Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ



2015-11-23 1101 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Общественные отношения, возникающие в данной предметной области и подлежащие правовому регулированию, выявляются в результате анализа действий субъектов по поводу создания и распространения разных видов информации.

Субъектами являются производители информации. Это — граждане и их объединения, ученые и специалисты, журналисты и обозреватели, организации, предприятия и учреждения, органы местного самоуправления, органы государственной власти.

Распространяется информация с помощью средств массовой информации, книжных изданий, в результате действий юридических, физических лиц, составляющих различного рода документы в соответствии с предписаниями тех или иных нормативных правовых актов. Это — научно-исследовательские отчеты, статистические сведения, декларации, сведения о гражданах и другие документы.

Информация создается практически в процессе любой интеллектуальной (умственной) деятельности человека. Созданная исходная и производная информация с учетом особенностей ее правового режима может подразделяться на следующие виды;

информация как результат творчества (произведения, изобретения, открытия);

обязательно представляемая информация, т.е. документированная информация, которая готовится юридическими и физическими лицами в порядке отчетности о собственной деятельности и представляется ими уполномоченным органам и организациям, а также обязательные экземпляры документов;

документированная информация о гражданах (персональные данные), которая готовится и представляется каждым о себе при реализации своих прав и выполнении обязанностей;

официальная документированная информация, подготавливаемая и распространяемая органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их компетенцией;

массовая информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям;

иная создаваемая исходная и производная информация.

Правовой режим создаваемой и распространяемой информации определяется нормами, устанавливающими порядок ее документирования, право интеллектуальной собственности на результаты творчества, право вещной собственности на документированную информацию, категории информации по уровню доступа к ней, порядок защиты информации (по аналогии со ст. 3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации).

Производимая в государстве и обществе информация, включаемая в сферу правового регулирования, как правило, подлежит документированию. Это относится и к информации, создаваемой и распространяемой СМИ, включая прямой эфир. В правовом отношении это важнейший факт — фиксация информации и ее идентификаторов на материальном носителе.

Информация, создаваемая в процессе творчества, может быть либо самим предметом интеллектуальной собственности, либо отражать сведения об объекте интеллектуальной собственности, который, в отличие от вещи, нематериален.

В процессе творчества может создаваться следующая документированная информация;

литературные и научные произведения;

патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели;

документы, содержащие секреты производства (ноу-хау) и науки (ноу-ноу).

Документированная исходная информация в виде произведения сама по себе являет результат творчества, который подлежит защите правом. Отсюда возникают отношения по поводу права авторства на такие произведения. То же самое относится и к производной информации (аннотации, рефераты, резюме и т.п.), право авторства на которую как на произведение также подлежит правовой защите (при соблюдении прав автора на исходную информацию).

Но по поводу такой документированной информации возникают отношения и вещной собственности на нее.

Интеллектуальная собственность на документированную информацию как на произведение и вещная собственность на нее как бы разделяются процессом тиражирования и распространения этой информации. Оригинал произведения — объект, по поводу которого возникает право интеллектуальной собственности его создателя; экземпляр тиража произведения, приобретенный на законном основании, — вещная собственность его приобретателя.

В процессе творчества, связанного с изобретательской деятельностью, созданием полезных моделей и промышленных образцов, также возникают отношения по поводу защиты прав авторов на результаты интеллектуальной деятельности. Аналогично предыдущему случаю для документов, закрепляющих такое право, возникают также отношения по поводу вещной собственности на них.

Авторское право на секреты производства или секреты науки (так сказать, право интеллектуальной собственности на секреты, или ноу-хау и ноу-ноу) также подлежит защите. Такая защита возможна при соблюдении условий ограничения доступа к информации, отражающей сведения о ноу-хау, и сохранения этих сведений в секрете, в том числе посредством защиты документированной информации о них.

Анализ действий субъектов по поводу или в связи с созданием и распространением информации в процессе творчества позволяет выявить те основные общественные отношения, которые при этом возникают и подлежат правовому урегулированию, К ним относятся отношения, связанные:

с правом на создание информации;

с правом интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и правом вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты;

с ограничением прав на создание документированной информации ограниченного доступа;

с ответственностью за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.

После оформления авторских и патентных прав документированная информация, выражающая или отражающая результат творчества, распространяется в информационной сфере открыто (за исключением информации ограниченного доступа).

Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, учетная, статистическая, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация) создается юридическими и физическими лицами в порядке отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством. Так, например, отчетность о финансовой деятельности представляется учредителям, участникам юридического лица, органам государственной статистики, налоговым органам; сведения о начислениях на заработную плату и других выплатах в фонды социального страхования (пенсионного, занятости, медицинского и др.) и т.п. Документированной информацией такого рода являются различные отчетные формы.

При создании банков обязательно представляемой документированной информации возникают отношения между субъектами, ее представляющими, и субъектами, ее получающими. Это отношения, связанные с обязанностями по созданию обязательной документированной информации и по ее представлению соответствующим структурам; с ответственностью за недостоверность и неполноту информации, за представление недоброкачественной информации, за несвоевременность представления информации, а также с обязанностями тех субъектов, которым она представляется, по законному ее использованию.

В целом такая документированная информация относится, как правило, к категории информации неограниченного доступа и защите не подлежит, на нее не распространяется право интеллектуальной собственности.

Документированная информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (право на труд, право на жилище, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право па социальное страхование, право на пенсионное обеспечение, право на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности), и представляется как сведения о себе (свои персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п.

При этом возникают отношения по поводу:

права граждан на создание такой информации;

права и обязанностей граждан по ее представлению соответствующим структурам и обязанностей этих структур за конфиденциальное и законное использование таких данных;

ответственности граждан за достоверность и своевременность представления этой информации;

ответственности структур — держателей информация о гражданах за неправомерное ее использование, за сохранность представленных сведений.

В соответствии с конституционной информационно-правовой нормой о защите личной тайны персональные данные относятся к конфиденциальной информации, которая подлежит защите от несанкционированного доступа. На нее не распространяется право интеллектуальной собственности.

Официальная документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Это законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера. В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» принят 9 июля 1993г. № 5351 -1(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

(Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  • Часть чётвертая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года.
  • Гражданский кодекс РФ, часть 4
  • Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу в связи с введением части 4 ГК РФ.
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
  • Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»
  • Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» )

При создании документированной информации такого рода возникают отношения по поводу обязанностей в ответственности соответствующих органов за ее подготовку, издание и распространение. У приобретателя конкретных экземпляров официальных документов возникает также право вещной собственности на них.

Документированная информация в виде официальных документов в большинстве случаев открыта и может распространяться свободно. Исключение составляет информация, касающаяся граждан (например, судебные решения), распространение которой осуществляется только в соответствии с действующим законодательством.

Документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах, создается главным образом средствами массовой информации. В соответствии с упомянутым выше Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются предметом авторского права. Это открытая информация. Однако здесь возникают отношения по поводу обязанностей журналистов и редакций за подготовку и распространение достоверной и полной информации и их ответственности за недостоверную, ложную информацию.

Закон РФ «О средствах массовой информации» предусматривает (ст. 34) сохранение материалов радио- и телепередач. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограмм обязана сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи, и фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир, т.е. документировать распространяемую информацию. В качестве документированной информации выступают, таким образом, материалы передач в любой форме и регистрационный журнал. Сроки хранения материалов передач — не менее одного месяца со дня выхода в эфир, регистрационного журнала — не менее одного года с даты последней записи в нем.

Как отмечалось, документированная информация о событиях и фактах, имеющих информационный характер, открыта. Однако, если через СМИ распространяются произведения авторов, защищаемые авторским правом, Закон о СМИ обязывает соблюдать авторские права при использовании произведения.

При производстве и распространении массовой информации возникают отношения между государством и СМИ как юридическими лицами, между самими средствами массовой информации, между СМИ и гражданами, юридическими лицами по поводу права на создание информации, обязанностей по созданию достоверной и полной информации, а также ответственности за распространение недостоверной, ложной информации и дезинформации.

Одна из разновидностей массовой информации — информация рекламного характера. В частности, юридические и физические лица в порядке рекламы готовят и вводят в оборот справочные сведения о себе, а также о продуктах в услугах, предлагаемых ими потребителям. Такая информация крайне необходима при решении государственных, общественных, частных и личных задач. По сути дела такого рода информация должна пронизывать все структуры государства и общества и выполнять функции коммутации производителей продуктов и услуг и их потребителей. Это — основа информационного обеспечения развития экономики в общества.

В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» содержание такой документированной информации также относится к сведениям информационного характера, но она не является объектом авторского права, а потому правовой защите в этом смысле не подлежит и может распространяться свободно. Следует, однако, отметить, что в результате работы рекламопроизводителя могут создаваться в виде рекламы произведения, защищаемые авторским правом. Но в этом случае защищается форма документированной информации, а не ее содержание, поскольку производители продуктов и услуг, т.е. рекламодатели, заинтересованы в распространении информации об их деятельности. При этом рекламодатели и рекламопроизводители несут ответственность за достоверность информации в связи с возможностью нанесения ущерба потребителям. Конкретные экземпляры рекламной информации могут распространяться как документы-вещи особого рода.

Проведенный выше краткий анализ основных видов производимой информации дает возможность разделить их на две группы: открытую, свободно распространяемую в информационной сфере, и ограниченного доступа, распространение которой возможно только в условиях конфиденциальности или секретности (см. рис. 2.3).

К открытой информации относится:

информация, создаваемая в процессе творчества (произведения науки и культуры, открытые патенты и авторские свидетельства);

обязательно представляемая документированная информация;

официальные документы;

массовая информация, распространяемая СМИ;

другая информация неограниченного доступа.

 

 

К информации ограниченного доступа относится:

документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства);

документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки);

персональные данные (в порядке защиты личной тайны).

Заключая рассмотрение проблем создания и распространения исходной и производной документированной информации, перечислим совокупность общественных отношений, возникающих в этой области и подлежащих правовому регулированию. Это отношения по поводу:

права на создание информации;

права интеллектуальной собственности на информацию, создаваемую как произведение (научная статья, аннотация, реферат и т.п. произведения);

права интеллектуальной собственности на результаты изобретательской деятельности на так называемую промышленную собственность, в частности, на изобретение, полезную модель и промышленный образец);

права интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности представляющие собой секреты производства или науки (ноу-хау, ноу-ноу);

права вещной собственности на оригиналы произведений, патентов и свидетельств и на конкретные, распространяемые на законном основании экземпляры копий такой документированной информации;

права вещной собственности на конкретные экземпляры документированной информации ограниченного доступа (при обязательном соблюдении условий неразглашенности исходной информации, защиты автором этой документированной информации и конфиденциальности или секретности использования ее содержания приобретателем);

запрещение создания и распространения информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, имеющей целью пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

ответственности за создание и распространение недостоверной, ложной информации, дезинформации, которая может нанести вред гражданину обществу и государству.



2015-11-23 1101 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСХОДНОЙ И ПРОИЗВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)