Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты
1.Развитие общества вступило в новую постиндустриальную, информационную эпоху, когда движущей силой стал инновационный характер капитала. 2. Возникла самостоятельная область науки — инноватика, в которой важнейшая роль отводится инновационному менеджменту. 3. Инновационная деятельность — это деятельность, связанная с использованием и коммерциализацией научных исследований и разработок с целью обновления и расширения номенклатуры продукции, совершенствования технологии с последующим внедрением и реализацией на рынках. 4. Инновационный менеджмент — одна из форм общего менеджмента, объектом которой выступают специфические, сложные и масштабные инновационные процессы. Понятие «инновационный менеджмент» объединяет в себе три аспекта: наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и процесс принятия решения, аппарат управления инновациями. 5. В развитии инновационного менеджмента выделяются четыре этапа: факторный подход, функциональная концепция, системный подход, ситуационный подход. 6. Основная цель инновационного менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить долговременное функционирование инновационного предприятия на основе рациональной организации инновационных процессов. 7. Основная задача инновационного менеджмента — обеспечить гармоничное развитие инновационного предприятия. 8. Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные (предметные) и обеспечивающие, в том числе социально-психологические и технологические (процессуальные). 9. Основные функции определяют содержание процесса управления инновационной деятельностью и включают в себя формирование целей, планирование, организацию и контроль. 10. Обеспечивающие функции способствуют эффективной реализации основных функций. В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы. Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как: 1) научные подходы к инновационному менеджменту; 2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов. Функции менеджмента: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль. Методы менеджмента: 1) организационные; 2) административные; 3) экономические; 4) социально-психологические. Виды инновационного менеджмента Различают стратегический, функциональный и оперативный виды ИМ (см. табл.2). Стратегический менеджмент сосредотачивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы. Функциональный и оперативный ИМ направлены на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществления действенного контроля. Другая классификация функций: 1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления; 2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций. Функции субъекта управления: 1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем; 2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь; 3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур; 4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем; 5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов; 6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников; 7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрениях процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п. Функции объекта управления: 1) рисковое вложение капитала в инновационный проект; 2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |