Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ограничивающие ментальные модели



2015-11-23 541 Обсуждений (0)
Ограничивающие ментальные модели 0.00 из 5.00 0 оценок




Одни ментальные модели делают нашу жизнь легче и радостнее, тогда как другие только осложняют ее. Как выявить наши ограничивающие и создающие проблемы метальные модели?

• Поймите, что вы хотите — определите свою цель. Затем составьте список трудностей, препятствующих ее выполнению, против каждой из них напишите, в чем проявляется эта проблема и что должно случиться, чтобы она перестала быть проблемой. Ответьте себе, существует ли эта проблема в реальности или она надумана? Если она заключается в отсутствии у вас навыков или способностей, то это может быть признаком ограничивающей ментальной модели.

• Сделайте левую колонку, в которой запишите, что вы на самом деле думаете в проблемной ситуации, а в правой колонке напишите, что вы говорите. Посмотрите внимательно, какие обобщающие понятия (всегда, никогда, каждый, …), модальные операторы (должен, следует, не может, …), оценивающие суждения и клише (особенно начинающиеся с «очевидно», «несомненно», «разумеется») вы используете в речи. Они — самые яркие маяки ограничивающих ментальных моделей.

Вот еще ряд примет ограничивающих ментальных моделей: вы отстаиваете реальность своих моделей, у вас узкий круг интересов, вы не считаете важным приобретение нового опыта, вы поспешны в выводах и не любите неопределенности, у вас богатый запас объяснений на все случаи жизни, вы вините себя и окружающих в возникающих проблемах, не любите переосмысливать свои убеждения.

• Бизнес определяют ментальные модели людей, принимающих в нем участие. Решение проблем бизнеса надо искать не только в его структуре, но и в ментальных моделях тех, кто им руководит. Ментальные модели становятся лучшими точками приложения для эффекта рычага, способного изменить неэффективную систему.

Часть 3. МЫСЛИТЬ ПО-НОВОМУ

 

Обучение

Обучение — понятие намного более широкое, чем наше привычное представление о школьных уроках, лекциях в институте или тренингах на работе. Нас учит все, что мы делаем. Обучение — это когда мы улавливаем обратную связь, возвращающуюся к нам от совершенных нами действий, и меняем себя при помощи этой обратной связи. При этом важно помнить о цели своих действий.

3.1.1 Простое (адаптивное) обучение как раз и заключается в том, чтобы, ориентируясь на обратную связь, принимать решение о дельнейших действиях и поступательно приближаться к своей цели. Оно не меняет наши ментальные модели, а лишь использует набор тех, что уже сформированы. Простое обучение бывает двух типов. Первое ориентируется на обратную связь, поступающую в момент совершения действия — это простые задачи вроде запоминания несложных физических действий. Второе подразумевает более сложные навыки, при получении которых обратная связь возникает со временем — к таким задачам можно отнести обучение игре в теннис. В этом случае обратная связь охватывает целый спектр действий, со временем приводящих к точным ударам и подачам.

3.1.2 Порождающее обучение. Оно при помощи обратной связи приводит к изменению наших ментальных моделей. При порождающем обучении контур обратной связи может быть как усиливающим — тогда он укрепляет наши ментальные модели, так и уравновешивающим — тогда он ставит под сомнение существующие модели, стремясь к сокращению различия между желаемым и фактическим положением дел. Если мы способны переосмысливать свои действия и хотим самосовершенствоваться, то наш путь — уравновешивающее порождающее обучение. Иначе мы будем лишь усиливать наши ментальные модели, пока обратная связь не принесет настолько абсурдную информацию, которая заставит нас, наконец, усомниться в правильности наших убеждений.

3.1.3. Для бизнеса, как и для успешной жизни в целом, важно и простое, и порождающее обучение. Первое совершенствует навыки, делает работу быстрее и эффективней. А второе позволяет менять сам подход к бизнесу и к жизни, дарит новое дыхание и открывает новые горизонты.

Что мешает нам учиться?

• Игнорирование части обратной связи, вычеркивание части информации.
• Динамическая сложность систем, препятствующая их изучению. Отсутствие в системах формальной логики, большой временной зазор между причиной и следствием.
• Ограничивающие ментальные модели, игнорирование собственных чувств.
• Сложность в оценке обратной связи. К примеру, если человек не плачет, это еще не значит, что ему не обидно.
• Слишком низкий или очень высокий порог восприимчивости и реакции.
• Неумение задавать вопросы.

Ракурсы

Ракурс представляет собой угол зрения, под которым мы рассматриваем ситуацию. Неожиданный ракурс дает возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, а системное мышление позволяет оценивать, как разные точки зрения взаимодействуют между собой и образуют общую картину.

Все, что мы разрешаем себе увидеть, создает наши ментальные модели. И наоборот, ментальные модели позволяют нам видеть только определенные вещи, ограничивая кругозор. Так возникает обратная усиливающаяся связь и формируется ограничивающая картина мира. Системное мышление выводит из этого замкнутого круга, приподнимая нас над ситуацией и создавая новый ракурс.

Есть два противоположных подхода для оценок: субъективный — взгляд на систему изнутри, объективный — взгляд снаружи. Системное мышление использует оба. Полная объективность нереальна, так как мы не можем быть вне системы, частью которой являемся, поэтому выбор подхода определяется тем, где мы проводим границы системы. Что касается объективности, то она бывает двух видов — ваша собственная и другого человека. И ваша, и чужая ментальные модели — части системы, которые соединяются и взаимодействуют. Часто, чтобы понять другого человека, достаточно взглянуть на ситуацию и систему ваших взаимоотношений со стороны, по-другому расставив акценты и запятые в ваших отношениях, проанализировав смысл последовательности событий. Отношения между партнерами могут быть взаимодополняющими, когда они ведут себя по-разному, побуждая друг друга к ответной реакции (скандалящие супруги). А могут быть исимметричными, когда они провоцируют друг друга на аналогичное поведение (гонка вооружений).

• Учитесь брать ответственность на себя. Но не путайте ее с чувством вины — системный подход должен исключить из вашей жизни категории обвинения и самообвинения. Будьте способны достойно ответить на вызов, трезво оценить ситуацию. Пусть у вас будет выбор, как вам поступить. Именно так обретают влияние.



2015-11-23 541 Обсуждений (0)
Ограничивающие ментальные модели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ограничивающие ментальные модели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)