Принцип воспитывающего обучения -
формирование личности ученика в процессе обучения. Следование этическим нормам в ходе преподавания предмета. Принцип систематичности и последовательности - обучение должно иметь логику: в изложении материала, в чередовании самостоятельной работы и работы с преподавателем, в сочетании интенсивных и рассредоточенных форм работы Принцип активности и сознательности - а) ученик сознательно принимает стоящие перед ним задачи б) максимально стремится к решению этих задач в) достигает заданный результат (хотя бы в небольшой степени)
Принципы образования 1) гуманистический характер образования: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Концепции обучения 1. Концепция преподавания ("Педагогика памяти") Действия педагога - сообщение, разъяснение, показ, опрос. Действия ученика - усвоение материала (запоминание) Творческая активность и самостоятельность ученика минимальна. В чистом виде "Педагогика памяти" продуктивна лишь на начальных этапах обучения. 2. Концепция стимуляции ("Педагогика мышления") Ученик: а) сам ищет новую информацию, б) ищет пути применения полученной информации в) даёт анализ и оценку полученной информации Педагог стимулирует этот поиск - подсказывает, направляет, ставит проблему, задаёт вопросы. 3. Концепция консультации или научного руководства ("Педагогика творчества") Применяется, в основном, в вузе или в послевузовском образовании (аспирантура). В творческих специальностях чаще используется словосочетание "концепция консультации", в научных специальностях - "концепция научного руководства". Ученик сам ставит цели и задачи своей научной или творческой деятельности. Совместно с педагогом планирует свою научную или творческую работу. Результатом работы является качественно новое знание в общечеловеческом смысле слова (новая научная практическая или теоретическая разработка, новое прочтение исполняемого произведения и т.п.)
Проблема оценочной деятельности педагога. Оценка и отметка. Оценка -эмоционально выраженное отношение (к какому-либо предмету, явлению, виду деятельности или к самому человеку). В педагогике оценка - эмоционально выраженное отношение к учебной деятельности, её ходу, результатам, итогам. Оценка может не выражаться количественно. Улыбка, кивок головы, хмурое лицо, слова "молодец", "безобразие", "ужас" - всё это виды оценки.
Отметка - количественно выраженная и зафиксированная оценка. Отметка выставляется в каком-либо документе (тетрадь, дневник, журнал, зачётка, диплом и т.д.)
Функции оценки: -- Подкрепляющая -- Направляющая деятельность -- Стимулирующая
Что оценивают педагоги: -- Итог работы а) Знания фактов, данных, концепций. То, что ученик запомнил и сумел изложить. Если говорить об исполнительской деятельности - то это оценка "чистоты" текста, оценка отсутствия или наличия текстовых ошибок, оценка соответствия темпа эталону. б) Навыки мышления (в том числе исполнительского) в) Самостоятельность, собственное мнение, оригинальность подхода к излагаемому материалу или исполняемому произведению. -- Процесс работы а) Посещаемость занятий б) Активность на уроках Мотивы деятельности, связанные с оценкой и отметкой 1. Материальные мотивы (стипендия, "красный" диплом и др.) 2. Мотивы безопасности и комфорта (страх отчисления) 3. Мотивы симпатии, привязанности, любви (хочу, чтобы похвалил любимый педагог, хочу доставить ему удовольствие своими ответами) 4. Мотивы признания, популярности (хочу стать первым учеником в классе) 5. Мотивы самореализации. Здесь оценка - вторична, особой роли уже не играет.
Проблемы отметки Сильные стороны отметки: -- Критерий уровня ("это исполнение - на "4" ... на "5"... - ученику такое всегда понятнее, чем абстрактные рассуждения о качестве исполнения) -- Стимул (к экзамену студенты всегда тщательнее готовятся, чем к недифференцированному зачёту) -- Иногда начальный мотив деятельности (например, первая "пятёрка" после обычных "4" и "3" может окрылить ученика и стимулировать на более активную работу по предмету) -- "Плата" за работу (младшие школьники постоянно требуют отметки в качестве платы за свой труд) Слабые стороны отметки: -- Смена мотива (формируется зависимость от отметок, человек начинает "гоняться" за "пятёрками" в ущерб настоящим целям обучения). -- Неконкретность отметки, неясность критериев (за что поставили отметку - за вложенный труд? За способности? за результат? В разных городах за один и тот же уровень исполнения можно получить разные отметки) -- Отметка как "клеймо" (отличник, троечник) -- Фиксированность отметки (неудача на государственном экзамене навсегда оставляет в дипломе "ненужную" отметку) -- Манипулирование отметками ("поставлю хорошую отметку, если ты...")
Некоторые правила оценки и отметки: -- Словесная оценка должна быть конкретной и детализированной -- Давать возможность ученику оценивать самого себя (формируется самоконтроль, адекватная самооценка, компетентность) -- Оценка не должна вводить в заблуждение (педагог хвалил ученицу, а в результате поставил неожиданную "3") -- Разнообразить формы словесной оценки на уроке (не прав педагог, который на все действия ученика говорит "Ну, ничего... учи дальше") -- Величина оценки должна быть оптимальной и соответствовать проделанной работе (не перехвалить!) -- Вводить отметку в процесс работы (например, на уроке по специальности) -- Дать шанс получить желаемую отметку (если есть возможность) -- Объяснять вторичность оценки и особенно отметки, их субъективность (особенно в мире искусства). "Чем выше уровень результата, тем меньше шанса получить похвалу..."
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |