Вспомогательные исторические дисциплины в изучении истории родного края
Важнейшими источниками по изучению края являются данные вспомогательных исторических наук: палеографии, нумизматики, геральдики, топонимики, антропологии. Палеография – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии. В качестве основных писчих материалов на Руси до появления относительно дешевой бумаги использовались пергамент и береста. Первая берестяная грамота в Белоруссии была найдена в Витебске в 1959г. во время земляных работ на территории Нижнего замка. Палеографические особенности грамоты позволяют датировать ее рубежом 13-14в.в. О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма. Орудия для письма на бересте и навощенных дощечках – писала – заостренные металлические стержни с лопаточкой для заглаживания воска на противоположном конце найдены при раскопках Минска, Новогрудка, Волковыска, Друцка и др. История белорусской письменности начинается с первой половины 13в., когда появляются первые письменные памятники с характерными признаками белорусского языка (договорная грамота смоленского князя Мстислава с Ригой и Готландом 1229г., грамота полоцкого князя Изяслава около 1265г.). История белорусской печатной книги связана с именем выдающегося мыслителя, гуманиста, основоположника белорусского книгопечатания Франциска Скорины из Полоцка. Продолжателями его традиций были С. Будный, В. Тяпинский, П. Мстиславец. В 16в. во многих белорусских городах и местечках основываются типографии и печатаются книги. При изучении печатных и рукописных текстов, написанных на бумаге, важнейшими датирующими признаками являются бумажные водяные знаки – филиграни. По водяному знаку на бумаге можно установить географическое место бумажной мельницы, приблизительную дату изготовления бумаги, и с помощью этих сведений датировать письменный памятник. Топонимика – наука, занимающаяся изучением происхождения и изменения географических имен. Водные названия выделяют в специальный отдел топонимики – гидронимику. Названия мелких объектов (улиц, урочищ, оврагов, ручьев) изучает микротопонимика. Топонимика – это раздел лингвистики, но она по прежде всего связана с географией, поскольку включает в себя номенклатуру географических объектов, являющихся предметом изучения географией. С другой стороны, географические названия, будучи связаны с исторической жизнью людей и ею обусловленные, заключают в себе ценную историческую информацию и потому позволяют рассматривать их как особый вид исторических источников, а саму науку топонимику – в качестве вспомогательной исторической дисциплины. Возникновение названия обусловлено рядом обстоятельств, порождено исторической обстановкой, отражает веяние эпохи. Это дает краеведу основание для увязывания топонима с историей, возможность через названия осветить историческую обстановку, либо наоборот, исходя из исторической ситуации, попытаться объяснить возникновение и первоначальный характер того или иного населенного пункта или топонимического типа. Найти истинную причину появления и первоначального значения названия не всегда легко. Топонимы подвержены изменчивости, и чем они старше, тем больше вероятность, что названия дошли до нас в измененном виде. Особенно заметны изменения фонетические. Не только время, но и переход из одного языка в другой, изменения в самом языке или нескольких языках, которые пережил топоним, ошибки при переводе его в письменную форму могут до неузнаваемости изменить первоначальное звучание топонима. Историк-краевед должен привлечь топонимику как источник для решения исторических вопросов, извлечь из нее историческую информацию, может быть единственную в своем роде. Совместное изучение топонимического и архивного материала необходимо для установления местонахождения и приблизительных размеров владений различных боярских и дворянских семей. Гидронимический материал особенно часто привлекается для установления ареалов древних племен и народов. Сначала определяется языковая принадлежность топонима, затем картографированием речных названий, относящихся к определенной языковой группе, устанавливается область распространения народа, говорившего на языке данной группы и оставившего эти названия. Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю денежных систем и денежного обращения, техники монетных эмиссий (производства), медальерного искусства. Монета характеризуется двумя основными группами признаков – материальной (металл, вес, монетная стопа, проба) и внешней (поле, гурт, опушка, легенда и изображение, лицевая и оборотная сторона). Важнейшие достоинства монет как исторического источника – их массовость, серийность, хронологическая непрерывность, способность чутко реагировать на экономические и политические потрясения изменением как качественных показателей, так и внешнего вида и, наконец, их непосредственное участие в повседневной жизни современных им людей. Монеты сочетают в себе особенности материальных и письменных памятников истории. Их легенды сообщают о странах, городах и государственных деятелях, не известных по другим источникам; рисунки поражают своим разнообразием: демонстрируют бытовую утварь, орудия производства и вооружение, одежду и прически людей, личные и государственные гербы различных эпох, произведения искусства, не сохранившиеся до наших дней, целые портретные галереи исторических лиц.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |