Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Введение в экономическую теорию



2015-11-23 660 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в экономическую теорию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.Предмет и методы экономической теории.

2. Экономические блага и их классификация.

3. Введение в микроэкономику.

1. Предмет и методы экономической теории.

Предмет экономической теории.

Предмет экономической теории по-разному трактуется разными научными школами:

1) Часть исследователей в соответствии с традициями марксизма определяет предметкак производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования. В таком понимании экономическая теория (политическая экономия) – это общественная наука, которая изучает объективно складывающиеся отношения людей в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, проявляющиеся в их экономических интересах.

2) Другие исследователи полагают, чтоэкономическая теория (экономикс) изучаетзакономерности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих личных и производственных потребностей.

Такая трактовка предмета экономической науки связана с пониманием человека как существа экономического (homo economicus) – рационально мыслящего эгоиста, стремящегося максимизировать пользу или выгоду от имеющихся в его распоряжении ресурсов путем выбора лучшего из альтернативных вариантов их использования. В реальной жизни полная рациональность недостижима, она существует только в идеальных, мысленно представляемых ситуациях. Реальные социальные условия деятельности людей, включающие недоступность части информации, необходимой для принятия решений, влияние социально-психологических факторов, обусловили трактовку ограниченной рациональности экономического поведения.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер – она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех общественных потребностей. Возникает необходимость заботы о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между различными нуждами. Ближайшим следствием этого является конкуренция за использование ресурсов. Это конкуренция между альтернативными целями их использования, хотя каждая из них может быть персонифицирована, представлена интересами отдельных людей и социальных групп.

Таким образом, перед обществом и его членами стоит задача альтернативного выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими потребностями. Соответственно этой трактовке предмета экономическая наука отвечает на вопросы:

· Что производить? – какие товары и услуги и в каком количестве.

· Как будут создаваться необходимые продукты? – с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага.

· Для кого предназначаются произведенные продукты?

В последнее время к ним добавляют и еще один вопрос:

· Когда будут потреблены те или иные блага или ресурсы? – в текущее время или они будут сбережены для будущего использования.

Способы решения этих задач и составляют предмет теории «Экономикс», которая включает микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает, как принимаются решения отдельными производителями (фирмами) и потребителями, определяющие объемы производства и цены на разных типах рынков.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое, рассматривает закономерности взаимосвязи объемов национального производства, занятости, инфляции и других макроэкономических агрегатов.

Теория «Экономикс» может рассматриваться в позитивном и нормативном аспектах.

Позитивная теория изучает, что есть в экономической жизни общества, что существует фактически, объективно.

Нормативная теорияотвечает на вопрос что должно быть в экономической жизни общества, как необходимо выстраивать экономические отношения для достижения желаемых результатов. На основе нормативного анализа строится государственнаяэкономическая политика, дополняющая и корректирующая последствия стихийно рыночного механизма. В своем развитии экономическая политика проходила этапы чистого либерализма, невмешательства государства в хозяйственную жизнь в расчете на невидимую руку рынка, косвенного государственного регулирования спроса и предложения, и дирижизма – более активного вмешательства государства в экономику, практику индикативного планирования для восстановления экономики ряда европейских стран после Второй мировой войны.

Метод экономической теории.

Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность способов теоретического и практического освоения реальности, правила и приемы изучения ее явлений и закономерностей. Владение методами научного исследования имеет познавательное и практическое значение, так как позволяет разделить существенное и второстепенное в изучаемом объекте, определить путь от известного к неизвестному, от исходных посылок к универсальному знанию.

Метод любой науки, в том числе и экономической, представляет собой единство объективного и субъективного: с одной стороны, он определяется независящими от исследователя свойствами и закономерностями развития изучаемого объекта, с другой – накопленным опытом, взглядами и ценностными установками самого исследователя. С развитием науки изменяются и совершенствуются ее методы. Система принципов и способов организации и построения научных знаний получила название методологиинаучного исследования (под методологией также понимается учение о методах исследования).

Методы научного исследования делятся на общие методы, то есть применимые к всем наукам, испецифические методы, используемые в отдельной отрасли научного познания, в частности, в экономике.

К общим методам относятся:

· Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или процесса на части, признаки, свойства, отношения.

· Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.

· Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы.

· Дедукция – переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

· Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы.

· Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:

· Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности

· Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

· Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Такие модели исследуются методами функционального анализа, выявления характера зависимости одних переменных от других, например, объема покупок от цены и доходов покупателей. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.

 

 
 

 


Рисунок 1 - Основные этапы развития экономической теории.

 

Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории

 

Теоретические школы Основный период развития Основные идеи
Меркантилизм XVI-XVII вв. - Главное богатство общества- деньги(золото и серебро). - Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). - Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Классическая политэкономия Школа физиократов XVIII в. - Источник богатства общества - производство, а не обращение. - Причем производство, прежде всего – сельскохозяйственное. - Промышленность же – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия
Рыночная школа XVII- XIX вв. Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее государства.
Марксистская (пролетарская) политическая экономия с середины XIX в. Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм(с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством, экономикой во благо всего общества.
Линия экономикс Общий замысел с конца XIX в. Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики»
Неоклассическое направление с конца XIX в. Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство же должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования
Кейнсианское направление с 30-х годов XX в. Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу

2. Экономические блага и их классификация.

Потребности, ресурсы.

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.



2015-11-23 660 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в экономическую теорию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Введение в экономическую теорию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)