятие и виды общения Общение – сложный, многогранный процесс. Различные ученые выделяют различные характеристики и стороны общения: 1. Общение - процесс обмена информацией. 2. Общение – процесс взаимодействия людей. 3. Общение – процесс восприятия и понимания человека человеком. 4. Общение – процесс обмена эмоциями. Понятие общения включает все эти характеристики и, соответственно, общение понимается как многогранный процесс взаимодействия человека с другими людьми и самим собой, в процессе которого люди оказывают влияние друг на друга, обмениваются информацией и формируют впечатление друг о друге. Виды общения: 1. По степени опосредованности: - непосредственное (контакт глаза в глаза); - опосредованное (через посредника) 2. По характеру субъектов общения: - внутриличностное; - межличностное (между индивидами); - социальное (личность - группа); - межгрупповое (между группами) 3. По степени эмоциональной близости: - интимно-личностное (близкое); - ролевое (социальные роли, между знакомыми); - стандартизированное (между незнакомыми людьми) 4. По уровню сложности организации общения: - примитивный уровень общения (партнеры ориентируются на свои интересы, не понимают и не учитывают интересы и актуальное состояние другого; собственные намерения демонстрируют открыто); - манипулятивный уровень (манипулятор исходит из своих интересов, но они скрываются от партнера и манипулятор создает ситуацию, как-будто партнер сам хочет того, что от него хочет манипулятор; актуальное состояние себя и партнера хорошо понимается и учитывается); - конвенциональный (согласие – заинтересованное, бескорыстное общение)
Структура и функция общения Возможны разные варианты структуры общества: 1.По содержанию процесса общения: - коммуникативная сторона общения (процесс обмена информацией); - перцептивная сторона (процесс восприятия другого человека и формирования представления о том, что собой представляет данный человек); - интерактивная сторона (взаимодействие и взаимовлияние) 2.По динамике процесса общения: - фаза взаимонаправленности (включение партнеров в сферу внимания друг друга); - фаза взаимоотражения (формирование впечатления друг о друге); - фаза взаимоинформирования (обмен информацией); - фаза взаимоотключения (выход из контакта)
3.По характеристике позиций субъектов общения: - пристройка сверху (родитель) – доминирование (превосходство, ответственность, забота, контроль); - пристройка рядом (позиция взрослый) – равенство (партнерство, взаимоуважение, реалистичность); - пристройка снизу (позиция «ребенок» Бёрн) – зависимость (безответственность) Функции общения 1. Экзистенциальная – существования 2. Развивающая – формирование личности 3. Коррекционная – коррекция поведения 4. Интегративная – объединение людей 5. Регулятивная – организация координирования совместной деятельности 6. Коммуникативная – обмен опыта, информацией 7. Презентационная – демонстрации индивида 8. Психотерапевтическая – коррекция эмоционального состояния
Понятие и специфика коммуникации в межличностном общении Под коммуникацией понимается процесс формирования сообщения, его передачи, получения и подтверждения получения (обратная связь). Специфические особенности 1. В качестве объекта коммуникации выступает индивид (человек) 2. Интерсубъективный характер коммуникации. Объект коммуникации, в межличностном общении выступает так же и субъектом коммуникации. 3. Индивиды не просто обмениваются информацией, но и влияют друг на друга 4. Наличие двойной обратной связи: - о правильном нонимании содержания сообщения - об отношении к содержанию сообщения (реакция, оценка) 5. Наличие психологических коммуникативных барьеров (препятствий) к пониманию друг друга: - фонетических (произношения) - синтаксических (построение фразы) - семантических (значение фраз) - логических (разная логика) - стилистических (разный стиль общения)
Особенности вербальных средств коммуникации. Функции и виды речи. Носителями информации в коммуникации выступают знаки: Знаки – любой элемент действительности, имеющий значение. Значение – часть реальности, на который указывает, который представляет данный знак. В зависимости от четкости, приписываемых знаку значений, выделяют: - вербальные знаки (значение четко определено) - невербальные знаки (отсутствие четко определенных значений) К вербальным относятся такие знаки, которые: - имеют четко фиксированное значение; - выполняют описательно-сигнификативную функцию (описание событий и явлений окружающего мира); - позволяют передавать информацию о явлениях и событиях, происходящих в окружаемом субъекта мире. Происхождение вербальных знаков 1. Спонтанное (неорганизованное) – рождаются сами 2. Целенаправленное (организованное) – вводятся специально. Но всегда являются результатом общественной договоренности. Вербальная коммуникация осуществляется с помощью речи: Речь – процесс общения, посредством языка. Язык – совокупность знаков и правил их сочетания. Виды речи: 1. По типу физического носителя: - устная (звуковая; кинестетическая – жесты; тактильная – слепо-глухонемые) - письменная 2. По целеноправленности: - произвольное (осознанное) - непроизвольное (вырывающаяся реплика) 3. По степени активности субъектов общения: - монологическая; - внутренняя 4. По форме проявления: - внешняя; - внутренняя. Функции речи: Поскольку речь – это процесс общения, то она выполняет все функции общения (см. функции общения). Но в вербальной речи есть специфическая функция – абстрактно-логическое мышление.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |