Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема (the problem)



2015-11-23 494 Обсуждений (0)
Проблема (the problem) 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Терминология подраздела

Тема Тематика

Тема на сюжетном уровне Тема на общем уровне

Проблема Проблематика

Идея

Авторская идея Читательская идея Объективная идея

Заглавие

Иллюстративное заглавие Проблематическое заглавие

Символическое заглавие

Тема (the theme)

Художественное произведение – своеобразное рассуждение автора на выбранную тему.

Таким образом, тема(др.-греч. Θέμα – «нечто, положенное в основу») – положенный в основу произведения предмет изображения и познания; то, о чем говорится в тексте.

Тема определяется на общем и на сюжетном (событийном) уровне.

Ø Тема на сюжетном уровне (on plot level) – предмет изображения, т.е. то главное событие, которое показывает автор. Такая тема формулируется предельно кратко, словосочетанием или коротким предложением с оборотом "о том, как..."

Ø Тема на общем уровне (on general level) – предмет познания, т.е. те явления жизни, исторические события, которые отражаются и исследуются в художественной форме автором в произведении искусства. Тема на общем уровне оформляется назывной конструкцией с более высокой степенью обобщения, чем на сюжетном уровне.

Если автор поднимает несколько равнозначных, в одинаковой степени важных тем и достаточно полно их раскрывает, то мы имеем дело с комплексом тем, который называется т е м а т и к о й.

Рассмотрим несколько примеров формулировки темы на общем и на сюжетном уровне в следующих произведениях: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; роман М. Митчелл "Унесенные ветром"; роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Задание. Попробуйте самостоятельно определить тему на общем и сюжетном уровне в таких известный произведениях мировой литературы, как «Любовь к жизни» Дж. Лондона, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «На дне» М. Горького, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, «Старик и море» Э. Хэмингуэя.

Проблема (the problem)

В каждом литературном произведении мы сталкиваемся с множественностью тем и идей. Писатель затрагивает ряд связанных друг с другом вопросов и каждому из них даёт оценку. Каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывает автор в произведении, уже несут в себе и своеобразную тему, и её идейную оценку, являются самостоятельной п р о б л е м о й. В этом смысле всякое произведение м н о г о п р о б л е м н о.

Проблема (др.-греч. Πρόβλημα – «нечто вынесенное, брошенное вперёд») – те аспекты исследуемого явления и изображаемых характеров (темы), которые автор выделяет и подчёркивает, поскольку считает наиболее значимыми с социальной, нравственной и психологической точки зрения.

Точно так же, как комплекс тем называется тематикой, комплекс проблем называют п р о б л е м а т и к о й.

 

Проблема – это не та проблема, трудность, с которой сталкиваются герои, а ситуация, на которую автор обращает внимание читателя, чтобы заставить его задуматься о происходящем.

Проблема формулируется назывной конструкцией с высокой степенью обобщения.

Например, проблематика повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина:

1) проблема чести;

2) проблема поведения в экстремальной ситуации;

3) проблема нравственного выбора;

4) проблема жестокости;

5) проблема неоднозначности человеческой натуры;

6) проблема причин и следствий в человеческой судьбе.

 

Идея (the idea)

В художественном произведении изображается система событий, выстраиваются обстоятельства, внутри которых действуют герои, как главный (главные), так и второстепенные. Главный герой (он же – персонаж, характер) представляет собой ту или иную социальную группу, тот или иной психологический тип. Писатель показывает жизнь целостно, ведь человек не существует изолированно, а взаимодействует с окружающей обстановкой, природой, людьми. Результатом этого взаимодействия становится некий вывод, который называют идеейпроизведения.

Идея(др.-греч. ἰδέα – «образ вещи») – те выводы, которые делаются по поводу исследуемого явления на изображаемом материале; это обобщающая оценка данного явления, причём не только интеллектуальная, но и эмоциональная, образная. Иными словами, это то, ради чего произведение написано.

Идея формулируется как законченное предложение (несколько предложений).

Таким образом, если тема – это то, что писатель изображает, а идея – оценка изображаемого, то понятно, почему, к примеру, несколько произведений, написанных «на одну тему», непохожи друг на друга: у них разное идейное содержание, т.е., их авторы по-разному оценивают изображаемые ими события.

Оценка же может быть дана автором, критиками или читателем. В связи с этим существуют следующие аспекты идеи:

1. Авторская идея – отношение автора к изображаемому материалу; то, что автор сознательно хотел вложить в своё произведение. Этот вид идеи определяется, только если есть указание (признание) самого автора. Например, в тексте произведения либо в дневниках, письмах, интервью.

2. Читательская (субъективная) идея – вывод, сделанный каждым конкретным читателем.

3. Объективная идея определяется при наличии определённой специальной подготовки (например, критиками и литературоведами). Для её определения необходимы знания теории и истории литературы. Произведение рассматривается с учётом некоторой временной дистанции, в контексте особенностей эпохи, жизненного и творческого пути автора, в сопоставлении с другими его произведениями и т.д.


При определении темы, выявлении проблематики и идеи следует обращать внимание на заглавие и эпиграф. Это «абсолютно сильная позиция» в тексте, поскольку таким образом автор сам намекает на наиболее значимый аспект произведения.

Заглавие может быть:

1. Иллюстративным – отсылающим, скорее, к теме произведения («Капитанская дочка», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»).

2. Проблематическим – подчёркивающим центральную проблему произведения («Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени»).

3. Символическим – обращённым к идее в символической форме («Унесённые ветром», «Властелин колец», «Красное и чёрное»).

Также в заглавии могут сочетаться все эти аспекты.

 

 



2015-11-23 494 Обсуждений (0)
Проблема (the problem) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема (the problem)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)