Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №10. 1.Англиканское исповедание. «Шестистатейный статут» короля. Пуритане в Англии



2015-11-23 859 Обсуждений (0)
Билет №10. 1.Англиканское исповедание. «Шестистатейный статут» короля. Пуритане в Англии 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестан­тизма было принять четкие церковные формы и организоваться для решительного отпора, поднявшись над разрозненными усили­ями реформы в отдельных странах. Продолжатели дела Кальвина действовали в иной историчес­кой обстановке, где царил дух церковной реакции и Церковь ис­кала сближения с народными, антимонархическими силами. Каль­винисты выводят теорию сопротивления нечестивой и тираничес­кой власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на церковную жизнь. Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию, «имущественно на западе, под названием Реформатской Церкви, в Нидерландах, во Франции, где они были известны как гугеноты, в Шотландии и Англии — под общим названием пуритане и в Польше. В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли и до середины XVI в. условия терпимости на него не распространялись. В Нидерландах (Бельгии и Голландии) он получил распространение преимущественно среди низших классов, особенно в го­дах, и носил революционный характер. Значительную политическую роль сыграли нидерландские кальвинисты в борьбе против господства Испании во второй половине XVI в. Дальнейший скол на религиозной и политической почве существенно ослабил кальвинизм в Нидерландах. Французские кальвинисты (гугеноты) в учении о строе Церкви стояли ближе других к родоначальнику направления. В середине XVI в. во Франции насчитывалось до двух тысяч кальвинистских общин, а в 1559 г. собрался первый церковный синод гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, у которого чисто религиозные стремления переплетались с политико-социальными и кальвинистский идеал народовластия оказывался удобным предлогом для возвращения дворянству ло­гических прав. Поэтому, начав свою деятельность как церковная организация, гугеноты в скором времени превратились в ло­гическую партию, во главе которой стояли Бурбоны. Вражда с католической партией Гизов и политические интриги светских монархов привели к ряду религиозных войн, принесших гугенотам некоторые льготы. Тем не менее, вторая половина XVI в. характеризуется наиболее ожесточенным столкновением гугенотов с правительством и католическим большинством после так называваемой Варфоломеевской ночи, когда в ночь на 24 августа 1572 г. Екатериной Медичи, регентшей при малолетнем сыне — короле Карле IX, было организовано массовое избиение гугенотов. В конце XVI в. гугеноты получили официально признание как политическая организация, действующая под контролем французского короля. С развитием среди гугенотов веротерпимого и свободомыслящего направления они постепенно теряют силу как политическая организация и в 1629 г. полностью теряют политические права. В Шотландии кальвинизм стал распространяться в середине XVI в. и имел тесную связь с политической оппозицией против династии Стюартов. Вождем его стал Джон Нокс, ученик Каль­вина, сочетавший черты его сурового характера с качествами по­литического агитатора и народного трибуна. Он сумел поднять религиозное восстание, добился низложения династии «нечести­вых государей» и введения в Шотландии кальвинизма, получив­шего название Пресвитерианской Церкви. Эта Церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительные права священникам, избиравшимся церковными советами. Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, желавшей восстановить като­лические богослужения. После ее низложения пресвитерианство достигло в Шотландии полного торжества. В Англии кальвинизм развивается после введения Реформа­ции государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной Протестантской Церкви — анг­ликанству. Еще при Елизавете и даже раньше — при архиепископе Кранмере в английском протестантизме наметилось радикальное направление, представители которого были недовольны сохране­нием в англиканской Церкви епископата и римо-католического обряда. Они добивались полного «очищения» Церкви от папистических традиций и полной ее кальвинизации. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение Церкви получили название пуритан (от латинского слова purus — чис­тый). С точки зрения официальной Церкви они были «нонконформисты», то есть отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры — разногласные). Пуритане составили сильную оппозицию королевской власти. Движение пуритан не было однородным. Отделившись от господствующей Епископальной Церкви (1567), одни из пуритан учредили церковную организацию, управляемую выборными пре­свитерами, отчего стали называться пресвитерианами, другие по­шли еще дальше. Считая пресвитерианство недостаточно ради­кальным, представители крайнего пуританства — конгрегационалисты, или индепенденты, отвергли пресвитерианское устройство, провозгласили полную самостоятельность отдельных общин конгрегации не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. За пределами общины не должно быть для верующего никаких авторитетов, никакой власти. До XVII в., при Елизавете Тюдор, оппозиция пуритан носила чисто религиозный характер. Положение изменилось в XVII в. при Стюартах, когда религиозная оппозиция соединилась с поли­тической. Пуритане стали борцами за политическую свободу. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории. Допуская королевское верховенство в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих пуритан выселиться во вновь основанные колонии в Северной Америке, здесь английский кальвинизм, распавшись на многие течения, затихает и утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Бого­словские основы нового вероисповедания представляют собой сложную смесь католицизма, лютеранства и кальвинизма. Осно­воположником идей англиканства является архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер (1489-1556). Английская Церковь с момента утверждения в ней Реформа­ции получила название Англиканской Церкви. Вне территории Великобритании англикане называют ее Епископальной Церко­вью. Возглавляют Церковь два архиепископа — Кентерберийский, примас Англии, и Йоркский, а также 32 епископа. Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на население, отражались на экономике страны. Английские цер­кви папа облагал налогами сам, не спрашивая согласия английско­го короля. Короли безуспешно старались противодействовать пап­скому абсолютизму, заявляя свои права на участие в решении ан­глийских церковных дел своего государства. Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324-1384), высказывавший взгляды подобные тем, которые потом стал распространять Лютер. Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547) из династии Тюдоров. Поначалу го­рячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (тет­кой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать проти­возаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-ка­толической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежден­ным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. По­слушный примасу Собор римско-католических епископов Англии аннулировал брак короля с Екатериной Арагонской и признал законным брак с Анной Болейн. Одновременно с этим англий­ская Церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого (1534) парламент объявил короля «единственным верховным гла­вой на земле английской Церкви». Епископы должны были про­сить у короля подтверждения своих церковных прав. Однако король не склонен был вести английскую Церковь по лютеранскому пути. Он хотел сохранить неизменным прежнее католическое, вероучение и культ. Иных взглядов держался архи­епископ Томас Кранмер, стремившийся к коренной реформации Церкви. Эдуард VI (1547-1553), сын короля Генриха VIII, вступил на престол десятилетним мальчиком. При нем значение архиепископа Кранмера усилилось. Став одним из регентов, Кранмер продол­жил дело реформации Английской Церкви. В 1539 г. был издан под редакцией и с предисловием Кранмера английский перевод Библии, затем Кранмер занялся упрощени­ем богослужения. Регенты, правившие за малолетством Эдуарда VI, и сам молодой король были под его сильным влиянием. Кранмер теперь уже открыто выражал сочувствие протестантизму. По его инициативе в 1549 г. была выпущена «Книга общественного богослужения», или «Книга общих молитв» Неоднократно пересмотренная, она и в настоящее время является в Англиканской Церкви служебником, в который введена и дог­матика. Но ее появление не остановило догматических споров, поскольку они были изложены в ней недостаточно ясно и опреде­ленно. В том же 1549 г. была издана «книга гомилий», в подго­товке которой Кранмер принимал большое участие. В 1552 г. из­дан Символ веры Англиканской Церкви, составленный Кранмером при содействии Меланхтона. Систематическим изложением воззрений реформированной Церкви явились написанные Кранмером в 1552 г. 42 члена веро­учения, в основу которых положено лютеранское «Аугсбургское исповедание» и некоторые положения кальвинизма. Ос­новное содержание этого документа состоит в следующих утвер­ждениях: учение Священного Писания достаточно для спасения. Три символа — «Никео-Цареградский», «Афанасьевский» и «Апостольский» должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Священного Писания. Уче­ние о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские Соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только Креще­ние и Вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказа­но из Священного Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными. Таким образом, при юном Эдуарде VI над умеренной концеп­цией, которой держался его отец, возобладала значительно более радикальная концепция архиепископа Кранмера. Однако в бурном развитии английской Реформации уже наме­чалось течение еще более кардинальное, представителями которо­го стали уже упоминавшиеся «нонконформисты», или пуритане. Между тем английской Реформации всех оттенков готовился сильнейший удар с другой стороны. В 1553 г. через несколько не­дель после опубликования 42-х членов Эдуард скончался и на престол вступила Мария Тюдор. Дочь Екатерины Арагонской, внучка испанских королей по материнской линии, Мария Тюдор (1553-1558) унаследовала от них горячую приверженность к католицизму и вошла в историю под именем Марии Католички, или Марии Кровавой. Она стала женой испанского короля Филиппа II (сына Карла V) и в политике опиралась на тесный союз с католической Испанией. Английская Церковь вновь была объявлена подчиненной папе, началось преследование противников папизма, искоренение всего того, что было порождено Реформацией. Архиепископ Кранмер, отказавшись признать Марию законной королевой Англии, заявил о своей верности реформаторской линии, которую называл согласной с традициями Древней Церкви. Кранмера судила в 1554 г. особая комиссия римско-католических богословов и он был осужден на сожжение. Приговор, однако, в течение двух лет не при­шли в исполнение, рассчитывая на его раскаяние. У окон тюрьмы, в которой находился архиепископ Кранмер, намеренно был приведен в исполнение приговор над двумя другими осужденными вместе с ним епископами. Страшное зрелище сожжения близких людей потрясло Кранмера. В ужасе он стал молить о пощаде, но когда дело дошло до отречения, чувство долга взяло верх и он вновь подтвердил свои убеждения. 21 марта 1556 г. Кранмер мужественно взошел на костер. Это, конечно, были не единственные жертвы контрреформации в Англии. При Марии Кровавой было казнено за протестантизм более 200 человек. Мария Тюдор вскоре умерла, на престол вступила Елизавета Тюдор, дочь Анны Болейн. Продолжительное правление Елизаветы (1558-1603) ознаменовалось восстановлением и утверждением Реформации в Англии. Была восстановлена зависимость английской Церкви от королевской власти. В акте об этом английский король был объявлен «единым правителем королевства как в делах духовных и церковных, так и светских, но все же не вер­ным главой» английской Церкви, как то было при Генрихе VIII. Первоочередной задачей Елизаветы, признавшей Реформацию, было восстановление разгромленной Марией кранмеровской церковной иерархии. На Кентерберийскую кафедру Елизавета назначила Матфея экера. Рукоположение его было совершено в 1559 г. При обсуждении вопроса об англиканском священстве всегда приходится касаться истории хиротонии Матфея Паркера. Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление написанных Кранмером 42-х членов. После долгих споров они были значительно переработаны и сокращены до 39-ти. В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, которые являются официальным, хотя и неполным изло­жением веры англикан, имеются догматы, вполне согласные с Православием (о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и другие), а также учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые тоже приближают Англиканскую Церковь к Пра­вославию (отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индуль­генций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духо­венства, отрицание главенства папы над всей Церковью). В то же время они содержат и ряд заблуждений, оставшихся от като­лицизма (исхождение Св. Духа «и от Сына») и лютеранства (учения о первородном грехе и о состоянии человека после паде­ния, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, о том, что Восточные Церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, протестантское учение о таинствах). Они включают еще ряд уче­ний, изложенных неопределенно, которые могут быть поняты по-разному (о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле) и, наконец, признание церковного главенства короля. В 1571 г. 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве важнейшей символической кни­ги вероопределения Англиканской Церкви. Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан, разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англиканской Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам. Высокоцерковники — это протестантская церковная аристок­ратия, подчеркивающая типичные особенности англиканства, государственный характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея высокой Церкви: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской церкви все, что в ней содержится от древних времен, приближение ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее раздела. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранение католических традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов и как сторонники авторитета и прав короны и Церкви. Низкоцерковники представляют собой крайние течения протестантизма с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. Из книг Священного Писания особенным уважением у них пользуется Пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех местах, которые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. К середине XIX в. низкая Церковь численно уменьшилась стала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой церкви называют себя евангеликами. Широкоцерковники — это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют «индифферентной Церковью». Они стремятся к единению всех течений на основе веротерпимости. Предоставили широкой Церкви считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане — братья между собой и осознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами веры, данной Хрис­том, отрицая догматику, широкая церковь воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы, — «мораль без догмы». Генрихом VIII так называемый "Кровавый шестистатейный статут", в котором под страхом смертной казни запрещалось: 1. говорить или писать что-либо против пресуществления; 2. настаивать на необходимости причащения под двумя видами; 3. вступать священникам в брак; 4. нарушать монашеские обеты; 5. говорить, что частые литургии бесполезны и 6. что устная исповедь перед священником излишняя. Со вступлением на престол малолетнего сына Генриха VIII, Эдуарда IV, благодаря покровительству лиц, стоявших во главе управления страной, протестантство получило перевес над католиками. В первые же дни управления Эдуарда VI парламент отменил "Кровавый статут", дозволил священникам вступать в брак, воспретил почитание икон и святых мощей. В 1548 году издается "Книга общих молитв", реформируется богослужение, а в 1552 году издается новое исповедание веры в 42-х членах. В этом исповедании весьма близко к протестантству изложены следующие пункты вероучения: о Священном Писании, оправдании, о Церкви, о таинствах вообще, об евхаристии, чистилище, индульгенциях, иконах, о призывании святых и молитвах за умерших. Вскоре был издан "Общий молитвенник и обрядник", извлечение из которого, под именем "Малого катехизиса", было предназначено для народа. В этом молитвеннике освящение воды, употребление колоколов и другие обряды названы суевериями и отменены. Сближаясь позже, в царствование Эдуарда VI, с протестантами, Англиканская Церковь сохранила у себя иерархическое устройство с тремя степенями священства, дозволив своему духовенству вступать в брак. Так закончился второй период англиканской реформации, главная задача которого состояла в примирении враждующих между собою религиозных партий: католической, лютеранской и реформаторской. Эта цель достигнута не была, во-первых, потому, что в новом изложении веры было допущено много неточных и двусмысленных выражений, в которых каждая партия могла видеть свое учение, и, во-вторых, потому, что верующий народ Англии не принял многого из новых идей, подняв в ряде мест страны восстание против обнародованных 42-х членов и "Общего молитвенника". Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление 42-х членов веры, принятых при Эдуарде VI. После долгих споров была утверждена новая символическая книга в составе 39-ти членов, также представляющая странную смесь католичества, лютеранства и реформаторства. Учение о вере в этой книге изложено в выражениях неясных и двусмысленных. И естественно, что в Англиканской Церкви после объявления 39-ти членов как обязательной нормы христианского учения единства не получилось – партии по-прежнему продолжают существовать. Эти партии существуют в ней и в настоящее время под названиями: "Высокой Церкви", "Низкой Церкви" и "Широкой Церкви".



2015-11-23 859 Обсуждений (0)
Билет №10. 1.Англиканское исповедание. «Шестистатейный статут» короля. Пуритане в Англии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет №10. 1.Англиканское исповедание. «Шестистатейный статут» короля. Пуритане в Англии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)