Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общесистемные и организационные принципы менеджмента



2015-11-20 1237 Обсуждений (0)
Общесистемные и организационные принципы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическая деятельность современного менеджера должна базироваться на общесистемных и организационных принципах.

Управление современными предприятиями основывается на переработке огромного объема информации. Предприятие — типичный пример самоорганизующейся системы, обладающей способностью к совершенствованию, самообучению по мере накопления информации и приспособляемости к изменяющимся условиям внешней среды, которые накладывают отпечаток на процессы управления.

Наиболее существенными общесистемными принципами являются следующие.

— Для любой сложной системы характерно наличие органа управления и объекта управления. Это также сложные системы, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством обмена информацией по каналам прямой и обратной связи.

— Взаимосвязь управляющей и управляемой систем проявляется в единстве их функционирования. Особенность промышленно-экономической системы заключается в том, что достижение цели всей системы (предприятия) обеспечивается в процессе функционирования управляемой системы (произ­водства), а выработка управляющих и регулирующих воздействий проис­ходит в процессе функционирования управляющей системы.

— Производство — сложная многоконтурная система. Эффективно функционировать она может лишь в том случае, если орган управления оказывает управляющее и регулирующее воздействие на соответствующие элементы управляемой системы. Практически это проявляется в том, что управляющая система вырабатывает стратегию и тактику поведения производства и обеспечивает контроль текущего его состояния.

— Управление в любой динамической системе осуществляется по схеме автоматического регулирования. Взаимосвязь между органом и объектом упрвления в такой схеме обеспечивается по каналам связи информационной системы.

Организационные принципы управления отражают прогрессивную практику и теорию, первые попытки создания которой были предприняты еще в начале XX века. Речь идет о принципах, сформулированных такими признанными специалистами в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон и др.

Обобщенно эти принципы можно сформулировать таким образом:

— наличие ясной цели деятельности;

— распределение работ в соответствии с цельюдеятельности;

— авторитетное и компетентное руководство;

— единство руководства и распорядительства;

— четкая регламентация порядка работы, наличие норм и образцов;

— делегирование полномочий;

— жесткая внутренняя дисциплина;

— централизация и внутренняя иерархия;

— нормальные условия работы; ,

— поощрение инициативы персонала;

— контроль.

Суммируя мнения специалистов в области управления, английский теоретик менеджмента Р. Фелк называет следующие основные принципы рациональной организации.

— Необходимо четко определить, в чем заключаются административные обязанности, и выяснить, кто за что отвечает.

— Каждое подразделение должно иметь одну основную обязанность.

— Оно должно представлять собой организационное целое, руководимое одним административным работником.

— Число сотрудников, подчиненных одному администратору, должносоставлять от 5 до 8 человек, за исключением особых случаев.

— Второстепенные обязанности следует группировать с учетом тех возможностей, которыми обладают кадры, и их задачи должны быть четко определены. ;

— Необходимо проводить различие между непосредственными и функциональными обязанностями, причем следует ясно изложить методы коммуникации для функциональных специалистов.

― Необходимо в максимальной степени децентрализовать оперативную ответственность, одновременно принимая меры для обеспечения административного контроля.

Анри Файоль выделил 14 принципов управления (принципов построения структуры организации и управления работниками) разработанные в начале XX в., которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий. В их составе выделяются следующие:

1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие и предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования.

2.Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо. Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности.

3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение. Дисциплина обязательна для всех — каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных.

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом, т.е. проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия.

6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд, т.е. справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника.

8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях, начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства.

13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации, т.е. нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные принципы эффективного менеджмента

1. В современном менеджменте широко распространен курс на децентрализацию управления. Преследуемая цель — развитие внутрифирменной конкуренции.

2. Использование человеческого фактора, предоставление свободы действий творческим работникам. Для реализации этого принципа используются разные приемы, в том числе:

в японском менеджменте, например, пожизненный найм на работу, содержание в штате работников для осуществления текущих консультаций ("люди у окна"); предоставление свободы действий творческим работникам, наличие "вольных специалистов"; использование труда "надомников" (Япония, Англия); применение целевого менеджмента (управление по целям).

3. Сведение до минимума исходящей информации (инструкций, распоряжений, указаний).

4. Забота о клиентах и персонале ("а рынок позаботится о тебе"). Для реализации данного принципа используются следующие приемы:

— заключение контрактов на техническое обслуживание по истечении гарантийного срока;

— присутствие постоянного технического представителя на предприятиях крупных пользователей продукции;

— прибытие специалиста на предприятие клиента в течение 4 ч после сообщения о поломке;

—3 раза в неделю менеджеры связываются с новыми клиентами, купившими продукцию, проявляя заботу о потребителях, выявляя, таким образом, мелкие проблемы, предуп­реждая тем самым возможность появления более крупных.

5.Усиление внимания стратегическому планированию на предприятиях, в частности, со стороны первого руководителя.

6. Повышение роли научных исследований, опытно-конструкторских работ в деятельности предприятий, в связи с чем могут создаваться специальные научные подразделения в его структуре.

7. Немедленная реакция со стороны руководства и работников на возникающие проблемы, связанные с внешней средой, и др.

ВыводВ социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свои историю, культуру, технологию и персонал. Профессиональное использование законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации.

Функции менеджметна

1. Сущность, содержание и виды функций управления.

Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функция управления – это совокупность специальных действий по управлению определенным объектом, характеризующихся единством содержания, характером решаемых задач и используемой информацией.

Функция управления – это однородные по содержанию и направленности целей виды управленческой деятельности.

Функция управления носит преимущественно субъективный характер.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Концепция молдавского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Анри Файоль (Франция, 1916г.), которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Другие авторы разработали иные перечни функций.

Л.Гьюлик (США, 1937г.) выделил следующую группу управленческих функций: планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование.

Г.Кунц (США, 1955г.) дал такую классификацию функций менеджмента: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контролинг.

В.Хиль (ФРГ, 1968г.) предложил такое сочетание управленческих функций как формирование политики и цели, планирование, организация и управление кадрами.

При системном рассмотрении выделяются 3 группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования – это общие функции менеджмента, социально-психологические и технологические функции. Общие – отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. К ним относятся: планирование, организация, контроль и координация. Социально-психологические функции связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат 2 разновидности функций: делегирование и мотивацию. Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: процесс принятия решения и процесс коммуникации.

Эти три группы функций менеджмента, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Более современные концепции менеджмента разделяют все управленческие функции на 2 подвида - общие функции управления и конкретные (специфические) функции управления.

Общие функции управления раскрывают суть процесса управления, его последовательность. Объектом воздействия является весь объект управления. Содержание общих функции управления меняется на различных уровнях управления. Эти изменения проявляются через специфические функции управления.

Общие функции управления Конкретные функции управления Структурные подразделения
Планирование Кадры ОК
Организация Качество продукции ОТК
Контроль Финансы Фин. отдел
Учет Запасы ОМТС
Регулирование Маркетинг Маркет. отдел

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов.

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок, фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Несмотря на наличие коренных различий в трактовании самого понятия «менеджмент», в определении термина «функции менеджмента» и их состава, разделение целостного управленческого процесса на функции объективно является необходимым условием установления формальной структуры и разработки рациональной поведенческой концепции менеджмента в любой организации.

На рис. 1 показан состав и взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления.



2015-11-20 1237 Обсуждений (0)
Общесистемные и организационные принципы менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общесистемные и организационные принципы менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)