Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие доходов бюджетов, их виды. Зачисление доходов в бюджет




 

В соответствии с подготовленным Международным валютным фондом «Руководством по статистике государственных финансов 2001 года» доходыпредставляют собой увеличение чистой стоимости активов в результате операций. Единицы сектора государственного управления имеют четыре основных источника доходов: налоги и другие обязательные трансферты, вводимые государственными единицами; доходы от собственности, получаемые в связи с владением активами; продажи товаров и услуг; добровольные трансферты, получаемые от других единиц.

Налоговые доходы, составляющие основную долю доходов многих государственных единиц, формируются из обязательных трансфертов сектору государственного управления. Налоги группируются в шесть основных категорий: 1) налоги на доходы, прибыль и прирост капитала; 2) налоги на фонд заработной платы и рабочую силу; 3) налоги на собственность; 4) налоги на товары и услуги; 5) налоги на международную торговлю и операции; 6) прочие налоги.

Взносы/отчисления на социальные нужды представляют собой фактические или условно исчисленные поступления либо от работодателей, осуществляющих перечисления от имени своих работников, либо от работников, от лиц, работающих не по найму, или незанятых лиц, осуществляющих перечисления от собственного имени; такие взносы/отчисления обеспечивают право на получение социальных пособий лицам, производящим взносы/отчисления, их иждивенцам или пережившим их наследникам.

Гранты представляют собой необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые государственной единицей от другой государственной единицы или от международной организации. Гранты классифицируются сначала по типу единицы, предоставляющей грант, а затем в зависимости от того, является ли этот грант текущим или капитальным. Текущими являются те гранты, которые предоставляются на осуществление текущих расходов и не связаны с приобретением какого-либо актива их получателем и не обусловлены таким приобретением. Капитальные гранты предусматривают приобретение получателем активов и могут складываться из перечисления денежных средств, которые получатель, как от него ожидается или требуется, должен использовать для приобретения актива или активов (кроме запасов материальных оборотных средств), передачи актива (кроме запасов материальных оборотных средств и денежных средств) или аннулирования обязательства по взаимному соглашению между кредитором и дебитором.

Другие доходы: помимо налогов, взносов/отчислений на социальные нужды и грантов доходы включают доходы от собственности, доходы от продажи товаров и услуг и разные прочие виды доходов.

 

Статья 41 Бюджетного кодекса РФ. Виды доходов бюджетов
1.К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговыедоходы и безвозмездные поступления.

 

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) к налоговым доходам бюджетовотносятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

В соответствии со ст.8 Налогового кодекса РФ (НК РФ):

1) под налогом, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

2) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборамипризнаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст.13 НК РФ, относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13. К специальным налоговым режимам, предусмотренным ст. 18 НК РФ, относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

 

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогамипризнаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

К региональным налогам, в соответствии со ст. 14 НК РФ, относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам, в соответствии со ст. 14 НК РФ, относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

 

В настоящее время налоговые и неналоговые доходы с достаточной степенью определенности можно различить по формальному признаку: включение или невключение их в перечень платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, т.е. Налоговым кодексом РФ.

Учитывая многочисленность и видовое разнообразие неналоговых доходов бюджетов, Бюджетный кодекс РФ в статье 41 «Виды доходов бюджетов» ограничивается выделением только некоторых видов неналоговых поступлений, в числе которых:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных…;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных…;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным поступлениямотносятся:

Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

Дотации, субвенции, субсидии – межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации). Дотации предоставляются без определения конкретной цели их использования; субвенции предоставляются на финансирование «переданных» другим публично-правовым образованиям полномочий; субсидии предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов других бюджетов.

 

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

На основе приложений к законам о федеральном бюджете (бюджете РТ) на соответствующий год и плановый период, содержащих перечень главных администраторов доходов федерального бюджета (бюджета РТ), заполнить следующую таблицу, представив по пять примеров по каждому бюджету:

 

Код главного администратора доходов Наименование главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета РТ) Администрируемые доходы федерального бюджета (бюджета РТ)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)