ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА
Симметрия, метр, ритм, модуль – эти, имеющие выраженную математическую природу, категории наиболее выражены в орнаменте, самой математически строгой области изобразительного искусства. Виды орнамента по закономерностям построения:
2. Розетты (фр.) - в кругу или многоугольнике.
3. Раппорт (фр. rapport–соответствие, сходство) - сетчатый орнамент, равномерно и бесконечно заполняющий поверхность.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.
Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб. Следует указать, что такая трактовка понятия делает раппорт основополагающим элементом симметрических преобразований. Орнаментальные ленты также могут считаться ленточным раппортом: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник. Наконец, выделяется геральдический (обратный), раппорт который может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Основные виды орнамента по изобразительному началу:
2. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль. 3. Геометрический орнамент. Возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Развитие основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.
4. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
5. Зооморфный, звериный или тератологический (от греч. - чудовище), – тип древнего и средневекового декоративного искусства и орнамента, восходящий к тотемному почитанию зверя-прародителя. Основан на гибком переплетении стилизованно-растянутых тел реальных и сказочных животных и птиц. В 1 тыс. до н. э. распространен у скифов, алтайцев, фракийцев и др. народов степи и лесостепи, а в 1 тыс. – у кельтов и германцев, в ирландских миниатюрах и в скандинавском искусстве. В русском искусстве звериный стиль существовал в книжной миниатюре (Новгородские рукописи 14 в.).
6. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
7. Текстовой или каллиграфический, эпиграфический (от греч. – надпись) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.
9. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства Рассмотрим особенности построения орнаментов, основанных на бесконечных симметрических преобразованиях – ленточных и раппорта.
В музыке существует понятие «контрапункт», обозначающее одновременное звучание нескольких самостоятельных голосов. В орнаменте в соответствием с этим принципом могут развиваться независимо друг от друга несколько структурных матриц: Раппорт, построенный на основе ритма, выглядит живописнее, в силу непредсказуемости чередования некоторых качеств или элементов.
Законы орнаментальной композиции: Отдельные виды орнамента пользуются особой известностью. Рассмотрим некоторые из них. АРАБЕСКА (от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.
ГРОТEСКИ (ит. Grottesco – причудливый, от grotto – грот) – орнаментальные мотивы, распространенные в эпоху Возрождения. В основу положены мотивы античных росписей, сохранившихся под землей в древнеримских «гротах» (подземных помещениях дворцов) – сложные по композиции причудливые сочетания орнаментальных завитков, гирлянд, ваз, архитектурных элементов, фигур людей и фантастических животных.
С точки зрения содержания орнамент может выражать определенную тему, хотя это не является его основным назначением (по крайней мере, в наши дни), а с точки зрения формы его пластическая, или формальная основа может выражать гораздо более широкие идеи о мироздании, нежели конкретный сюжет. Активное использование математических закономерностей в качестве формальной основы позволяет в орнаменте добиваться того, что невозможно в фигуративной живописи и графике – предельной степени обобщения
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |