Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика и виды невербальных средств



2015-11-23 587 Обсуждений (0)
Общая характеристика и виды невербальных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




К невербальным знакам относятся такие знаки, которые:

- не имеют четко фиксированного значения;

- многозначны и ситуативны;

- не выполняют сигнификативную (описательную) функцию;

- не позволяют передавать информацию о явлениях и событиях происходящих в окружающем субъекта мире;

- передают информацию о внутренних состояниях субъекта (эмоциях, отношениях, состояниях и т.д)

В межличностном общении люди от 60 до 85% информации передают с помощью невербальных средств коммуникации.

Виды невербальных средств:

1. Кинесика:

- экспрессивно-выразительные движения (поза, жесты, мимика, пантомимика)

- визуальный контакт (взгляд) – направление, длительность, частота контакта.

2. Просодика (ритмико-интонационные стороны речи) – грамотность, высота, тембр, темп речи и т.д.

3. Экстралингвистика – псевдо слова и психофизиологические звуковые проявления (смех, междометия, кашель)

4. Таксика (динамические прикосновения) – рукопожатие, поглаживание, объятия и т.д.

5. Ольфакторика (запахи) – специальное использование запахов для сообщения другому человеку о своих чувствах (о себе)

6. Праксемика (дистанция общения) – ориентация тела в пространстве

Происхождение невербальных знаков:

1. Безусловные рефлексы филогенетического происхождения.

2. Привычки и условные рефлексы, формирующие в раннем детстве.

3. Закрепление привычных в данной социальной группе поведенческих реакций.

 

Феномены восприятия и понимания человека человеком

В 1947 году Бриннер ввел понятие социальной перцепции.

Под социальной перцепцией понимают процесс построения образа человека, осмысление, понимание себя и другого человека, и интерпретация причин поведения другого человека и себя.

В исследованиях социальной перцепции первоначально был выявлен ряд систематических ошибок, которые допускали люди при восприятии и понимании человека. Их называли феноменами (эффектами) социальной перцепции:

1. Влияние установок первого впечатления.

2. Необоснованная взаимосвязь элементов физического облика и психологических характеристик.

3. Эффект ореола – перенос впечатления от отдельных качеств, свойств, поступков личности, на человека вцелом.

- эффект внешней привлекательности;

- эффект превосходства (люди, превосходящие нас в чем-либо, оцениваются выше и по другим характеристикам);

- эффект отношения (люди, к которым мы относимся положительно, оцениваются выше и наоборот);

4. Эффект последовательности

- эффект первичности (наибольшее влияние, при восприятии незнакомого человека оказывает первая информация);

- эффект новизны (при восприятии знакомого человека более значима последняя информация о нем)

5. Эффект проекции – приписывание другому человеку своих собственных мыслей, чувств, переживаний.

6. Социальные стереотипы – устойчивый комплекс характеристик человека, объединенных каким-либо типичным признаком

- индивидуальные (выработанные индивидуумом);

- общественные (выработанные в обществе)

 

Механизмы восприятия и понимания человека человеком

Механизмы – попытка определить, как происходит.

1. Механизм понимания другого человека:

- идентификация (мысленное отождествление, уподобление другого человека себе);

- эмпатия (эмоциональное сопереживание другому, эмоциональное отождествление, уподобление себя другому);

- стереотипизация (процесс усвоения общественных стереотипов и построение индивидуальных стереотипов).

2. Механизмы интерпретации причин поведения:

- каузальная атрибуция (причинная обусловленность) – приписывание определенных (интерпретация) причин поведения людей;

- личностная атрибуция (причины поведения объясняются особенностями личности человека);

- ситуационная атрибуция (причины объясняются особенностями ситуации);

- объектная атрибуция (причины объясняются особенностями объекта, на который направлено действие)

3. Механизмы понимания самого себя:

Рефлексия – способность смотреть на себя со стороны, глазами другого человека.

 

Психологические способы (методы) воздействия в процессе общения.

1. Убеждение – метод воздействия на разум, рассудок человека, основанный на логических, аргументированных доказательствах, использующий вербальные средства коммуникации.

2. Внушение – метод воздействия на эмоциональную сферу подсознания другого человека, использующий невербальные средства коммуникации.

3. Психическое заражение – аналогичный внушению метод воздействия на эмоции и чувства другого, использующее эффект усиления эмоционального воздействия, за счет социально-психологического влияния группы.

 

Основные тактики психологического воздействия в процессе общения.

Разные методы воздействия могут быть реализованы с помощью разных технических приемов.

Совокупность технических приемов, направленных на достижение определенной цели, называется – тактикой психологического воздействия.

В ситуации, когда мнения позиции партнеров не совпадают, возможны (выделяют) 2 основные тактики воздействия:

I. Подавление

Цель: вынудить партнера согласиться с предлагаемой позицией.

Используется метод внушения.

Основан на выведении партнера из эмоционального равновесия, возбуждения его эмоций и воздействие на эмоциональную сферу.

Техника: 1. Говорить монологом, не давая возможность говорить оппоненту.

2. Критиковать оппонента, а не доказывать свое.

3. Задевать личность оппонента (приписывать личностные мотивы).

4. Доводить мысль собеседника до абсурда.

5. Цепляться к неудачным высказываниям оппонента.

6. Работать на публику (говорить хотя бы внешне эффектно).

7. Не молчать (говорить все, что угодно).

8. Ссылаться на авторитеты (личностные, институционные организации, на большинство).

 

II. Убеждения

Цель: убедить человека в правильности предлагаемой позиции.

Использовать метод убеждения.

Основывается на минимизации эмоций (не выводить из эмоционального равновесия). Направлена на разум, сознание.

Техника: 1. Самому говорить меньше, давая возможность говорить собеседнику.

2. Избегать спора с оппонентом.

3. Начинать разговор с тех вопросов, по которым мнения сходятся (создать инерцию согласия).

4. Вести разговор в доброжелательном тоне.

5. Не задевать личность собеседника.

6. Дать возможность партнеру почувствовать, что «идея принадлежит ему».

7. Не комментировать свои намерения (я сейчас тебе покажу, расскажу, объясню).

8. Приводить примеры, понятные для собеседника.

 



2015-11-23 587 Обсуждений (0)
Общая характеристика и виды невербальных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика и виды невербальных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)