Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Инфляция спроса – в экономике возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен




Инфляция спроса может быть вызвана как монетарными, так и немонетарными факторами.

Монетарные факторы:

♦ рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

♦ возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

Немонетарные факторы:

♦ изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

♦ структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция спросапорождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства («инфляция покупателей»). Этот вид инфляции был впервые исследован в рамках кейнсианского анализа.

Влияние увеличения совокупного спроса на инфляцию зависит от того, на каком участке AS находится экономика в данный момент (рис. 6.1):

1) горизонтальном («кейнсианском»), соответствующем неполной занятости в экономике, увеличение AD не сказывается на росте цен, вызывая соответствующее AD увеличение объема предложения (расширение производства осуществляется за счет неиспользованных производственных мощностей);



2) на промежуточном (восходящем) участке увеличение совокупного спроса вызывает рост цен и объема предложения;

3) на вертикальном («классическом»), соответствующем полной занятости в экономике, когда расширение производства практически невозможно, увеличение совокупного спроса толкает цены вверх, в то время как объем предложения остается неизменным.

 
 

В модели «крест Кейнса» развивалась концепция инфляционного разрыва (рис 6.2.). При инфляционном разрыве планируемые совокупные расходы превышают величину ВНП, достигаемую при полной занятости, т. е. Y0>Y*.Однако удовлетворить AD нельзя, так как в экономике уже обеспечена полная занятость. Инфляция может остановиться, если произойдет перераспределение доходов в пользу лиц, обладающих высокой склонностью к сбережению. В этом случае произойдет сокращение AD (сдвиг линии планируемых расходов), и инфляционный разрыв будет ликвидирован.

 


2. Инфляция издержек – цены растут в результате роста издержек производства в условиях недоиспользования производственных мощностей. Экономика второй половины XX в. характеризуется не только инфляцией спроса. Для современной экономики инфляция спроса есть своего рода рыночная классика. Сейчас ни одна страна достаточно долго не имеет ни полной занятости, ни свободного рынка, ни стабильных цен. Цены растут постоянно, даже в период спада (при недогрузке мощностей на 30%).


В результате роста издержек происходит сокращение производства и кривая совокупного предложения AS смещается влево, обусловливая тем самым повышение уровня цен с Р0 до Р1 (рис. 6.3.).

В развитой рыночной экономике спад может ликвидировать первоначальный рост издержек производства (конкуренция и банкротство предприятий с низким уровнем рентабельности и высокими издержками).

Для современной экономики характерен монополизм, который может быть источником роста издержек. Он проявляется в трех формах. Его источники — действия государства, профсоюзов и самих предприятий (фирмы).

1. Государственный монополизм. Например, за выполнение госзаказа устанавливаются монопольно высокие цены. Исполнители заказа уже не стремятся сокращать издержки, покупают дорогое сырье и полуфабрикаты. Здесь мы наблюдаем эффект мультипликатора: рост цен идет по нарастающей. В административно-командной экономике монополия государства сливается с монополией промышленности, и затратный механизм ценообразования, гласно и негласно одобряемый государством, подталкивает рост издержек производства.

Государство может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм. Так, повысив ставку процента, государство в лице центрального банка провоцирует удорожание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но, чтобы выплачивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут покрывать кредит за счет потребителя. Высокий уровень налоговых ставок срабатывает в том же направлении. Особенно это касается косвенных налогов (НДС, акцизы). В царской России 60% всей налоговой массы приносили косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный акцизы) в сумме 401 млн руб. Косвенные налоги плюсуются к цене, т.е. являются инфляционным фактором. В январе 2002 г. в России введение 10%-ного НДС на лекарства увеличило их цены на 25-30%; отмена НДС на печатную продукцию повысила ее цену на 30-37%.

2. Монополия предприятий (фирм) на установление цен. Марксистская литература рассматривала монополию предприятий как главную причину инфляции.

Классический пример — энергокризис 70-х годов XX в. Страны Ближнего Востока повысили цены на нефть, однако сырьевые монополии, несмотря на огромные запасы нефти в США и т.д., взвинтили цены. Подобный рост цен через мультипликатор привел к подорожанию других, прежде всего технологически зависимых от нефти продуктов и товаров. В итоге темп инфляции за 1972—1974 гг. подскочил с 3 до 12%, т.е. в четыре раза. Аналогичный рост издержек был порожден и в 1978— 1980 гг. при росте цен на нефть.

3. Монополия профсоюзов. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет существенную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о повышении оплаты труда нередко объявляют чуть ли не главным источником и инфляции спроса и инфляции предложения. Речь идет о требованиях увеличить заработную плату выше, чем позволяют экономические условия. Пределы роста заработной платы в долгосрочной перспективе определяются повышением производительности труда. Когда прибыли низкие, границы роста заработной платы узкие. Может возникнуть «инфляционная спираль»: повышение заработной платы увеличивает издержки — растет цена товаров — в силу дороговизны товаров профсоюзы требуют нового повышения окладов — в ответ предприниматели опять повышают цены и т.д. Цены растут «снежным комом». И идут споры: предприниматели обвиняют профсоюзы и требуют применить к ним антимонопольное законодательство, профсоюзы и политические партии — предпринимателей (рис. 6.4.).


Правда, те же профсоюзы порой косвенно сдерживают инфляцию предложения, поскольку пересмотр трудовых соглашений может осуществляться лишь через определенные периоды времени (один год, три года и т.д.).

 

Измерение инфляции.

 

Как уже отмечалось ранее, условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально выводится из уравнения обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег:

MV = PY,

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег;

Р — цены товаров;

Y — реальный доход;

PY — номинальный доход.

 
 

Если записать уравнение обмена в темпах прироста:

 
 

То условие возникновения инфляции:

Отсюда можно вывести три дополнительные причины инфляции:

1) рост денежной массы;

2) повышение скорости обращения денег;

3) падение объемов выпуска продукции.

Самая главная причина – рост денежной массы в экономике – может быть следствием ошибочной денежно-кредитной политики Центрального банка, а также бюджетного дефицита, толкающего государство на выпуск дополнительных денег. Опыт показывает, что почти во всех странах инфляция порождается дефицитом государственного бюджета. Правительство печатает новые деньги, так как это прежде всего альтернатива получения налогов. Доход от печатания денег получил название сеньораж (в средневековой Европе феодалы имели право чеканить монету на своей территории). В наши дни это право принадлежит государству, и оно им иногда пользуется. Печатая деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег. На эти деньги оно может что-то приобрести. Но чем больше приобретает государство, тем меньше остается населению: население будет покупать меньше по причине инфляции, которая делает его беднее.

Когда государство печатает новые деньги, оно сокращает стоимость имеющихся запасов денег в обществе, так как это приводит к росту товарных цен. Подобное явление экономисты называют инфляционным налогом, поскольку инфляция является налогом на наличные деньги.

Такое поведение государства заставляет население ожидать повышение уровня цен и закладывать это повышение в свою экономическую деятельность. Так, например, если экономические субъекты ожидают годовую инфляцию в размере 10%, то они скорректируют свои номинальные доходы: в трудовых договорах будет предусмотрен рост заработной платы; арендная плата будет увеличена; при банковских операциях номинальная процентная ставка возрастет на 10% по сравнению с реальной. Такое поведение получило название «эффект Фишера».

Эффект Фишера – в случае ожидаемой инфляции ставка процента корректируется на темп инфляции.

i = r + πе,

где πе – уровень ожидаемой инфляции;

i – номинальная процентная ставка – является платой за пользование кредитными средствами;

r – реальная процентная ставка – плата за пользование кредитными средствами, оцененная в количестве реальных товаров и услуг.

 
 

Если темпы инфляции превышают 10%, то уравнение эффекта И. Фишера имеет следующий вид:

 

Уровень инфляции π называется темпом инфляции, который показывает темп изменения общего уровня цен. Поскольку инфляцию определяют через индекс потребительских цен, то темп инфляции определяется по формуле:

π = Iцен текущего года - Iцен базисного года х 100%.
Iцен базисного года

Существует и такой способ измерения инфляции, как «правило 70». Он позволяет посчитать число лет, на протяжении которых происходит удвоение уровня цен.

Количество лет, необходимых для удвоения цен =
π

Например, в России в 1992 г., когда среднегодовая инфляция составила около 2600%, цены удваивались практически каждые 10 дней. В 1993 г., при сокращении инфляции до 1000%, удвоение цен происходило на протяжении 26 дней.

При такой инфляции, разумеется, деньги утрачивают все или часть своих функций. В крайнем своем проявлении инфляция приводит к потере доверия к денежным знакам и к возрождению натурального (бартерного) обмена.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1758)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)