Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности интерпретации рисуночных тестов



2015-11-23 964 Обсуждений (0)
Общие закономерности интерпретации рисуночных тестов 0.00 из 5.00 0 оценок




По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

На основании особенностей изображения можно определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением).

Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

 

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Характер рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

· амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению

· энергичность, настойчивость

· тревожность

Очень легкий нажим:

· неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, пассивность

· недостаток энергии

· свидетельство гибкости и подвижности мышления

Неровный переменчивый нажим: нестабильность, нажим слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно , депрессия.

Формы и направления линий:

Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные штрихи – слабость боязненность, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.

Вертикальные линии – самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.

Преобладание кривых линий – женственность или конфликтная личность.

Прямые жесткие штрихи – агрессивность, упрямство, настойчивость.

Постоянное изменение направления штриховки – обеспокоенность, возможно , незащищенность.

Твердые уверенные штрихи – безопасность, упорство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные линии - чувство беззащитность, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево – признак интроверсии, изоляции.

Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

Длина штрихов

Использование штриховки для изображения персонажа может означать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствие аффективных связей.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет –удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации.

Многоплановые критерии:

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Цвет, штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый – сильные признаки враждебности.

Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Контуры очень прямые – ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Брайана Шелби анализирует некоторые формы линий, характерные для ребенка 4-6 лет.

1. Твердая уверенная линия – решительность, волевой характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие.

2. Чрезмерно сильный нажим (линия прервана, о того, что при нажиме сломался карандаш) в случае, если такие линии характерны для рисовальщика, то это проявление сдерживаемой агрессии, эмоциональной неуверенности, склонности винить себя и «падать духом».

3. Сильный нажим, линия прерванная, кривая – недостаточная вера в себя, в свои силы, боязнь совершить ошибку.

4. Равномерная, правильно выполненная линия без перегибов при нажиме на карандаш, слегка волнообразной формы – развитый ум, хитрость, душевное равновесие, самообладание, отсутствие тревоги.

5. Неточная легкая и прерывистая линия – нерешительность, подверженность колебаниям, боязнь взять на себя инициативу, рискнуть. «Это робкий ребенок, имеющий , возможно проблемы с питанием и страдающий расстройством кишечника». Апатичность, нежелания прилагать усилия.

6. Линия, состоящая из прерывистых, коротких штрихов – проявляющаяся агрессия. «Такой ребенок не умеет действовать прямо, так как боится препятствий и коварства внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения». Подозрительность, недоверчивость.

7. Кривая, почти волнистая линия, то есть ребенок не может рисовать прямые линии - это может означать нарушение эмоционального состояния или проблемы психического характера.

Размер рисунка:

Рисунок во весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную, зависимость, чувство дискомфорта. Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии – незащищенность.

Рисование себя меньше остальных фигур – признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей

Перспектива:

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Расположение рисунка:

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

В центре - признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

В верхней части листа – высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизма или завышенная самооценка. Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

В нижней части листа – чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью;

3) неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению

На краю листа - генерализованное чувство неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержке, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением, зависимость.

Размещение рисунка: правая сторона – будущее, левая – прошлое,

Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность. Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Выход за правый край листа – желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Стирания рисунка слишком частые означают тревожность, нерешительность, недовольство собой, опасливость.

Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.

Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный – застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный – сильная потребность власти. Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Детали

1. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

2. Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

3. Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

4. Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

5. Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

6. Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-либо изображениями обозначают наличие у рисовальщика чувства незащищенности, одиночества, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.

7. Рисование линии опоры (н-р контур земли),означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.

8. Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

9. Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

10. Солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом – означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке. Последнее чаще всего встречается в детских рисунках.

11. Цветы , бабочки –символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

12. Дорожные знаки –символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.

13. Символы власти и угрозы –метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

14. Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и пр.) –символ агрессивности, существования фактора соперничества.

15. Отрицательно отношение к кому-либо –недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.

 

 



2015-11-23 964 Обсуждений (0)
Общие закономерности интерпретации рисуночных тестов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности интерпретации рисуночных тестов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (964)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)