Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 4. Рисуем выводы



2015-11-23 383 Обсуждений (0)
Часть 4. Рисуем выводы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Используя системное мышление, можно отразить выводы о ситуациях и системах при помощи графических образов. Изображенная в рисунках система хорошо поддается анализу, позволяет выявить паттерн и решить проблему. Рисуя модель, помните, что ее главный герой — вы, и что она строится на вашем личном опыте. Не забывайте о цели. Начать выстраивать модель можно с чего угодно, включайте в нее все, что вы чувствуете и знаете, особенное внимание уделяйте повторяющимся событиям, а также растущим и убывающим элементам. Если вы хотите включить в рисунок неизменные элементы, подумайте, что они для вас значат. Определите границы системы (в том числе и временные) и круг людей, в ней участвующих. Сюжетом графика могут быть усиливающие и уравновешивающие контуры, а также любое их многократное сочетание.

Для примера рассмотрим систему, ограничивающую пределы роста и состоящую из двух разных контуров — усиливающего и уравновешивающего. Удачная рекламная стратегия может иметь успех в первый и второй раз, но со временем она наскучивает аудитории и перестает приносить успех. Или ранее эффективный антибиотик со временем перестает помогать, поскольку бактерии адаптировались к нему. Таким образом, уравновешивающий контур начинает тормозить усиливающий.

 

Существуют также модели эскалации, состоящие из двух уравновешивающих контуров (гонка вооружений, война цен у конкурентов), два уравновешивающих контура могут также составлять и схему личных финансов, когда человек экономит, чтобы накопить денег, а затем тратит их впустую. Модель монополии (деньги к деньгам, везет везучим) или зависимости (никотиновой, наркотической) состоит из двух усиливающих контуров.

Модель, где уравновешивающий контур сверху, а усиливающий — снизу, характеризует латание дыр(быстрый выход из положения, но при усугублении проблем в перспективе). Могут быть и намного более сложные схемы из нескольких контуров, которые обретают наглядность в графическом отражении.

Заключение

 

• Система — сущность, взаимосвязанные части которой функционируют как единое целое. Системное мышление обращено к системе в целом, к ее частям, а также, что очень важно, к связям между ее частями. Свойства системы называют эмерджентными, или возникающими, потому что они возникают только в процессе ее работы. Поэтому, чтобы понять свойства системы, надо наблюдать за ней в действии, следуя от общего к частному.

• Поскольку поведение систем больше зависит от связей между ее элементами, чем от самих элементов, выявление одних и тех же принципов и особенностей поведения позволяет понять свойства разных систем. Даже в хаотических, на первый взгляд, системах можно найти схожие структуры событий, повторяющиеся на разных уровнях.

• Существует предел разрастания систем, после чего они становятся громоздкими, плохо поддаются управлению, в них сложнее выявить потенциальные проблемы. В бизнесе и других организационных структурах большие системы лучше разделять на более мелкие с промежуточными уровнями управления. Система не может работать эффективнее, чем работает ее самое слабое звено. При попытках улучшить систему, увеличивая эффективность одной из ее частей, система теряет сбалансированность.

• Сложные системы, даже самые неэффективные и неудачные, довольно стабильны, они противятся любым изменениям. Чтобы изменить систему, надо найти ее уязвимое место и приложить усилия именно в этой точке (так называемый «принцип рычага»). Кроме того, изменить систему можно, дестабилизировав ее и найдя для нее новый аттрактор — новое состояние стабильности, к которому она будет стремиться.

• Системное мышление нелинейно, для него характерны контуры обратной связи — усиливающей и уравновешивающей. Усиливающая связь с каждым циклом все больше удаляет систему от первоначального состояния, а уравновешивающая связь, напротив, поддерживает стабильность системы и противодействует изменениям. Обучение тоже строится на обратной связи. Анализируя любую обратную связь, надо обязательно помнить о задержке обратной реакции во времени.

• Мир нелогичен и хаотичен, поэтому для его понимания одной логики недостаточно. Формальная логика «причина — следствие — стоп» не работает в системах, поскольку системы цикличны (причина может быть следствием и наоборот), в системах присутствует фактор времени и рекурсия (оценка распространяется на саму оценку).

• Наши ментальные модели — тоже системы. Их создает все, что мы разрешаем себе увидеть. И наоборот, ментальные модели позволяют нам видеть только определенные вещи. Так возникает обратная усиливающаяся связь и формируется ограничивающая картина мира. Системное мышление, использующее и объективный, и субъективный оценочные подходы, позволяет выйти из круга стереотипов, лучше понять ситуацию и других людей, изменить ограничивающие ментальные модели. Совершенствуйте свои ментальные модели и старайтесь объективно воспринимать свой опыт.

 



2015-11-23 383 Обсуждений (0)
Часть 4. Рисуем выводы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 4. Рисуем выводы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)