Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий )



2015-11-23 335 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий )

Тема: «Введение в экологию. Предмет, задачи и структура общей экологии »

 

Дисциплина: Экология и устойчивое развитие.

Специальность: 051301 Общая медицина

Курс: 1

Составитель: преподаватель, доцент В.И. Петров

Караганда, 2009 г.

 

Обсуждены и утверждены на заседании

кафедры общей гигиены, экологии и гигиены питания

Протокол № 5 от 10 октября 2009 г.

Ответственный за общую гигиену и экологию __________ М.Г. Калишев

 


  • Тема: «Введение в экологию. Предмет, задачи и структура общей экологии»

 

  • Цель: Изучить и усвоить основные понятия и законы экологии, рассмотреть проблемы сохранения среды обитания и ее влияние на здоровье человека. Рассмотреть основные разделы экологической науки.

 

  • Задачи обучения:
  1. Изучить и усвоить атрибуты науки экологии: цель, задачи, предмет и объект изучения, методы исследования.
  2. Ознакомиться с предметом и содержанием общей и прикладной экологии.
  3. Экологическая «образованность» - важнейшая часть деятельности врача любого профиля

 

1. Основные вопросы темы:

1. Определение терминов: экология, организм, вид, особь, популяция, сообщество, биоценоз, биогеоценоз, биосфера и др.

2. Связь экологии с другими науками

3. Основные законы экологии, их трактовка

4. Структура современной экологии

5. Основные направления развития современной экологии

6. Основные методы, применяемые в экологии

7. Краткая история развития экологии

 

· Методы обучения и преподавания: дискуссия

· Литература

 

Основная:

1. Закон РК от 15.07.97 г. «Об охране окружающей среды».

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 576 с.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособ.М.:Фаир,1998.

 

Дополнительная:

5. Экология / Под ред. В.В.Денисова Ростов-на-Дону: МарТ,2002.

6. Шилов И.А. Экология. М.:Высшая школа. 2001.

7. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие.:М.:АО ОМДС,1996.

8. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования.М.,2001.

9. Валова В.Д. Основы экологии .М.:Дашков и К., 2001.

10. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М.:Закон и право, ЮНИТИ,1998.

11. Мусина У.Ш. Теоретические основы охраны окружающей среды: Учебное пособие.Алматы: КазНТУ, 2000.

12. Никандров А.М., Хорунжая Т.А. Глобальная экология. М.:Книга-сервис, 2003.

13. Розанов С. Общая экология.С-П-М-Краснодар:Лань, 2003

14. Федотова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии. Москва:Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

15. Экологический терминологический словарь. Алматы: Рауан. 2000.

16. «Положение о госконтроле за использованием и охраной водных ресурсов». 29.04.95 г.

17. Постановление Правительства РК «Об утверждении положения о государственном мониторинге недр в РК». 27.01.97 г

18. Указ о недрах и недропользовании. 27.01.96 г.

 

· Контроль:

1.Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в пределах естественно ограниченного жизненного пространства есть:

- популяция

- экосистема

- биосфера

- биоценоз

- сообщество

 

2. Назовите ученого, предложившего термин «экосистема»:

- К. Рулье

- Т. Миллер

- Э. Геккель

- А. Тенсли

- В. Вернадский

 

3. Каким из перечисленных ученых создано учение о биосфере?

- В. Докучаевым

- В. Вернадским

- В. Шелфордом

- Н. Северцовым

- Э. Геккелем

 

4. Аутэкология - это:

- учение об экосистемах

- экология организмов

- прикладная экология

- учение о биосфере

- учение о факторах среды

 

5. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций с окружающей их средой, их структуру и динамику численности, называется:

- синэкология

- аутэкология

- медэкология

- санэкология

- демэкология

 

6. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы» - есть формулировка:

- закона минимума

- закона максимума

- закона оптимума

- закона исключения

- закона толерантности

 

7. «Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу» -

есть сущность:

- принципа Реди

- закона толерантности

- закона исключения Гаузе

- закона ограничивающего фактора

- принципа (закона) оптимума

 

8. Область существования и функционирования ныне живущих организмов - есть:

- экосистема

- биосфера

- биоценоз

- биогеоценоз

- экологическая ниша

 

9. Академик В.И. Вернадский - создатель современного учения о:

- гидросфере

- литосфере

- атмосфере

- экосистеме

- биосфере

 

10. Группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов называют:

- популяциями

- биоценозами

- биогеоценозами

- сообществами

- экологическими системами

 

 

Ф КГМУ 4/3-06/01 ИП №6 УМС при КазГМА

От 14 июня 2007 г.

 

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра общей гигиены, экологии и гигиены питания

 

Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий )

Тема: «Среда обитания и экологические факторы»

 

Дисциплина: Экология и устойчивое развитие.

Специальность: 051301 Общая медицина

Курс: 1

Составитель: преподаватель, доцент В.И. Петров

Караганда, 2009 г.

 

  • Тема: «Среда обитания и экологические факторы»

 

  • Цель: Формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья

 

  • Задачи обучения:
  1. Изучить экологические факторы и общие закономерности их действия на организм
  2. Изучить влияние взаимодействия и компенсации воздействия экологических факторов на пределы толерантности
  3. Изучить антропогенные факторы и прямое и непрямое воздействие на живую и неживую природу

 

  • Основные вопросы темы:
  1. Понятие о среде обитания и экологических факторах
  2. Абиотические факторы, или факторы неживой природы: климатические, атмосферные, гидрологические и др.
  3. Биотические факторы, или факторы живой природы: влияние одних организмов или их сообществ на другие, а также на неживую природу
  4. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения живых организмов
  5. Эврибионтные и стенобионтные организмы, их характеристика
  6. Периодические и непериодические факторы и их характеристика
  7. Место и роль популяций в биологической организации
  8. Лимитирующие факторы и механизмы адаптации к ним в различных средах жизни
  9. Структура популяций: возрастная, половая, территориальная, размерная, их характеристика
  10. Механизмы внутрипопуляционного регулирования численности популяций

 

  • Методы обучения и преподавания: дискуссия, работа в парах

 

  • Литература:

Основная:

1. Закон РК от 15.07.97 г. «Об охране окружающей среды».

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 576 с.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособ.М.:Фаир,1998.

 

Дополнительная:

5. Экология / Под ред. В.В.Денисова Ростов-на-Дону: МарТ,2002.

6. Шилов И.А. Экология. М.:Высшая школа. 2001.

7. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие.:М.:АО ОМДС,1996.

8. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования.М.,2001.

9. Валова В.Д. Основы экологии .М.:Дашков и К., 2001.

10. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования. М.:Закон и право, ЮНИТИ,1998.

11. Мусина У.Ш. Теоретические основы охраны окружающей среды: Учебное пособие.Алматы: КазНТУ, 2000.

12. Никандров А.М., Хорунжая Т.А. Глобальная экология. М.:Книга-сервис, 2003.

13. Розанов С. Общая экология.С-П-М-Краснодар:Лань, 2003

14. Федотова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии. Москва:Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

 

  • Контроль

1. Понятие «совокупность абиотических, биотических и социальных факторов, оказывающих сочетанное действие на организм» определяется как:

- биосфера

- экосистема

- среда окружающая

- условия существования

- экологические факторы

 

2. Ксенобиотики - это:

- вещества, неблагоприятно воздействующие на живые организмы и чуждые природной среде

- примеси, оказывающие прямое действие на организм

- вещества, оказывающие косвенное действие на организм

- совокупность биотических свойств окружающей среды

- совокупность абиотических свойств окружающей среды

 

3. Приспособление организмов к изменениям среды носит название:

- акселерация

- активация

- адаптация

- ассимиляция

- агрегация

 

4. П о происхождению экологические факторы делятся на:

- биосферные

- экосистемные

- циклические

- эволюционные

- абиотические

 

5. Свойство видов приспосабливаться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием:

- экологическая пирамида

- экологическая стенобионтность

- экологическая эврибионтность

- экологический стресс

- экологическая пластичность

 

6. «Любой организм имеет верхние и нижние границы устойчивости к любому экологическому фактору» - формулировка, объясняющая суть:

- закона адаптации

- принципа оптимума

- закона борьбы противоположностей

- закона толерантности

- правила взаимодействия факторов

 

7. Воздействие человека на природу может быть:

- абиотическим

- стохастическим

- антропогенным

- закономерным

- биотическим

 

8. Состояние среды обитания, которое вследствие происшедших в ней изменений, оказывает вредное и опасное действие на здоровье человека и его популяцию называется:

- экологический коллапс

- экологический катаклизм

- биосферная катастрофа

- экологический климакс

- экологический кризис

 

9. Назовите форму комменсализма, при которой комменсал обитает в жилище животного-хозяина:

- мутуализм

- паразитизм

- нейтрализм

- аменсализм

- синойкия

 

10. Факторы, определяющие возможность существования организма в конкретных условиях:

- экологические

- лимитирующие

- физические

- химические

- биологические

 

 

Ф КГМУ 4/3-06/01 ИП №6 УМС при КазГМА

От 14 июня 2007 г.

 

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра общей гигиены, экологии и гигиены питания

 



2015-11-23 335 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для( практических, семинарских, лабораторных занятий )

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)