ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.4 ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки 37.03.01. Психология
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения заочная
Составитель:
канд. филос. наук, доцент кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин
_________________ В.М.Журавлев
Бийск 2015
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.03.01. Психология (утвержден 07. 08. 2014 г. № 946) и учебного плана по направлению подготовки 37.03.01. Психология, утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 14.04. 2015 протокол № 10).
Распределение по курсам
Номер курса
| Учебные занятия
| Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
Общий объем (з.ед)
| В том числе
|
Аудиторные
| Самостоятельная работа
| Контроль
|
Всего
| Из них
|
Лекции
| Практ.
| Лабор.
|
| 144 (4 з.ед.)
|
|
|
|
|
|
| экзамен
|
Программа обсуждена на заседании кафедры историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 3 от «14» октября 2015 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Д.С.Орлов
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюдисциплины является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Задачидисциплины:
– способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения;
– содействовать выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
– способствовать формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
– содействовать развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
– способствовать овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:
Дисциплина «Философия» (Б1.Б.4) относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и входит в состав курсов, обязательных для изучения.
Для освоения дисциплины «Философия» специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Психология», «Педагогика», «Социология», «Культурология», «Естественнонаучная картина мира».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)
В результате изучения дисциплины «Философия» обучающийся должен:
знать:
- основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
уметь:
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
| |
В том числе:
| |
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
| |
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
| |
|
|
Контроль
| |
|
|
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
|
| | |
В том числе:
| |
|
|
Контрольная работа (реферат)
|
|
|
|
Работа над вопросами по курсу, текстами лекций и т.д.
|
|
|
|
Тестовое задание
|
|
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации: ( экзамен)
| Экзамен
|
|
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела (модуля) дисциплины
| Содержание
|
1.
| Философия, ее предмет и место в культуре человечества
| Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Основной вопрос философии и исторические формы его решения. Основные аспекты философского знания. Функции философии.
|
2.
| Исторические типы философии
| Зарождение философии, её источники. Сущность учений Будды и Конфуция. Античная философия. Философские системы Платона, Аристотеля. Политика и нравственность в античной философии. Философско-религиозная мысль Средневековья. Августин. Природа, Бог и человек. Знание и вера. Учение Фомы Аквинского. Философия Возрождения. Мир и человек. Философия Нового времени. Научная картина мира, её механистический и математический характер. Проблема метода. Философия просвещения. Идея естественного права. Человек и общество. Теория познания и моральная философия И. Канта. Философская система Гегеля. Гегель и Маркс.
Философия в России. Специфика русской философии, её основные формы и исторические этапы. Нравственно-практическая направленность русской философии. Плоть и душа. Проблема человека. Русская идея. Закон и благодать. Историософия. Добро и зло. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Философские проблемы и народные и утопии. Религиозная философия: человек и Бог. В.С. Соловьев. А.Н. Бердяев. Русский космизм. Марксизм в России.
Позитивизм и неопозитивизм. Философия жизни и экзистенциализм. Тенденции и перспективы развития современной философии.
|
3.
| Онтология. Философия природы.
| Бытие как всеохватывающая реальность. Историческое осознание категории бытия. Объективное бытие и Я-бытие. О метафизике. Иерархия типов бытия. Бытие как проблема. Историческое становления философского понятия материи. Материя и движение. Пространство и время как формы бытия материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.
Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.
|
4.
| Душа, сознание и разум.
| Общее представление о душе. Душа и тело. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Отражение как всеобщее свойство материи. Человеческое сознание как форма отражения действительности. Социальная основа становления и развития человеческого сознания. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема “искусственного интеллекта”.
|
5.
| Гносеология. Философия познания и наука.
| Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины. Логика как наука о принципах правильного мышления. Научное познание и его специфика. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
|
6.
| Философия как антропология. Происхождение и сущность человека и общества
| Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Космопланетарные факторы человеческого развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
Человек, общество и природа, их взаимоотношения в истории человечества. Экологический кризис современности – причины и пути преодоления.
|
7.
| Социальная структура общества.
| Понятие социальной группы и социальной структуры, их изменение в истории общества. Классовое общество, история его становления и развития. Этносоциальное становление общества. Нации и их будущее. Семья и семейно-брачные отношения: прошлое, настоящее, будущее.
Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Понятие свободы и его эволюция. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.
Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.
|
8.
| Духовная жизнь общества.
| Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.
Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
|
9.
| Политическая система общества: история и современность. Будущее человечества.
| Политика и политические отношения в обществе, история их возникновения. Сущность государства, история его становления и развития. Формы государственного правления и устройства. Гражданское общество и государство. Правовое государство, идея и реализация.
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
|
| Гносеология.Философия познания и наука.
| 1. Проблема истины в философии и науке.
2. Научное познание и его отличие от других форм человеческого познания.
3. Человек, общество и природа, их взаимоотношения в истории человечества.
|
| Философия как антропология.
| 1. Человек как духовное существо.
2. Жизнь, смерть и бессмертие.
3. Космопланетарные факторы человеческого развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
|
| Социальная структура общества.
| 1. Семья и семейно-брачные отношения: прошлое, настоящее, будущее.
2. Понятие свободы и его эволюция.
3. Роль социальной и культурной среды в формировании человека.
|
| Духовная жизнь общества.
| 1. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.
2. Историческая эволюция эстетического идеала.
3. Взаимосвязь и различие мировых религий.
|
| Настоящее и будущее человечества.
|
1. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации.
2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности его проявления.
3. Космические перспективы развития социума.
|
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Консультации
| СРС
| В т.ч. использов. интеракт. форм (ч.)
| Всего
|
1.
| Философия, ее предмет и место в культуре человечества
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Исторические типы философии
|
|
|
|
| 2 (лекция-визуализация)
|
|
3.
| Онтология. Философия природы
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Душа, сознание и разум.
|
|
|
|
| 2 (беседа)
|
|
5.
| Гносеология. Философия познания и наука.
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Философия как антропология. Происхождение и сущность человека и общества
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Социальная структура общества.
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Духовная жизнь общества.
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Политическая система общества: история и современность. Будущее человечества.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|