Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью



2015-11-23 8267 Обсуждений (0)
СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью 5.00 из 5.00 12 оценок




Теоретический материал

Исследования

В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:

· Этапы социологического исследования……………………………...стр.5

· Методы сбора информации……………………………………….......стр.6

· Подготовка к интервью………………………………………..……..стр.11

· Различие между интервью и анкетированием……………………...стр.13

· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14

· Изучение документов………………………………………………...стр.15

· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16

Обратите внимание на следующие понятия:

Исследование – это сбор информации по интересующей теме.

Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.

Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка

Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование включает несколько этапов

1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.

2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).

3. Обработка полученных материалов.

4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.

Подробнее про этапы социологического исследования:

1. Подготовка исследования.Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.

2. Сбор первичной социологической информации.Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.

3. Обработка данных.Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.

4. Анализ данных и оформление выводов.После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Работа с текстом. Составление анкеты.

АНКЕТА –документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.

Анкета состоит из трёх частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

Вводная часть.

В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента ( респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.

Основная часть.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.

В основной части необходимо выдержать логику составления и расположения вопросов. Первыми идут так называемые «контактные вопросы», их основная цель – заинтересовать респондента проблемой, включить в содержание исследуемой проблемы. Эти вопросы должны быть сформулированы достаточно просто и понятно. Следующие вопросы будут усложняться – данный способ расположения вопросов называется «Правилом воронки».

После контактных вопросов идут основные вопросы, ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.

Завершающие анкету вопросы – заключительные. Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.

Расположение вопросов от простых к сложным, а затем опять к простым получило название «Эффект эха».

Паспортичка.

Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.

Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. В конце анкеты желательно поблагодарить респондента за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Спасибо!» и т.д.

В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. «насколько важным вы считаете проведение исследования данной темы?»

Вопросы, используемые в анкете, могут быть:

· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.

· О знании.Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.

· О мнении.Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

· О мотивах.Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По логической природе вопросы подразделяются на:

· Основные.На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

· Фильтры.Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.

· Контрольные.Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

· Наводящие.Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

· Контактные.Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.

· Прямые.Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

· Косвенные.При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию. И усилить критический акцент своих высказываний. Косвенные вопросы задаются тогда, когда прямые не очень удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации косающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на:

· Открытые:предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.

· Полузакрытые:респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.

· Закрытые:предполагают ограниченный выбор ответов.

· Шкальные:ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

· Вопросы-меню:здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

· Альтернативные: предполагают ответы по принципу «да – нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

По способу распространения анкет опросы разделяются на:

1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

2. Почтовые(анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;

3. Прессовые(анкета предлагается читателю через печатное издание;

4. Телефонные(при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).

ИНТЕРВЬЮ

1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.

2. Составить план ведения записей ответов. Кроме диктофона позаботьтесь об альтернативном варианте, на тот случай, если человек не захочет, чтобы его записывали, или вы посчитаете, что это затрудняет ответы на вопросы.

3. Как только вы пришли на встречу, первый вопрос должен быть: «Сколько у нас есть времени?» это поможет вам сразу определить какой сценарий нужно использовать. Затем кратко объяснить цель интервью, сказать, как будет использована полученная информация, и рассказать о целях вашей команды/инициативной группы. По окончании интервью поинтересуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказанного?», «Возможно, вы хотите что-нибудь добавить?». Поблагодарите человека и оговорите срок, когда вы представите ему копию подготовленного материала. Запомните: человек должен одобрить материал, перед тем как вы его начнете использовать!!!

ПАМЯТКА

Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.

Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.

Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)

 

 

Бланк для интервью:

 

Лично . По телефону . В письме . Имя интервьюируемого Название организации, компании Номер его телефона   Адрес (город, улиц, дом)  
 
 


Дата интервью .

Вопросы/ответы

 

 

Ваше имя .

Ваш школа/класс .

 

Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью:

1. Говорить четко, уверенно, ясно

2. Представляться

3. Говорить с какой целью проходит исследование

4. Записывать все, что говорит респондент

5. Не перебивать респондента

6. Не задавать наводящих вопросов

7. Не навязывать своего мнения

8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо.

СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.

  Преимущества Недостатки/сложности
Интервью · гибкий метод сбора информации; · личный контакт с респондентом; · возможность задавать/уточнять вопросы/ответы. · затратный по времени; · нужен человек, умеющий налаживать контакт с рспондентом, правильно задавать вопросы и фиксировать ответы; · небольшой охват респондентов.
Опрос · большой охват респондентов; · небольшое количество вопросов; · легко инструктировать людей, которые будут проводить опрос. · случайный выбор респондентов; · для подтверждения полученной информации надо использовать еще один метод сбора данных.
Анкетирование · респондент отвечает на вопросы в удобное для него время, в удобной обстановке; · большой охват потенциальных респондентов; · дает полную обратную связь на основе которой можно строить свое будущее планирование. · способ, занимающий большое количество времени (подготовка, распространение анкет, обработка информации); · достаточно затратный метод, так как требуются ресурсы для тиражирования анкет; · назад возвращается около 30% от запущенных анкет

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Полученные в ходе опроса и анкетирования данные необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.

При обработке открытых вопросов сначала следует выписать столбик полученные ответы, потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. И затем на основе подсчетов делать вывод.

Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.

№ вопроса Варианты ответа Муж. Жен. До 18 лет 18-35 лет Более 35 лет Итого
1.1            
1.2            
2.1            
2.2            

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму:

- выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор)

- краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема);

- каков с вашей точки зрения, уровень публикации (сухая информация, отчет «для галочки», попытка предложить читателю материал для анализа, глубокий качественный материал и т.п.);

- что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.;

- если в материале автором дается оценка или задается общий тон, каковы они: положительные, негативные? Что именно отмечается как положительное/негативное?

- ваш комментарий к публикации.

Общая схема анализа всей документации:

1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали).

2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин).

3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении).

4. Рекомендации (предполагаемые направления действий, предполагаемые изменения в программе, советы заинтересованным сторонам, основанные на полученных данных, интерпретациях и выводах).

 

 



2015-11-23 8267 Обсуждений (0)
СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью 5.00 из 5.00 12 оценок









Обсуждение в статье: СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)