Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р



2015-11-23 1019 Обсуждений (0)
Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р 0.00 из 5.00 0 оценок





Общий эффект

1. Нормальный (стандартный) товар

2. Низкокачественный товар


 

Эффект дохода

Эффект замещения

Общий эффект Эффект замещения

Эффект дохода Эффект замещения


 


3. Товар Гиффена


Эффект дохода


Общий эффект


■V

Нормальное благо

О О, С, X

/ Эффект дохода Товар Гиффена

Эффект замещения

Рис.4—17. Эффект дохода для товаров Гиффена

общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если



Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике


снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эф­фект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицатель­ный эффект дохода Х;Х2 больше положительного эффекта заме­щения ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину Х^.

Товар Гиффена (СИ//еп доой) — это товар, занимающий боль­шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на ко­торый при прочих равных условиях изменяется в том же на­правлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эф­фект замещения.

Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением карто­феля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных из­делий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.

Таблица 4—4

Потребление продуктов питания населением России

и зарубежных стран на душу населения

в 1980—1994 гг„ кг

 

                Отношение
          Развитые Меди- потребле-
Продукты к 1990, % зарубежные цинс- ния 1994 г.
            страны кие к меди-
              нормы цинским
                нормам, %
Хлеб и хлебобу-                
лочные изделия ПО 120,5
Сахар 46,7 45,1 47,2 36,5
Масло                
растительное 9,1 9,8 10,2 5,8 18,8 13,1
Картофель 123,6 96,7
Овощи 140,3
Бахчевые                
культуры
Фрукты и ягоды ПО 80,3
Мясо и мясо-                
продукция ПО 80,3
Рыба 9,8 18,3
Молоко и моло-                
копродукты 359,9
Итого.       701,6   959,8 959,7
Яйца, шт.

Подсчитано по. ЭКО, 1995, № 7, с. 11.

Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее коли­чество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вы-


4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 139

честь картофель и хлебобулочные изделия, то потребление про­дуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развитых странах — 788 кг и согласно существующим медицин­ским нормам — 741 кг. Это означает, что потребление населения России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам)

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодо­полняемости благ.

4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

Свойство товаров или услуг удовлетво-Взаимодополняемость рятъ потребности (лиЧные или производ-

л г ственные) лишь в комплексе друг с дру-

гом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодопол­няемые блага называются комплементарными товарами (сотр1е-теп1ату доод.). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых без­различия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потреби­теля здесь является вынужденным и единственно возможным, не­зависимо от цен на блага X и V, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НС- и ММ. Поэтому предельная норма замеще­ния равняется нулю. МК5 = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображен­ными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости слу­жит отрезок кривой от точки С до точки В. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, при­водит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппара­ты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означаем, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соот­ветственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два про­дукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.



Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике


V]

М


н


с,


0 N С X

Рис.4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэф­
фициента перекрестной эластичностиЕ^, показывающего элас­
тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
Ех = (сЮ_х/О_х)/(с1Р /Р ), (4.7)

где О_х — величина спроса на благо X; Р — цена блага У.

О X

Рис.4—19. Относительная взаимодополняемость

Отрицательная перекрестная эластичностькомплементарных благ (Е^ < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо У изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше элас-


4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг



тичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая вза­имодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичнос­ти Е°у = - «я. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо V приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

ВзаимозаменяемостьСвойс™° благ (товаров или услуг) удовле-
5лар творять потребности (личные или про-

изводственные) за счет друг друга называ­ется взаимозаменяемостью благ.Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино —театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Вза­имозаменяемые блага называются товарами-субститутами (зиЬ-зШиНопа1 доов.з). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: МЕЗ = сопб1.


Н


X

Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюд­жетное ограничение НО под углом к прямой безразличия, то найти



Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике


решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага V. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е° (см. формулу 4.7)

Положительная перекрестная эластичность товаров-субсти­тутов (Е° > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо V изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага V, тем выше степень взаимо­заменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е° = + °°. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо V приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потреби­тельских благ.

0 X

Рис.4—21. Относительная взаимозаменяемость

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.


4.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг 143

Вопросы для повторения

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной
системе?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать
рациональным?

3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реаль­
ным потребителям?

4. От каких факторов зависит степень рациональности потре­
бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребите­
лей стран социалистического лагеря было характерно менее раци­
ональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к
проблеме ценности получил широкое распространение только в
1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности вы­
сказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка,
Д. Бернулли и др.).

6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт
способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в
воду?

7. Какие из основных постулатов теории потребительского по­
ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи­
тельный, временный?

8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф­
фекты как нерациональное потребительское поведение?

9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для
разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена9

 

10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюд­
жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли­
чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

11.Чем определяются форма и месторасположение кривых без­
различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

12.Каким образом изменение цены товара и дохода потреби­
теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он
покупает?

 

13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение по­
требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюд­
жетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды огра­
ничений существуют для потребителя?

14.Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные
ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

15.Всегда ли предельная норма замещения постоянна в ры­
ночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян­
ство предельной нормы замещения служить признаком неравно­
весного состояния потребителя?

16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя?
Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если
да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на


144 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике

благосостояние при переходе от одного типа экономической систе­мы к другому?

17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?

18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?

Примеры решения задач



2015-11-23 1019 Обсуждений (0)
Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены Х(Р

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)