Подготовка урока музыки
1. Примерный алгоритм подготовки к уроку(Б. Рачина).
· определение темы, цели, типа урока;
· моделирование художественно-педагогической идеи;
· отбор музыкального материала, установление интонационных, жанровых и стилистических соотношений внутри музыкального материала, выявление драматургических потенций, заключенных в нем, определение соответствия музыкального материала возрастным особенностям учащихся;
· освоение учителем музыкального материала, в том числе и исполнительское;
· музыкально-теоретическое (анализ) и музыкально-историческое исследование материала, выделение наиболее важных для данного урока аспектов, фактов, деталей;
· осмысление идеи, образного содержания музыкальных произведений звучащих на уроке; актуализация их содержания в проблематике, раскрывающей вопросы бытия современного мира на уровне личностно–значимых интересов учащихся;
· подбор необходимых для обогащения и конкретизации восприятия музыкального образа произведений других искусств (стихотворения, цитаты из художественных произведений, высказывания великих людей, нахождение эпиграфа к уроку; слайды с репродукциями произведений изобразительного искусства; видеоматериалы);
· проецирование темы и материала урока на конкретный классный коллектив, анализ будущего урока с позиций учеников, их психологических возрастных особенностей, социокультурной среды, круга интересов;
· поиск оптимальных педагогических технологий и методов работы, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности учителя, результативность учебной деятельности учащихся, их самостоятельность и активность на уроке;
· определение организационной структуры урока, распределение времени на все этапы урока; планирование чередования различных видов музыкальной деятельности;
· написание плана-сценария урока, являющегося итогом всей проделанной ранее работы, и воплощающим художественно-педагогическую идею в соответствующей драматургии.
Личностно-ориентированный подход обусловливает диалогичность как ведущий принцип и способ педагогического общения. При подготовке урока важно использовать коммуникативно-диалоговые формы организации урока.
Варианты коммуникативно-диалоговых форм организации урока:
· дискуссия (панельная, свободная, структурированная), дебаты;
· слушание дела;
· круглый стол;
· модель позиционного обучения (Н. Веракса);
· мастерская ценностных ориентаций (запуск внутреннего и внешнего диалога, в результате – позиция, оформленная в слове по значимым вопросам бытия);
· мастерская творческого письма;
· анализ конкретных ситуаций;
· техника «Зебра»;
· уроки-драматизации, театрализации, уроки-концерты и др.
Бессознательная,
непроизвольная
активизация
| Произвольная, внешняя активизация, стимулирование, реально действующие стимулы
| Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы
|
▪ смена деятельности
▪ контраст ощущений (по звуку, свету...)
▪ необычность
▪ неожиданность
▪ новизна
▪ движение
▪ размещение в пространстве
▪ работа с экстатическими средствами (живой огонь, эффекты мерцания, бликования...)
▪ вода
▪ релаксационные паузы
музыка
| ▪ работа в группах, в парах
▪ поощрение
▪ дидактические игры (соревнования, представления, ролевые...)
▪ дискуссии, дебаты, мозговые штурмы
▪ личность учителя
▪ задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем
▪ дифференцированные задания
▪ юмор
▪ приемы критического мышления
▪ наглядность, ТСО
▪ ТРИЗ
▪ интрига, провокация
▪ парадокс
▪ расширение ролевого репертуара учащегося
| ▪ творческие задания
▪ связь с личным опытом учащихся
▪ индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно
▪ поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание»
▪ самоконтроль
▪ самоанализ
▪ рефлексивные вопросы
▪ обращение к личности учащегося
▪ проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности)
▪ задания с недостаточной информацией
▪ тишина
|
Таблица №3. Основные виды и приемы активизации[1].
Проведение урока музыки
1. Алгоритм работы по разучиванию песни(Б. Рачина)
Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.
Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б. Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации.
Каждое произведение неповторимо, и неповторимы формы и методы работы над ним. Конечно, любая технология, в том числе и музыкальная, предлагает определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы работы. Предлагая алгоритм работы по разучиванию песни, мы лишь намечаем этапы работы, которые в том или ином виде всегда присутствуют, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное. Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников.
Этапы работы
| Задачи
| Предъявляемые требования
| Методы и приемы
|
I. Вступительное слово
| - представить необходимую информацию об авторах и времени создания;
- подготовить восприятие содержания и смысла песни;
- создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа.
| - лаконичность;
- содержательная насыщенность;
- эмоциональность.
| - объяснение;
- разъяснение;
- беседа;
- пример (в том числе и музыкальный);
- проблемная задача;
-демонстрация (портретов, фото, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т.д.).
|
II. Слушание – знакомство
| - продемонстрировать убедительную интерпретацию песни;
- увлечь, заинтересовать детей песней;
- вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание.
| - яркость;
- выразительность;
- увлеченность;
- свободное исполнение наизусть;
- соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения.
| - исполнение учителя;
- исполнение лучшими учащимися;
- исполнение в аудио или видеозаписи;
- сравнение различных интерпретаций;
- прослеживание по партитуре.
|
III. Обсуждение
| - опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне;
- выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа;
- проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства;
- стимулировать активность мышления учащихся;
- формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога.
| - эмоциональность;
- краткость;
- активность;
- оперативность;
- уважение к любому высказыванию детей;
- создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения.
| - беседа;
- разъяснение;
- пример;
- анализ ситуаций;
- проблемное задание;
- дискуссия;
- метод эвристических вопросов.
|
IV. Разучивание
| - постижение смысла художественного образа песни;
- построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств в создании музыкального образа;
- осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни;
- рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков;
- освоение мелодии и текста песни;
- тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала;
- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем произведения;
- вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы;
- активная эмоциональная и интеллектуальная включенность учащихся в процесс работы;
- создания условий для выявления творческих потенций личности;
- построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности;
- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;
- соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия.
| - эмоциональность;
- конкретность;
- тщательная предварительная проработка партитуры;
- планирование каждого этапа работы;
- четкость постановки учебных задач и обязательная оценка качества их выполнения;
- отдельная проработка наиболее сложных фрагментов;
- использование разнообразных методов работы;
- сознательное отношение детей к работе.
| - метод предупреждения ошибок;
- метод сравнения;
- фонетический метод;
-объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод мысленного пения;
- метод анализа ситуаций;
- метод игрового проектирования;
- метод разучивания по слуху;
- метод свободного дирижирования;
- метод высотного моделирования;
- метод пластического интонирования;
- метод создания ассоциаций;
- метод театрализации;
- метод разучивания по партитуре;
- метод сольфеджирования;
- метод сольмизации;
- пение с опорой на нотную запись;
- транспонирование песни или ее части в удобную тональность;
- пение вокализом песен или их частей;
- выстраивание первого звука;
- настройка на тональность;
- вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов;
- ритмизация;
- вычленение и исполнение ритмического рисунка по слуху, по графической или нотной записи;
- вычленение учащимися своей партии из звучащей партитуры;
- выстраивание на фермате созвучий, аккордов;
- активное тихое произношение текста песни;
- активная артикуляция текста при пении про себя.
|
V. Впевание.
| - освоение формы в процессе целостного исполнения;
- доминирование исполнительских задач;
- достижение необходимого качества певческого звучания;
- достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать;
- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;
- активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности.
| - одухотворенность;
- включенность в активное музицирование;
- творческое отношение учителя и учащихся;
- ощущение живого сотворения музыки;
- диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением;
- абсолютное взаимное доверие хора и дирижера.
| - целостное исполнение;
- сравнение различных интерпретаций разных исполнителей;
- сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя;
- звукозапись исполнения с последующим обсуждением;
- исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением;
- исполнение в концертных условиях.
|
VI. Концертное исполнение
| - создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;
- стимулирование творческого эмоционального подъема;
- создание необходимого эмоционального настроя;
- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
| -одухотворенность;
- собранность;
- внимательность;
- волевая сконцентрированность;
- умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения;
- активное, творческое музицирование;
- сотворчество;
- полная самоотдача;
- проживание музыкального образа исполняемого произведения.
| - метод создания эмоционального состояния;
- метод театрализации;
- приемы взаимодействия хора и дирижера.
|