Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая теория отношений



2015-11-23 3874 Обсуждений (0)
Психологическая теория отношений 5.00 из 5.00 3 оценки




Одной их крупных теорий отечественной психологии является теория отношений, истоки которой прослеживаются еще со времен Античности. Основные этапы разработки теории отношений в отечественной психологии можно увидеть в психологических концепциях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. Идея отношения является фундаментальной научной идеей. Ее значение для психологического познания состоит в том, что в целостном объекте изучения объединяются как минимум две соотносящиеся стороны, описание которых невозможно вне их связи друг с другом.

При создании своих концепций, где в качестве одной из центральных была категория отношения, Н.Л. Грот, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев опирались на идею отношения организма к среде Г. Спенсера. Н.Я. Грот (1852 – 1899) впервые преобразовал эту идею Спенсера в исходный методологический принцип, среди возможных направлений развития которого он отдал предпочтение трактовке отношения как психического взаимодействия организма со средой.

В.М. Бехтерев употребляет понятие «отношение» на всех этапах научного творчества, в итоге дополнив идею Спенсера определением «активности» и показав, что помимо приспособления существует другая сторона связи организма со средой, состоящая в возможности изменения внешних условий в соответствии с внутренними. Отношение выступает как развивающееся в филогенезе и в онтогенезе. Аппаратом отношения Бехтерев считал нервную систему, а его главным руководящим фактором у человека — личность, т.е. высший уровень развития психического. На уровне личности отношение становится индивидуальным, целесообразно-активным и самодеятельным.

Ряд исследователей указывают, что именно А.Ф. Лазурскийпервым в отечественной психологии поставил проблему отношений личности. В его совместной статье с С.Л. Франком «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» понятие «отношение» наделяется конкретно-психологическим, эмоционально-потребностным наполнением, выражающим себя в склонностях, потребностях, интересах, формах типичных реакций личности. Авторы предлагают классификацию отношений в зависимости от категорий объектов среды (отношение к вещам, отношение к природе и животным, общее отношение к отдельным людям, общее отношение к социальной группе, отношение к государству, отношение к труду, отношение к нравственности и т.д. – всего 15 видов).

Ученые вводят в своей «Программе» понятия эндо– и экзопсихики. Лазурский использует эти понятия и в дальнейшей своей работе, понимая под эндопсихикой внутренние взаимосвязи психических элементов и функций, а содержание экзопсихики определяя отношением личности к внешним объектам, к среде, к природе, материальным вещам, другим людям, социальным группам, духовным благам — науке, искусству, религии, и к душевной жизни самого человека1. К характеристикам экзопсихики, меняющимся в зависимости от психического уровня, Лазурский отнес сознательность, идейность, богатство проявлений, координацию психических элементов и показал, что развитие эндопсихики обусловлено ее взаимодействием с окружающей средой. Однако активностью и ролью субъекта этого взаимодействия, центра, ядра психики Лазурский наделил не экзо-, а эндопсихику. Идея отношений личности к среде не стала у Лазурского предметом специальной дальнейшей разработки, а осталась подчиненной цели исследования эндопсихики.

Ближайший ученик А.Ф. Лазурского Михаил Яковлевич Басов(1892 – 1931) продолжает исследовать систему «организм — среда», представив ее как развивающуюся. Басов выделяет в этой целостной системе три подсистемы: организм, среду и деятельность. Исследователь рассматривает сложные отношения между этими подсистемами, работает над созданием языка описания этих сложных отношений, вводя новые понятия и показывая взаимопревращения соответствующих им явлений. Следуя логике психологического анализа системы «организм — среда», он приходит к трактовке ее основного отношения как деятельности. Ответственность за осуществление и структурирование деятельности он возлагает не столько на организм, сколько на среду, которая задает цели деятельности. Басов вводит понятие жизненно значимых, средовых отношений и делает шаг к конкретно-психологическому наполнению понятия «отношение».

Другой ученик А.Ф. Лазурского, Владимир Николаевич Мясищев(1893 – 1973), начиная с 1930 г. создает ядро психологии отношений. Он объединяет понимание отношения, имеющего эмоционально-потребностную природу, намеченное Лазурским и Франком, с принципом отношения организма к среде в объективной психологии Бехтерева. Таким образов, он выделяет внешнюю и внутреннюю стороны отношения. Внешняя сторона именуется как реакция, внутренняя сторона — как сущность отношения, собственно отношение. В задачи объективной экспериментальной психологии Мясищев вводит изучение и самой внутренней, субъективной стороны отношений. Внутренняя сторона отношения рассматривается им через сопряжение с деятельностью вегетативной нервной системы. Ученый характеризует отношение избирательностью, сближает его с установкой. В связи с изучением отношений к социуму он говорит также о форме, степени и направлении отношений.

Заслугой Мясищева является введение принципа целостности в психологию отношений, согласно которому отношение может быть обусловлено эндогенно и экзогенно и должно рассматриваться во всей совокупности взаимодействующих сторон и влияющих факторов. Принцип целостности Мясишев дополняет принципом развития (генетизма), или структурно-генетического понимания. Данная логика изучения отношения приводит к тому, что единицей анализа становится личность, организованная по внутренним структурным законам целого, определяемая Мясищевым в работе 1930 г. как «динамический, множественно обусловленный постоянно развивающийся процесс, в котором каждый данный момент уходит корнями в прошлое». Немного позднее ученый определил личность уже как систему отношений, введя в трактовку личности признак сознательности: «Сознательная личность, общественный индивид представляет собой, прежде всего, сложную динамическую систему отношений, обусловленную всей историей общественного развития человека». Таким образом, психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности.

Мясищев наметил многозначность понятия «отношение», которое имело по крайней мере пять авторских смыслов. Отношение рассматривается:

1) как связь субъекта и объекта, т.е. в соответствии с принципом отношения организма к среде;

2) как интегральная «позиция» субъекта;

3) как предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений;

4) как целостные свойства личности;

5) как обозначающее конкретную проблематику или специальный раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений, т.е. личностных смыслов.

На заключительном этапе научной деятельности Мясищев выделяет аффективный, когнитивный и конативный компоненты отношения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Конативную (волевую) тенденцию индивида к овладению объектом представляют потребности. В основе связи (отношения) между субъектом, испытывающим потребность, и объектом потребности лежит определенная функциональная нейродинамическая структура, проявляющаяся в тяготении к объекту и в активной устремленности к овладению им. Мясищев был одним из первых ученых, кто пытался использовать понятие «отношение» в связи с изучением поведения. Отношение представляется как регулятор общей динамики избирательного поведения, противостояния «силам поля». Трактовка отношений имеет у Мясищева и выраженный признак энергетизма: «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».

Заслуга Мясищева в развитии идеи психологии отношения состоит в методологической разработке проблемы отношения в психологии, в анализе и определении понятия «отношение», выделении диапазона потенциальных смыслов этого понятия, систематизации отношений в онтогенезе, выделении видов отношений и сторон единого предметного отношения. Основные положения психологической теории отношения конкретизируются Мясищевым в патогенетической концепции неврозов и психотерапевтической практике. Основная задача патогенетической психотерапии заключается в том, чтобы в ходе ее сам пациент осознал бы взаимосвязи между историей его жизни, сформированными отношениями и вытекающими из них неадекватными реакциями на сложившуюся ситуацию и проявлениями болезни. Регуляторная сила правильного представления возникает по мере реорганизации системы отношений личности, когда ранее важное утрачивает свою значимость, возникают и начинают определять общественно адекватное поведение и переживания другие значимые мотивы, меняются взгляды, убеждения и отношения. При этом речь идет не только об изменении отношения к данному травмирующему обстоятельству. Согласно концепции патогенетической психотерапии излечение наступает, если удается изменить систему отношений больного в целом, его отношение к миру, если изменяются его жизненные позиции и установки.

 



2015-11-23 3874 Обсуждений (0)
Психологическая теория отношений 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Психологическая теория отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3874)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)