Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические отношения



2015-11-23 642 Обсуждений (0)
Экономические отношения 3.00 из 5.00 7 оценок




Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая нау­ка изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, пар­тиями, странами. Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда — обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общест­венного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда яв­ляется наличие определенного количества и качества экономи­ческих ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечи­вающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на от­дельных производственных операциях. Специализация — форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Оборотной стороной обществен­ного разделения труда является его кооперация. Кооперация тру­да — основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Производственные отношения образуют основу экономиче­ской организации общества. Производственные отношения — взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство — основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство — создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение — определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам эко­номической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распре­деление условий и факторов производства). Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной дея­тельности. Распределение в узком смысле предполагает опреде­ление доли каждого участника экономических отношений в соз­данном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен — стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Посколь­ку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необ­ходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги. По­требление — процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. вос­производить. По целям потребление делится на личное, т. е. на­правленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производ­ства материальных благ.

Необходимо отметить, что производство — общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономи­ческими субъектами, а обществом. Кроме того, производство — непрерывный процесс. Общество не может перестать потреб­лять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерыв­ность производственного процесса и его повторяемость характе­ризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроиз­водство — постоянно повторяющийся в обществе процесс про­изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс пред­ставлен на рисунке.

 

 
 

 

 


Рисунок 2 - Общественное воспроизводство

 

Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах. Простое воспро­изводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом счита­ется, что и количество, и качество используемых в процессе об­щественного производства экономических ресурсов не меняют­ся. Расширенное воспроизводство предполагает, что объемы про­изводимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов. Су­женное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса обществен­ного воспроизводства.



2015-11-23 642 Обсуждений (0)
Экономические отношения 3.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Экономические отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)