Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Проведения практического занятия




Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

 

Экз. №______

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по устройству автомобильной техники

Тема №6 Трансмиссия.

 

 

Занятие №3 Устройство сцепления.

 

Метод проведения: практическое занятие.

 

Самара 2010


Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

 

"Утверждаю"

Начальник военной кафедры

полковник С.Вобликов

 

"____" _____________ 2010г.

 

 

Экз. №______

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения практического занятия

 

По устройству автомобильной техники

 

Тема №6 Трансмиссия.

 

Занятие №3 Устройство сцепления.

 

Место: парк университета

 

 

Обсуждено на заседании цикла

"____" _____________ 2010г.

Протокол № _____

 

Самара 2010

I. Перечень учебных точек (отрабатываемых учебных вопросов):

1. Учебное место №1. Практическое изучение расположения крепления устройства (с частичной сборкой и разборкой) и действия сцепления.

II. Учебные цели: получить практические навыки работы с автомобильной техникой.



III. Воспитательные цели: привить уверенность в надёжности отечественных военных автомобилях

IV. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: На занятие отводится два учебных часа.

В классе организуется 1 учебная точка, каждая из которых делится на два учебных места.

На каждой учебной точке студенты занимаются по 90 мин, на каждом месте - по 40 мин. Смена учебных мест осуществляется согласно «Схемы организации учебных мест и порядка замены групп в процессе занятия».

В плане занятия. Кроме пунктов, определенных образцов, необходимо указать в основной части учебные вопросы. Время, отведенное на их изучение, особенности техники безопасности при проведении конкретных разборочно-сборочных и регулировочных работ, тактико-технические характеристики изучаемых агрегатов, приборов, узлов и механизмов, их устройство и действие, основные вопросы технического обслуживания, вопросы для самоконтроля и другой необходимый для проведения занятий материал.

 

Перед занятием планы утверждаются командиром взвода.

В начале занятия взвод выстраивается по отделениям в две шеренги. Преподаватель принимает рапорт дежурного по взводу и дает указание командиру взвода «проверить готовность взвода к занятиям и доложить». Командир взвода и командиры отделений проверяют наличие личного состава, их внешний вид, планы проведения занятий и докладывают по команде преподавателю.

Дежурный по взводу проверяет наличие учебной материально-технической базы, необходимой для занятия. О недостатках докладывает учебному мастеру.

По команде преподавателя дежурный по взводу разводит группы по учебным местам, выстраивает их в одношереножном строю фронтом к центру класса. На правом фланге строя группы стоит старший группы.

Преподаватель кратко опрашивает личный состав групп об особенностях данного учебного места, изучаемого на нем материала и мерах безопасности, делает вывод по подготовке взвода к занятию и осмотру внешнего вида. Дает команду на начало занятия.

Преподаватели руководят изучением материала методом периодического обхода учебных мест.

При первом обходе контролируют действия старших групп по организации занятия на учебном месте, нацеливают студентов на изучение материала, указывают на какие вопросы обратить внимание.

На само подготовке после групповых занятий преподаватель указывает учебные места, делит взвод на шесть групп и определяет последовательность обработки учебных мест для каждой группы. В группе назначается старший из расчета, чтобы последовательно каждый из студентов \ группы был старшим на 1-3 местах.

Эти данные заносятся в график отработки учебных мест и назначения старших групп.

В ходе проведения занятия студентам должны быть привиты навыки в руководстве группой (отделением) в ходе практического занятия, которое включает:

1. Руководство изучением материала на учебном месте.

2. Руководство проведением контрольно-проверочных и регулировочных работ.

3. Руководство проведением разборочно-сборочных работ.

4. Контроль за соблюдением мер безопасности.

На это отводится в среднем 2 часа при двух участьях каждого студента в выработке навыка.

Старшие групп пишут планы проведения занятия.

При последующих обходах отвечают на неясные вопросы, проверяют как выдерживается время, отведенное на изучение (отработку) учебных вопросов, соблюдение мер безопасности, помогают в изучении наиболее сложных вопросов, контролируют проведение занятия старшими групп,

обращая внимание на соблюдение дисциплины и порядка на учебном месте, выборочно проводят контроль знаний.

При заключительном обходе преподаватели производят контрольный опрос по материальной части (не менее 6-ти человек за двухчасовое занятие).

На последнем занятии по данной теме выполняется контрольная работа Tl, Т2, ТЗ, Т4, причем каждый из студентов должен решить не менее 2-х вариантов этой работы.

По итогам текущих оценок и контрольных работ основной преподаватель выставляет в отдельную графу итоговую оценку за тему.

За действие студента в роли старшего группы-руководителя на учебном месте - ему выставляется оценка в соответствующем разделе журнала.

Занятие завершается подведением итогов, основной преподаватель, заслушав мнение второго преподавателя, учебного мастера отмечает наиболее отличившихся студентов, показавших лучшее знание и навыки, указывает на недостатки, в том числе и в действиях старших групп, объявляет оценки, отвечает на вопросы и дает задание на самоподготовку.

Пропущенное практическое занятие студенты отрабатывают самостоятельно с другими взводом или под руководством учебного мастера и докладывают об этом преподавателю, который производит контрольный опрос по пропущенному студентом материалу и выставляет оценку в журнал.

О дне и времени отработки пропущенного занятия делается запись в журнале.

 

V. Учебно-материальное обеспечение:

Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 в сборе без маховика.

Детали привода.

Ведущий вал коробки передач.

Вспомогательный маховик и ведомый диск.

Специальные центрирующие удлиненные болты.

Комплект плакатов.

Инструмент:

Пассатижи.

Специальный ключ для отвертывания регулировочных гаек. Ключ 12x14.

 

VI. Литература, рекомендуемая руководителю:

1.В.Роговцев. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. М. Транспорт, 1989. Стр 195-205.

2.М.Донской. Автомобили КАМАЗ 6Х6. М. Воениздат, 1984. Стр 74-78, 285-287.

3.В.Полосков. Устройство и эксплуатация автомобилей. М.ДОСААФ СССР, 1987. Стр 165-175.

4.А.Антонов. Армейские автомобили. М. Воениздат, 1970. Стр 81-103.

5.М.Секирин. Автомобиль ЗИЛ-131. М. Полигон АРТ, 2002. Стр 76-81, 291.

6.С.Сажина. Автомобили-тягачи Урал-4320. М. Полигон АРТ, 2002. Стр 73-75, 214-215.

7.Автомобили КамАЗ. М.Русьавтокнига, 2004. Стр 99-104.8.А.Кузнецов. Зил 130, 431410, 131. М.ИД Третий Рим, 2005. Стр 64-70, 269.

VII. Приложения:

Объемное задание на учебное место №1.

 

VIII. Расчет учебного времени:

 

Содержание занятия Время мин. Действия руководителя или обучаемых Примечание
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1.Практическое изучение расположения крепления устройства (с частичной сборкой и разборкой) и действия сцепления. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      
Ход занятия:  
Содержание занятия Методические указания
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 5 мин. Принять рапорт дежурного по взводу. Проверить наличие личного состава, внешний вид и готовность взвода к занятию. Напомнить тему, цели и порядок проведения занятия, расположение учебных мест. Провести инструктаж по соблюдению правил техники безопасности при проведении практических занятий в классе. Обратить внимание на сохранность и бережное отношение к материальной части и оборудованию. Дать команду дежурному развести взвод по учебным местам и приступить к занятию. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 80 мин. 1.Практическое изучение расположения крепления устройства (с частичной сборкой и разборкой) и действия сцепления. Сцепление однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере. Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала восемью центрирующими (специальными) болтами. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы. Передача крутящего момента от кожуха сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск четырьмя парами пружинных пластин. Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления в окружном и радиальном направлениях, одновременно обеспечивая возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления. Пластины одной стороной крепят к кожуху, а другой - специальными втулками и болтами — к нажимному диску. Выключающее устройство состоит из четырех рычагов, которые пальцами соединены с нажимным диском и вилкой. Между пальцами и рычагом поставлены игольчатые ролики. Точками опоры рычагов на кожухе служат регулировочные гайки, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами. Упругость пластин и сферическая опорная поверхность гаек, соприкасающихся с кожухом, позволяют вилкам совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления. Положение рычагов выключения сцепления регулируют гайками, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги не регулируют. Ведомый диск сцепления стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин. Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами размещена в отверстиях, пробитых в ведомом диске и дисках гасителя. Опорная пластина имеет четыре боковых выступа удерживающих ее в отверстиях ведомого диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина. Ступица ведомого диска вместе с прикрепленными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателями может поворачиваться относительно ведомого диска в обе стороны на определенный угол; при этом происходит сжатие пружин. Максимальный угол закручивания определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск центрируется по наружному диаметру фланца ступицы. Ведомый диск сбалансирован. Балансировку осуществляют установкой на ведомом диске балансировочных пластин. Для выключения сцепления служит педаль, установленная на кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали связан регулируемой тягой с рычагом вилки выключения сцепления. Ход педали ограничен упором в пол кабины. Вилка выключения сцепления перемещает муфту на которой установлен подшипник. Подшипник, нажимая на концы рычагов, выключает сцепление. Подшипник выключения сцепления имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе — изготовителе подшипников, и при эксплуатации и ремонте его не смазывают. При необходимости этот подшипник заменяют новым. В нижней части крышки картера сцепления имеются щиток маслосборника и пробка со шплинтом для слива масла, попадающего в картер сцепления из коробки передач. Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем глубоких бродов. Для герметизации сцепления перед преодолением брода пробку заменяют глухой пробкой, которая при обычной эксплуатации ввернута в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста. Между картером сцепления и крышкой картера сцепления установлена уплотнительная прокладка; уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки выключения сцепления; обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте. Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца. В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток, закрывающий проем в картере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка. При всех работах; связанных с разборкой сцепления, необходимо при установке агрегатов на место применять в указанных выше местах уплотняющую пасту УН-25. Регулировка сцепления. Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»). Свободный ход педали должен быть 35—50 мм, а полный ход - не менее 180 мм. По мере износа фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому износу ведомого диска подшипника муфты выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления. Это ведет к быстрому износу ведомого диска и затрудняет переключение передач. Свободный ход педали надо регулировать в следующем порядке 1.Отвернуть контргайку. 2. Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую регулировочную гайку; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу, а для увеличения свободного хода - свертывать с тяги. 3. Затянуть контргайку. 4. после регулировки пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления. При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между концами рычагов и подшипником выключения сцепления должен быть 3-4 мм. Техническое обслуживание заключается в регулировке привода сцепления, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех болтовых соединений, смазке вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазки. Передний подшипник первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе - изготовителе подшипников, и при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяют новым.     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 5 мин. Дать команду дежурному по взводу на окончание занятия. Взять результаты опроса студентов у второго преподавателя. Подвести итог занятия. Объявить оценки. Дать задание на самостоятельную подготовку. Объявить конец занятия.    

 

Разработчик(и) ________________________

__

 

«__» _____________2010г.

 

 

"Утверждаю"

Начальник цикла ПАПОН

_________________________

 

"____" _____________ 200__

 

ПЛАН

проведения практического занятия




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)