Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Инфляция и ее влияние на финансовый менеджмент




Инфляция - это длительное и быстрое обесценение денег вследствие чрезмерного роста их массы в обороте

Инфляция проявляется двояко: во-первых, в переполнении сферы обращения бумажными деньгами при неизменном количестве товарной массы (инфляция спроса); во-вторых, при сокращении предложения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег (инфляция, вызванная уменьшением совокупного предложения). Основные причины инфляционных процессов – нарушение пропорциональности в сфере производства и обращения, нарушения в политике ценообразования, нерациональная система распределения национального дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские товары растут быстрее, чем увеличивается номинальная заработная плата и доходы членов общества. Это ведет к падению реальных доходов населения, усилению его обнищания, анархии производства, дезорганизации как внутренней так и внешней торговли.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. В относительно стабильной экономике одновременно со снижением цен на одни виды товаров цены на другие могут увеличиваться. Рост цен на какой-то отдельный товар или группу товаров – не обязательное проявление инфляции. Об инфляции можно говорить лишь тогда, когда происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т.е. снижается покупательная способность денежной единицы.



Контроль за изменением цен на отдельные виды товаров, а также на потребительские товары в целом осуществляется с помощью индексов цен. Индекс является относительным показателем, характеризующим изменение какого-то показателя. Индекс цен, следовательно, должен характеризовать изменение цен. Индексы измеряются либо в долях единицы, либо в процентах. Существуют два основных вида индекса цен: индивидуальный или частный (ip), и общий, или агрегатный (Ip).

Индивидуальный индекс цен дает оценку (ретроспективную или прогнозную) изменения цены на отдельный вид товара, продукции, услуги.

ip = р1 / р0,

р1 – фактическая цена в отчетном периоде (либо прогнозируемая цена);

р0 – фактическая цена в базисном периоде (либо цена отчетного периода, с которой будет сравниваться прогнозная цена).

Агрегатный индекс цен позволяет выполнить аналогичные расчеты по группе однородных товаров, продукции, услуг:

Ip = [(Σ р1 · q1) / Σ q1] : [(Σ р0 · q1) / Σ q1],

q1 – объем реализованных товаров в натуральных единицах по k-ой товарной группе в отчетном периоде (при ретроспективном анализе) или в планируемом периоде (при перспективном анализе); суммирование осуществляется по товарным группам, отобранным для анализа инфляционных процессов (k = 1, 2, ... , n).

упрощают и записывают в виде:

Ip = (Σ р1 · q1) / (Σ р0 · q1),

Формула (3) имеет очень важное следствие: если в рамках ретроспективного анализа необходимо рассчитать товарооборот (или объем реализованной продукции) в сопоставимых ценах при известных данных о фактических товарооборотах и индексе цен, то сопоставимый товарооборот (Тс) находится делением фактического товарооборота отчетного периода (Та) на индекс цен:

Тс = Та : Ip .

Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т. п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; т. п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансовых операций предприятия.

Инфляция – процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесцениванием и ростом цен.

Темп инфляции – показатель, характеризующий размер обесценивания (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.

Фактический темп инфляции – показатель, характеризующий реальный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом прошедшем периоде.

Ожидаемый темп инфляции – прогнозный показатель, характеризующий возможный прирост среднего уровня цен в рассматриваемом будущем периоде.

Индекс инфляции – показатель, характеризующий общий рост уровня цен в определенном периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в рассматриваемом периоде (выраженного десятичной дробью).

Номинальная сумма денежных средств – оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде.

Реальная сумма денежных средств – оценка размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах с учетом изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией.

Номинальная процентная ставка – ставка процента, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией (или общая процентная ставка, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).

Реальная процентная ставка – ставка процента, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией

Инфляционная премия – дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения финансовых потерь от обесценивания денег в связи с инфляцией. Уровень этого дохода обычно приравнивается к темпу инфляции.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)