Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление экспериментальной психологии в России



2015-11-23 2693 Обсуждений (0)
Становление экспериментальной психологии в России 4.83 из 5.00 6 оценок




В России применение экспериментального метода в психологических исследованиях нашло много последователей. К В. Бундту в Лейпциг, в его лабораторию приезжали молодые российские ученые и по возвращении на родину стремились воплотить полученные знания и приобретенный опыт в своей научной деятельности.

Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграл Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 1927). К психологии Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался в Казанском университете. Бехтерев окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и прошел стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции. В Казанском университете в 1885 г. он организовал психофизиологическую лабораторию. Это было первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение.

При организации лаборатории Бехтерев опирался, в частности, на опыт В. Вундта, с которым познакомился в зарубежной командировке. Однако собственный подход Бехтерева отличался принципиальной новизной. Для Вундта предметом психологии выступало сознание, а его материальному субстрату — мозгу — внимания не уделялось. Изучение сознания велось субъективно, методом интроспекции — изощренного самонаблюдения специально натренированных экспертов.

Бехтерев, говоря о природе психических процессов указывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом процессе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь, возможно, точного и обстоятельного решения вопроса». Преобладание объективных методов исследования в психологии уже тогда, на ранних этапах деятельности Бехтерева, качественно отличало его позицию от вундтовской.

Для проведения экспериментов, кроме стандартного лабораторного оборудования, использовались приборы, сконструированные самими сотрудниками лаборатории: большая схематическая модель проводящих путей головного и спинного мозга, выполненная на основе исследований в области анатомии центральной нервной системы (в том числе исследований самого Бехтерева); пневмограф — аппарат для записи дыхательных движений; рефлексограф — прибор для записи коленных рефлексов; рефлексометр — аппарат для измерений силы коленного рефлекса. Практически все эти приборы и аппараты предложены и сконструированы Бехтеревым. За относительно небольшой период существования лаборатории ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований.

Бехтерев рассматривал "человека как существо целостное и искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга. Он организовал и возглавил ряд научных коллективов, исследовавших человека с точки зрения разных наук (психофизиологии, психиатрии, эмбриологии нервной системы, морфологии, гистологии и др.). Им были созданы журналы, где публиковались статьи по экспериментальной психологии. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, в стенах которого выросли и сформировались многие выдающиеся психологи.

В институте у Бехтерева лабораторией психологии заведовал Александр Федорович Лазурский(1874—1917). В 1897 г. в журнале «Обозрение психиатрии» была опубликована его первая статья «Современное состояние индивидуальной психологии», которая была посвящена проблеме индивидуальных различий. В 1909 г. Лазурский опубликовал свою работу «Очерки науки о характерах», в которой разрабатывал концепцию «научной характерологии». В основе этой концепции лежала идея связи индивидуальных особенностей человека с деятельностью нервной системы. По мнению Лазурского, исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека возможно построение полной естественной классификации характеров, которая и составит основу новой науки.

Лазурский искал новые способы психологического исследования. В декабре 1910 г. на Первом съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода, подчеркивая его «несомненные преимущества» по сравнению с наблюдением и лабораторным экспериментом. Суть данного метода состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего. Исследователь, предлагая человеку или группе лиц определенный вид деятельности в реальной, конкретной жизненной ситуации, фиксирует степень выраженности в ней изучаемой характеристики. Особую ценность этот метод имеет в изучении развития психики детей. Лазурский фактически одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые «кирпичики» в будущую психологическую теорию деятельности, получившую развитие в последующих трудах отечественных психологов. С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента для разработки теории психологии.

Выдающуюся роль в развитии психологии в России сыграл Георгий Иванович Челпанов(1862—1936). В 1912 г. он создал в Москве на деньги известного мецената С.И. Щукина Институт экспериментальной психологии. Открытие института произошло в 1914 г. Институт был первым в России и третьим в мире научно-исследовательским и образовательным психологическим институтом. Он был оснащен первоклассным для того времени оборудованием для проведения психологических опытов. В просторном трехэтажном здании были предусмотрены удобные экспериментальные комнаты, практикумы, актовый зал, аудитории, библиотека. Челпанов рассчитывал охватить научными, опытными методами весь круг явлений, изучаемых психологией как наукой, отличной от философии и физиологии.

Интерес к психологии проявился у Челпанова, когда он еще в 1890-х гг. преподавал философию и психологию в Киевском университете св. Владимира. После стажировки в лаборатории В. Вундта в Германии Челпанов в 1897 г. организовал при университете в Киеве психологический семинар, где студенты знакомились с современной психологической литературой и методами исследования душевной жизни. Через этот семинар прошли такие известные психологи, как Г.Г. Шпет, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский. В 1906 г. после защиты докторской диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» он получил предложение возглавить кафедру философии в Московском университете. Много внимания Челпанов уделял подготовке будущих психологов, настаивая на открытии кафедры психологии в стенах университета. Он создал программу исследований, которая объединила талантливую молодежь вокруг ее автора и учителя. Талант Челпанова как организатора школы заключался в том, что он находил в новом поколении одаренную молодежь, способную самоотверженно отдаться науке, не сулящей материальной выгоды и не дающей ничего, кроме радости познания! Его школу прошли около 150 человек, и среди них есть те, кто стал впоследствии лидерами отечественной психологии, в том числе К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др.

Кроме чтений лекций в университете, научной работы в Институте психологии Челпанов много и плодотворно писал. Среди его книг можно назвать такие, как «Психологические лекции» (1909), «Психология и школа» (1912), «Психологический институт» (1914), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) и др.

 



2015-11-23 2693 Обсуждений (0)
Становление экспериментальной психологии в России 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Становление экспериментальной психологии в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)