Тема 4. Этнография и этнографические источники
Учебно-методический комплекс
Ставрополь
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета.
Автор-составитель: Кандидат исторических наук, доцент О.Ю. Служак.
Рецензенты: Профессор кафедры теории и истории государства и права СевКавГТУ, д.и.н. Т.А. Невская Доцент кафедры историографии и источниковедения к.и.н. И.В. Нахаева
Историческое краеведение: Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 60 с.
Настоящее издание содержит программу, планы семинарских занятий по курсу «Историческое краеведение», методические рекомендации к ним, перечень рекомендуемой литературы, а также тестовые задания для самостоятельной подготовки студентов и контроля их знаний. Предназначено для студентов исторических факультетов очной и заочной форм обучения.
Пояснительная записка. Историческое краеведение – одна из отраслей исторического образования, которая характеризуется, прежде всего, локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры. Дисциплина «Историческое краеведение» имеет важное значение как для будущих педагогов, так и для научных, музейных и архивных работников. Основное назначение курса – подготовить студентов к самостоятельной краеведческой работе в музеях, архивах, школах. Курс имеет не только познавательное, но и воспитательное значение, что особенно актуально в нашем многонациональном регионе. Цель настоящего курса – вооружить студентов знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы – навыками работы с письменными источниками в архиве, в музее, в библиотеке, методикой полевых и камеральных археологических и этнографических исследований, методикой сбора фольклорного материала, основами знаний в области исторической топонимики, музееведения, архивного дела. Историческое краеведение является методологическим курсом, объединяющим целый комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию истории края. Тематика дисциплины имеет определенную связь со следующими дисциплинами учебного плана - Археологией России, Историей Ставрополья, Историей народов Северного Кавказа, Этнологией, Архивоведением. Поэтому программа, не дублируя данные курсы, сформирована таким образом, чтобы расширить научный кругозор студентов и способствовать развитию их самообразования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА КУРСА I. Введение. Тема 1. Предмет и основные понятия курса. Понятие «краеведение». Государственное, общественное и школьное краеведение. Их взаимосвязь и особенности. Сущность исторического краеведения, его задачи, связь с другими историческими науками.
Тема 2. Становление и развитие исторического краеведения. Зарождение научного краеведения в XVIII веке. Роль русских учёных в собирании и исследовании местных материалов. Анкета В.Н. Татищева. «Академическая анкета» М.В. Ломоносова. Первое краеведческое общество. Топографическое описание губерний. Оформление различных направлений в краеведении. Зарождение школьного краеведения в конце XVIII века. Развитие исторического краеведения в XIX. Комплексные экспедиции Российской Академии наук. Краеведение в XX вв. Становление научной школы исторического краеведения. С.Ф. Ольденбург. Создание Союза краеведов России. С.О. Шмидт. Становление краеведческой исследовательской традиции на Северном Кавказе.
Тема 3. Археологическая наука и археологические источники по истории родного края. Археология и ее развитие. Методика полевых археологических исследований. Понятие археологической разведки. Методика поиска и выявления памятников археологии. Современные методы разведки. Понятие археологических раскопок. Виды раскопок. Методические особенности раскопок на поселениях и на могильниках. Правила разметки раскопа, составления чертежей, фиксации объектов. Полевая первичная консервация и реставрация находок. Камеральная обработка. Требования к составлению отчёта об археологических исследованиях. Тема 4. Этнография и этнографические источники. Этнография и её развитие. Основные школы и направления в этнографии. Связь этнографии с историей, археологией, антропологией, языкознанием. Описательная и теоретическая этнография. Методы сбора полевого этнографического материала. Наблюдения за жизнью и бытом отдельных групп населения или этнических общностей. Полевая работа этнографа. Стационарный и сезонный методы сбора материала. Правила ведения полевых тетрадей. Правила отбора информаторов и сравнительно-критический анализ информации. Эксперимент. Наблюдение.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |