Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ученые и мыслители Казахстана 9-12 в



2015-11-23 610 Обсуждений (0)
Ученые и мыслители Казахстана 9-12 в 0.00 из 5.00 0 оценок




Для занятий СРСП.

Тема 11. «Феномен философии в казахской культуре».

Задания:

Используя произведения выдающихся казахских мыслителей, укажите на те социально-этические и нравственные требования в их творчестве, которые, на ваш взгляд, является необходимым условием достижения социального благополучия в современном Казахстане.

Ответ на вопрос задания:

Ученые и мыслители Казахстана 9-12 в.

Творчество ученых и мыслителей казахской степи является веским свидетельством того, что древнетюркское письмо обладало политическим, государствообразующим признаком, традиции которого достигли совершенства в последующих веках. Сохранение живого тюркского языка способствовало росту этнического самосознания, расцвету литературных, культурных и теологических традиций. Наряду с арабским и персидским языками , тюркский был литературным языком огромного мусульманского мира. Теперь к работе приступает группа №4.

Свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность ученого-энциклопедиста Абу Насра Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат Тюрки (870-950г.г.) Фараби родился на Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб, умер в Дамаске.

Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации,основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после Аристотеля вовсем мире в области философии и логики не было ему равных. В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об искусстве поэзии», «Трактат о жителях добродетельного города», «Отношение философии к религии». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в 10-12в.в. Фараби создал музыкальную науку, теорию музыки. Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур.

Как известно, эпоху 9-11в.в. применительно к мусульманскому Востоку швейцарский востоковед Христиан Адам Мец (1869-1917г.г.) назвал «Мусульманским Ренессансом», имея в виду то обстоятельство, что именно в это время исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития от Андалузии до Индии, охватывая Ближний и Средний Восток, Среднюю Азию. Закончилась эпоха политического доминирования арабов, возникли благоприятные условия для возрождения и развития тюркского литературного языка. Центром развития тюркоязычной культуры стало Караханидское государство, которое возникло в середине 10в. Юсуф Баласагуни родился в 1015-1017г. в Семиречье, в г.Баласагуне. Юсуф знал тюркские языки, выучил китайский, персидский, арабский, изучал историю, астрономию, геометрию.

В Кашгаре в 1069-1070г.г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кутадгу билиг», посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. В основу поэиы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейна озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, племена чигилей, карлуков, огузов.

«Кутадгу билиг» - это первый дошедший до нас памятник энциклопедической литературы на тюркском языке.

Среди политических мотивов создания поэмы «стремление научить среднеазиатскую династию Караханидов, еще не оторвавшихся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами (Мавераннахр, Восточный Туркестан). Автор обрисовал, на его взгляд, идеальные формы общественного и политического устройства, изложил правила поведения людей различных сословий, подробно описывает какими качествами должны обладать правитель, его визири, вреноначальники, посол, ученый, секретарь, казначей, повар, писец, лекарь, звездочет, купец, животновод, ремесленник, виночерпий.

Твори добро и сей добро– в этом гуманистический пафос Баласагуни.

Франция законно гордится своими энцеклопедистами 18в. Таким энциклопедистом тюркских достижений стал в 11в. Махмуд Кашгари (1029-1101) – представитель высших слоев караханидской знати, создавший в 1072-1074г.г. бесценный памятник для изучения этнической истории, быта, нравов, исторической географии тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени – «Диван-лугат-ат-тюрк».

В Словаре изложены систематизированные сведения о расселении 20 «коренных и главных» тюркских народностей, их истории, этнографии, культуре, обычаях и традициях, даны классификация тюркских языков, основные жанры фольклора – песни, эпосы, легенды, 290пословиц и поговорок, толкования около 7500 слов, отражающих лексику тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов.

В нем насчитывается 105 антропонимов - личных имен, 72 этнонима, 175 топонимов.

Значение «Дивана» Кашгари для тюркского мира трудно переоценить.

Полное имя «Кул Ходжа Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд ибн Ифьтар Ясави». По разным данным Ясави прожил 73года, 85лет и 125лет.

Первым духовным наставником Ясави был легендарный шейх Арслан-Баб. После его смерти Ясави переехал в Бухару, прошел курс суфийского учения, получил право объяснять «пути к познанию истины». Последователи суфизма, а Ясави был суфием (они носили грубые шерстяные плащи-суфы) свое назначение видели в служении «истинной вере» – тарикату, который по своей идеологической направленности был близок к народным представлениям о справедливом устройстве мира.Великому суфию, посвятившему себя Богу, принадлежит произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»). Автор раскрывает основы суфизма, призывает к гармонии человека с природой и другими людьми, учит людей жить в согласии со своей совестью, учит добру, справедливости и веротерпимости. Переживая и беспокоясь, думает и заботится о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей.

Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Проповеди идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе земледельца и кочевника, степняка и горожанина, купца и ремесленника.

Ясави похоронен как национальный святой. Трехкратное посещение его могилы приравнивалось к хаджу в Мекку. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура (1336-1405).

 

Одно из главных проявлений цивилизации, ее мерило - литература.

Аристотель, систематизировав все теории создания художественного образа Вселенной, написал трактат «Поэтика», где говорит о том, что создают поэтику бытия поэты и писатели. Одно из первых мест в этом ряду по праву принадлежит Магжану Жумабаеву - автору высокохудожественных произведений на уровне мировой классики.

Особо следует выделить Жусупбека Аймауытова, большинство произведений кото­рого выдержаны в традициях натурфилософии, в них представлен значительный материал по этнологии. С присущим ему мастерством Аймауытов воссоздает живописные картины аульной жизни.И Магжану, и Жусупбеку, к счастью, удалось избежать железной узды социализированного реализма. Ахмет Байтурсынов был одним из основоположников отече­ственной науки, целенаправленно занимав­шегося исследованием философии письмен­ности. В круг научных интересов и изысканий Байтурсынова входили такие вопросы, как проблемы систематизации казахского языка, исследования его звуковой, синтаксической, грамматической, мировоззренческой сущности.

Философские проблемы письменности нашли свое решение в несколько ином аспекте в творчестве Олжаса Сулейменова. Его книга «Аз и Я» в семидесятые годы стала предметом острых дискуссий. Новизна и оригинальность научных изысканий Олжаса заключается в том, что он рассматривает язык опосредованно, через историю и наоборот, - делает попытку осмыслить исторические явления по средствам языка.

 



2015-11-23 610 Обсуждений (0)
Ученые и мыслители Казахстана 9-12 в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ученые и мыслители Казахстана 9-12 в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)