Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии избирательного процесса. Выборы – сложная совокупность общественных отношений



2015-11-23 661 Обсуждений (0)
Стадии избирательного процесса. Выборы – сложная совокупность общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Выборы – сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц.

Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную (предвыборную) кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов:

выдвижение кандидатов, разработку предвыборных программ, агитацию и другие формы работы с электоратом.

Выделяют несколько стадий избирательного процесса:

1. Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе.

2. Регистрация избирателей.

В современной практике используется несколько форм регистрации:

- обязательная (Россия) означает, что государство само составляет списки избирателей, на основании сведений об их проживании на определенной территории;

- добровольная (США), которая предполагает, что избиратель должен сам зарегистрироваться на избирательном участке. Политологи полагают, что подобная практика негативно влияет на электоральною активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные избиратели принимают затем участие в выборах.

3. Установление избирательных округов и избирательных участков.

4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты. Выдвижение кандидата возможно несколькими способами:

- самовыдвижение;

- выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;

- выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии.

6. Регистрация кандидатов и списков партий.

7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов. Она включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список. Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.

Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:

- реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;

- агитационная кампания «от двери к двери», которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;

- встречи кандидата с избирателями;

- «директ мейл» – адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;

- листовочная и плакатная агитация, граффити; проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.

Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.

8. Проведение процедуры голосования. Сам термин «голосование» пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений носит и другое название – «аккламация». Таким способом, например, принимались решения в Византии в VII в., в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Из античных Афин пришла и избирательная урна. В урну греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя «за» или «против» решения (подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа).

Современное голосование производится различными способами:

- поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления);

- на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак;

- с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (последний способ используется в США).

В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы, т.е. граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем выбирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показательными в этом отношении являются выборы президента в США.

Президентская кампания в США проходит в несколько этапов.

Первый этап – выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточна сложна, т.к. не прописана в конституции и определяется законодательством каждого штата. После Второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), посредством которых сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на всеобщие выборы либо голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть дух типов: «закрытые» – в их работе принимают участие только зарегистрированные члены этой партии; «открытые» – сторонники одной партии могут принимать участие в праймериз другой партии. «Открытые» праймериз позволяют учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз существует и второй способ определения делегатов на национальный съезд партии проведение многоступенчатых партийных конференций.

Второй этап – проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большую пропагандистскую нагрузку и по форме напоминают театрализованный митинг. Съезды дают старт основной президентской кампании.

Решающий этап – национальные выборы, которые позволяют определить победителей – президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года (в 2000 г. они проходили 7 ноября). Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех выборщиков данного штата (по принципу «победитель получает все»). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) пересчета голосов в штате Флорида в ноябре 2000 г., на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в пользу А. Гора. Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша. Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял 0,5%, что по законодательству требует пересчета голосов.

Следующий этап – голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538 голосов). Списки с итогами голосования направляются председателю сената (по конституции им является вице-президент).

Заключительный этап – совместное заседание обеих палат Конгресса (январь следующего за выборами года), на котором оглашаются списки коллегий выборщиков. Конституция предусматривает, что если ни один из кандидатов не получил большинства голосов выборщиков, президент будет определен голосованием палаты представителей.

Президентские выборы в США, проведенные в 2000 г., стимулировали обсуждение со стороны американской общественности вопроса о целесообразности сохранения подобной практики косвенного голосования, в частности о том, насколько его итоги отражают реальные предпочтения избирателей. Одни политологи видят в практике передачи голосов всех выборщиков штата одному кандидату выражение процедурного консенсуса, когда проигравшая сторона соглашается признать свое поражение. Другие рассматриваютв подобной практике существенные изъяны: в истории США наблюдались ситуации (в т.ч. выборы 2000 г.), когда президентом становился кандидат, набравший меньше, чем его соперник, голосов избирателей, но которого поддержало большее количество выборщиков.

9. Подсчет голосов и установление итогов голосования.

10.Разбор жалоб и разрешение споров.

11.Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

12. Введение в должность победивших кандидатов.

2. Понятие и типы избирательных систем. Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М. С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, наоборот, дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: мажоритарной и пропорциональной.

Мажоритарная система.В основе мажоритарнойсистемы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют «победитель получает все». В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

- система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

- альтернативное голосование. Используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1,2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Затем исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов парламента).

Пропорциональная система.Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя «избирательный порог» (барьер) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2%-5%. Например, в России этот порог составляет 5% голосов избирателей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования.

Приведем некоторые из них:

- система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование проходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;

- система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов(Австрия, Скандинавские страны, Испания, Греция и др.);

- система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

- система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование).

Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинстввыделяют следующие:

- непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

- отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

- формирует парламентское большинство;

- способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

- приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

- не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется – 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда «пропадают» до 2/3 голосов, поданных за не прошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

- порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всего 7% мест;

- устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить «соблазн» махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;

- возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

- приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.

К положительныммоментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

- обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

- сокращает количества «неучтенных» голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалось неучтенным более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/2;

- позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);

- стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

Но у этой системы есть слабые стороны:

- слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

- зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

- порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

- способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

- потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Например, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая полови- на – на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам:

- пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;

- в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

- партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название «закона Дюверже». Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к «полезному» (стратегическому) голосованию, т.е. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, «пропадут». В этом проявляется своеобразный «психологический эффект» избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий – «фаворитов». Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

 

Тема 13.СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ

1.Понятие средств массовой информации и коммуникации, их функции и роль в политике.

2.Связи с общественностью(PR) как коммуникационная система.

3. Политическое манипулирование и общественное мнение.

 

1.Понятие средств массовой информации и коммуникации, их функции и роль в политике. Фундаментом демократизации общества, ядром демократии является участие общественности в принятии важнейших решений наоснове полной и достоверной информации, к которой она имеет доступ, обеспечение доступа масс к выборам, их прозрачность и открытость, а также обеспечение права протестовать против власти, которая не удовлетворяет ожидания людей. Средства массовой информации (СМИ) способствуют открытости и прозрачности политического процесса, включению в него решений общественности, политическому просвещению масс, создавая тем самым механизмы, позволяющие демократической власти поддерживать систематические отношения с избирателями на основе взаимопонимания и обмена информацией. Это делает демократию реальной, технологически возможной.

При отсутствии активного и хорошо информированного общества избранные депутаты и назначенные чиновники могут утратить связь со своими избирателями и забыть об их интересах и потребностях, а общественность не сможет реализовать свое право на участие в принятии политических решений. СМИ, таким образом, создают возможности для обеспечения открытости власти для общественности и открытости общественности для власти. Деятельность СМИ создает механизмы взаимного обмена информацией, взаимной открытости субъектов политического процесса благодаря адекватному обмену информацией, что обеспечивает жизненность демократии.

С другой стороны, только владея необходимой и достоверной информацией, общественность может давать объективную оценку деятельности власти и ее институтов, результативности идеологических процессов и программ. Таким образом, СМИ реализуют задачи по обеспечению общественности полной и достоверной информацией, политическому просвещению масс, по осуществлению контроля над действиями власти, ибо лишь одобрение деятельности власти и ее институтов, которое основано на осведомленности граждан, является непременным условием демократического общества.

Средства массовой информации и журналистика возникли как ответ на тот идеологический заказ, который поступил со стороны государства. СМИ является важным средством идеологической ориентации человека, они являются важнейшим элементом политических коммуникаций современного общества.

Средства массовой информации представляют собой совокупность технических средств коммуникации. Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм делают СМИ важным средством формирования общественного мнения в поддержку определенных групповых целей, политических кампаний, соответствующего политического курса. В тоже время СМИ могут выполнять интеграционные функции, поощрять людей к позитивному восприятию и усвоению господствующих политических ценностей и идей. Однако, поскольку в современных высокоструктурированных обществах количество доступной человеку информации превышает возможности её усвоения, то средства массовой информации представляют события по выбору, фрагментарно. Система связей с общественностью, исходя из сложности и плотности информационного пространства, рационализируют такой выбор, представляя общественности людей, идеи, организации, которые в силу указанных причин могут остаться не представленными, а их интересы не выраженными. Посредством СМИ не только привлекается внимание к определенным людям, идеям, организациям, но и формируется определенный их образ в общественном сознании.

Влияние средств массовой информации представляется важным и для формирования контуров политической дискуссии. Поскольку общественность получает всю или большую часть информации через СМИ, то общественное мнение является продуктом информации.

СМИ выступают также как технология подключения общественного мнения к принятию политических и управленческих решений. Средства массовой коммуникации обеспечивают обсуждение конкретной проблемы в обществе, представляя набор альтернативных решений. Передача информации осуществляется поэтапно – информационная элита (общественные лидеры, политики) – лидеры мнений – широкая общественность.

Выделяют различные степени влияния в зависимости от вида средств массовой информации. Каналы распространения обращений выбираются с учётом следующих требований:

- они должны кратчайшим путем доставить текст обращения целевой аудитории, т.е. именно тем потребителям, которые действительно нуждаются в данной услуге, программе действий, лидере общественного движения и т.п;

- каналы охватывают всю или большую часть целевой аудитории;

- каналы взаимодополняют друг друга;

- они авторитетны в глазах общественного мнения, обращение к ним не вызывает негативных эмоций у целевой аудитории.

Политические коммуникации – этоспецифический вид политических отношений, которые регулируют производство и распространение идеологических парадигм. СМИ всегда распространяли и распространяют политические идеи, взгляды, иллюзии. Можно сказать, что политика – одна из главных религий нашей эпохи. В результате политический процесс становится тождественным идеологическому процессу. Идеологические процессы делятся на:

- прогрессивные и регрессивные;

- гуманистические и человеконенавистнические;

- действительные и мнимые.

Государство всегда будет защищать и отстаивать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия между идеологией государства и идеями и ценностями отдельных граждан. Политическая идеология – это важный элемент структуры общественного сознания. Она обладает относительной самостоятельностью.

Политическая идеология – это неотъемлемый компонент любого общества и государства, она возникает там, где появляется политические процессы и его субъекты. Идеология является одним из уровней общественного сознания. Основной механизм соединения политической идеологии и политического процесса является политическая коммуникация. Существует три формы политической коммуникации:

1. Межличностная политическая коммуникация.

2. Устная и письменная агитация и пропаганда.

3. СМИ.

Средства массовой информации (СМИ) – это социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати и радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой ауди­тории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, стерео­типным характером. Распространение массовой информации является неотъем­лемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на опре­деленной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Адресатом массовой информации является большая аудитория (от лат. Auditorium – место для слушания) – устоявшаяся совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской и идеологической деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражает происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.

Регулятивная функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, способны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из ее компонентов.

Идеологическая функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках.

Нормативо-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Растущая роль средств массовой информации в социальной жизни, действенность СМИ в идеологических процессах объясняется не только тем, что они являются основными источниками, из которых респонденты получают общественно-политическую информацию, но и выполнением фундаментального предназначения по оправданию социального порядка и обеспечению воспроизводства существующих социальных отношений.

Информационная политика Республики Беларусь – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и СМИ как социальный и политический институт. В Республике Беларусь действует 6 социальных типов СМИ:

1. Государственные СМИ;

2. Государственно-общественные СМИ, т.е. у них смешаны и учредители и источники;

3. СМИ организаций и структур гражданского общества: политические партии и др;

4. Альтернативные СМИ – финансируются не госструктурами, деятельность направлена на формирование идей, ценностей, отличающихся от официально принятых.

5. Коммерческие СМИ.

6. СМИ не политических структур, имеющих специфическую аудиторию.

Современный этап развития белорусского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационное поле Беларуси, интегрированное в мировые информационные потоки, подвергается активному внешнему воздействию, зачастую деструктивного характера.

В целом информационное пространство Республики Беларусь представлено 1249печатными периодическими изданиями (в том числе издаётся 770 газет, 441 журнал, 34 бюллетеня, 2 каталога, 2 альманаха), 9 информационными агентствами, 130программами радиовещания, из которых 105являются государственными, а 25 - негосударственными.

Телевидение представлено 54 программами, из которых только 17 является государственными. Лицензии Министерства связи на деятельность в области кабельного телевидения имеют 93 организации.

 

2. Cвязи с общественностью (Public Relations) как коммуникационная система. Связи с общественностью как коммуникационная система включают в себя рекламирование, лоббирование, массовую информацию, публикации в прессе. При этом согласованность в применении указанных средств характеризует возможности системы связей с общественностью. В системе связей с общественностью реклама традиционно рассматривается как инструмент общения, специфический механизм коммуникации.

Широко используется в связях с общественностью институциональная и политическая реклама. Функции институциональной рекламы определены уже в самом названии – представление общественности конкретных социальных институтов и тех идей, которые тот либо иной институт связывает со своей деятельностью. Такая реклама обычно посвящена обсуждению стабильности, надежности и этической стороне того или иного направления деятельности или организации, их вклада в общественное благосостояние. Институциональная реклама служит также для представления отношения организации к основным общественным проблемам. Она может разъяснять отношение руководства организации как к проблемам местного характера, непосредственно связанным с деятельностью данной организации, так и отношение к государственному регулированию деятельности конкретной структуры. Данный вид рекламы стимулирует общественный интерес к институту, организации, иллюстрирует значимость проблем поднимаемых им, определяет тот сектор деятельности и круг проблем, которые фокусируют специфику данного института.

Существенным достоинством рекламы является оперативность. В определенных обстоятельствах, реклама является единственным способом быстрого и точного представления политики организации, как по отношению к определенным общественным группам, так и к обществу в целом. Специфика политической рекламы как элемента системы связей с общественностью обусловлена в большей степени конкретной сферой обращения, а также временным характером деятельности, нежели средствами и методами, используемыми в рекламе коммерческой.

Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знакомым заменителем, отражающим его основные черты. Человек, как известно, живет как в мире реальном, так и в мире символическом. Жизнеспособность имиджа держится на подмеченном еще Гераклитом эффекте восприятия: «Главное не то, что есть, а то, как мы это понимаем». Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Большинство наших знаний о мире – это знания на уровне имиджей.

Поскольку избиратель в большинстве случаев не имеет личных контактов с политиком, он должен реагировать на его символическое представление в виде имиджа. В случае голосования по партийным спискам избиратель также может опираться исключительно на имиджевое представление партий и ее руководителей. Имидж в концентрированной форме задает суть человека или организации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить взаимоотношения с данным челове



2015-11-23 661 Обсуждений (0)
Стадии избирательного процесса. Выборы – сложная совокупность общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии избирательного процесса. Выборы – сложная совокупность общественных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)