Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя



2015-11-23 2013 Обсуждений (0)
Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Выше мы показали, какое большое значение имеют личность руководителя, его деловые и моральные качества в формировании благоприятного нравственного климата в коллективе. Следует отбросить распространенное мнение, согласно которому этика имеет лишь косвенное отношение к теории организации. Так, для подчиненного недостаточно честности руководителя, определяемой с точки зрения прокурорских инстанций. Для него более важными являются моральная позиция руководителя, его этический уровень, умение уважать достоинство тех людей, с кем он работает, кому отдает распоряжения и поручения. Важно, чтобы руководитель не уходил от ответственности, не использовал служебное положение для получения личных льгот.

Высокий этический уровень руководителя улучшает личные отношения в коллективе, вызывает доверие, мобилизует коллектив лучше работать, получать лучшие результаты. Личностные черты руководителя, его нравственно-психологические качества оказывают, как отмечалось выше, определяющее влияние на стиль руководства.

Идеальный образ руководителя, сконструированный благодаря американским и японским исследованиям в области менеджмента, основан на сочетании как интеллектуальных, личностных, так и деловых профессиональных качеств руководителя.

Выделяют общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя.

К общим нравственным качествам относятся гуманизм, справедливость, патриотизм.

Конкретные качества включают такие важные для руководителя характеристики, как нравственная воля (умение добиваться цели, завоевывать уважение), гражданская совесть, профессиональная честность (выражающаяся в деловой требовательности, умении говорить правду в глаза), коллективизм (организованность, дисциплинированность, общительность), мужество (смелость в решениях, умение переносить неприятности), принципиальность.

К специфическим качествам руководителя принято относить трудолюбие (увлеченность делом), скромность, ответственность (единство слова и дела, способность к риску), щедрость (способность оказать помощь, бескорыстие), оптимизм, великодушие (терпимость к недостаткам других, умение прощать обиды, незлопамятность).

К числу наиболее значимых, неотъемлемых качеств руководителя, следует отнести.

1. Уважение к людям (к коллегам, сослуживцам, подчиненным).

2. Умение строить коллективную работу.

3. Личную ответственность.

Это означает, что руководитель должен при всех случаях ориентироваться на достоинство людей, уважать в них личность, быть хорошим педагогом, уметь распознавать в человеке талант, создавать условия для творческого и профессионального роста сотрудников. Руководитель должен быть требовательным к себе и другим, брать на себя ответственность в случае неудачи, знать настроения людей, чтобы оперативно устранять возникшие проблемы.

Особенно большое значение в деятельности руководителя имеет его умение строить коллективную работу для достижения поставленных целей, способность делегировать подчиненным свои властные полномочия. Считается, что если человек умеет побуждать к деятельности других, то он хороший руководитель.

К важным психологическим качествам руководителя ученые и специалисты относят:

1) стиль мышления (умение мыслить проблемно, перспективно и системно, охватывать все стороны проблемы, оперативно принимать решения, учитывать конъюнктуру, быть самокритичным):

2) умение осуществлять деловое общение независимо от собственного эмоционального состояния;

3) достоинство и высшую ответственность при ведении любых дел;

4) высокую работоспособность, постоянное стремление к совершенству.

Для руководителя очень важно оказывать влияние на коллектив своим личным примером. Прежде всего, руководитель должен научиться управлять собой в любой ситуации. По своему положению он должен быть доброжелательным, тактичным, выдержанным. Вежливость и приветливость в общении с людьми всегда располагают и притягивают людей, усиливают их доверие к руководителю.

Ничто так не укрепляет авторитет руководителя, как его умение быть самокритичным, проявлять внимание к критическим замечаниям в свой адрес и не преследовать подчиненных за критику. Важно также не злоупотреблять единоначалием, чаще советоваться с сотрудниками, обсуждать с ними цели и задачи организации.

Руководитель должен внимательно продумывать технологию общения с людьми. Главная задача в этой области – наладить правильные неформальные отношения с работниками. Заботящийся о своем престиже руководитель должен прежде всего подумать о том, как, не рисуясь и не выставляя напоказ свои деловые и нравственные качества, завоевать у людей доверие, желание сотрудничать. Он должен отказаться от свойственного многим руководителям заблуждения, что с их приходом начинается настоящая история учреждения или организации. Бо́льшим авторитетом пользуется тот руководитель, который умеет уважительно относиться ко всему полезному и хорошему, что было сделано до него. Главное для руководителя – поддерживать постоянный контакт с подчиненными, быть в курсе того, что их заботит, мешает работать. Для руководителя очень важно уметь контактировать с неформальными лидерами в коллективе, делегируя им по возможности полномочия и заручаясь их поддержкой в нравственном воспитании коллектива.

Руководитель должен стараться подбирать работу подчиненным в соответствии с их характером и наклонностями. Психологи знают, что люди с бо́льшим желанием выполняют то, что у них лучше получается. Так, экстраверт как социально адаптированный тип личности, ориентированный на окружающий мир, лучше выполнит то задание, которое связано с работой в коллективе, интроверт, напротив, хорошо справится с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми, интеллектуал предпочтет работу, ориентированную на творчество.

Отмеченные выше качества и характеристики подводят нас к вопросу о роли гуманитарной культуры руководителя. Для того чтобы руководить людьми, необходимо иметь глубокие прикладные и гуманитарные знания. Это значит, что руководитель должен обладать знаниями психологии, социологии, педагогики, этики, владеть ораторским искусством. Практика показывает, что гуманитарно образованный руководитель всегда более успешен.

Ранее мы уже говорили об одном из определяющих факторов в деятельности руководителя – стиле руководства. Необходимо подчеркнуть, что какого-то одного оптимального стиля руководства не существует. Все люди различаются по культуре, темпераменту, взглядам и их реакции на один и тот же стиль руководства также будут различаться. Руководитель должен уметь по-разному вести себя в зависимости от ситуации, владеть разнообразными стилями руководства и применять их в соответствии с обстановкой. В одних случаях будет уместен авторитарный (директивный) стиль, в других – демократический (коллегиальный). В творческих коллективах эффективным может оказаться либеральный стиль руководства, характеризующийся минимальным участием руководителя в управлении коллективом. В России переход к коллегиальному стилю руководства происходит с большим трудом, что связано с более чем 70-летним господством в стране стиля авторитарного.

Огромное значение имеет внешняя нравственная культура руководителя, его манеры, эстетика внешнего вида, знание этикета. Руководителю особенно необходимы тонкость в обращении, вежливость, корректность, умение не только чувствовать, но и сочувствовать, щадить самолюбие людей.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что руководитель должен обладать своеобразным талантом руководить людьми, должен быть незаурядной личностью. Как никто другой он должен обладать даром общения, умением видеть в каждом работнике его индивидуальность, создавать условия для раскрытия личности, реализации заложенного в каждом работнике потенциала. В литературе по этике делового общения выделяются следующие этические обязанности руководителей.

1. Руководитель должен быть образцом нравственного поведения, должен жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемой им организаций.

2. Лидер несет ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.

3. Лидер должен постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.

4. Лидер несет ответственность за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо организации даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад в общее дело уменьшается.

5. Руководитель отвечает за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества.

 

 



2015-11-23 2013 Обсуждений (0)
Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)