Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА



2015-11-23 5558 Обсуждений (0)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА 4.75 из 5.00 8 оценок




 

Симметрия, метр, ритм, модуль – эти, имеющие выраженную математическую природу, категории наиболее выражены в орнаменте, самой математически строгой области изобразительного искусства.
Орнамент (лат. «украшение») – узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов.
На возникновение орнамента оказали влияние древние технологические процессы (переплетение нитей, отпечатки прутьев и т.п.) и древние магические символы.

Виды орнамента по закономерностям построения:
1. Орнаментальные ленты (фриз, бордюр, кайма)

2. Розетты (фр.) - в кругу или многоугольнике.

3. Раппорт (фр. rapport–соответствие, сходство) - сетчатый орнамент, равномерно и бесконечно заполняющий поверхность.

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб.

Следует указать, что такая трактовка понятия делает раппорт основополагающим элементом симметрических преобразований. Орнаментальные ленты также могут считаться ленточным раппортом: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник.

Наконец, выделяется геральдический (обратный), раппорт который может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
В таком случае раппортной композиции будет противопоставлена другая разновидность – штучная замкнутая композиция, в которой повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого (головные платки, панно, гобелены и т. п.).

 

Основные виды орнамента по изобразительному началу:
1. Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

2. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

3. Геометрический орнамент. Возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Развитие основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

4. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

5. Зооморфный, звериный или тератологический (от греч. - чудовище), – тип древнего и средневекового декоративного искусства и орнамента, восходящий к тотемному почитанию зверя-прародителя. Основан на гибком переплетении стилизованно-растянутых тел реальных и сказочных животных и птиц. В 1 тыс. до н. э. распространен у скифов, алтайцев, фракийцев и др. народов степи и лесостепи, а в 1 тыс. – у кельтов и германцев, в ирландских миниатюрах и в скандинавском искусстве. В русском искусстве звериный стиль существовал в книжной миниатюре (Новгородские рукописи 14 в.).

6. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

7. Текстовой или каллиграфический, эпиграфический (от греч. – надпись) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.


8. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

9. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства

Рассмотрим особенности построения орнаментов, основанных на бесконечных симметрических преобразованиях – ленточных и раппорта.
В бордюрах различают семь разных видов симметрии, а в раппортах – семнадцать.

В музыке существует понятие «контрапункт», обозначающее одновременное звучание нескольких самостоятельных голосов. В орнаменте в соответствием с этим принципом могут развиваться независимо друг от друга несколько структурных матриц:
1. Сетка линейных элементов - их размеров и форм
2. Сетка тоновых отношений
3. Сетка цветовых чередований
4. Сетка фактурных эффектов
5. Сетка ориентаций и др.
Раппорт или орнаментальная лента, состоящие из даже самых простых элементов, благодаря приему контрапункта могут развиваться до высочайшего уровня сложности.

Раппорт, построенный на основе ритма, выглядит живописнее, в силу непредсказуемости чередования некоторых качеств или элементов.

Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число ''три'' является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей

Отдельные виды орнамента пользуются особой известностью. Рассмотрим некоторые из них.

АРАБЕСКА (от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

ГРОТEСКИ (ит. Grottesco – причудливый, от grotto – грот) – орнаментальные мотивы, распространенные в эпоху Возрождения. В основу положены мотивы античных росписей, сохранившихся под землей в древнеримских «гротах» (подземных помещениях дворцов) – сложные по композиции причудливые сочетания орнаментальных завитков, гирлянд, ваз, архитектурных элементов, фигур людей и фантастических животных.

 

С точки зрения содержания орнамент может выражать определенную тему, хотя это не является его основным назначением (по крайней мере, в наши дни), а с точки зрения формы его пластическая, или формальная основа может выражать гораздо более широкие идеи о мироздании, нежели конкретный сюжет. Активное использование математических закономерностей в качестве формальной основы позволяет в орнаменте добиваться того, что невозможно в фигуративной живописи и графике – предельной степени обобщения

 



2015-11-23 5558 Обсуждений (0)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА 4.75 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)