ТЕМА 2. Статистическое наблюдение (Источники статистической информации)
ТЕМА 1. Предмет, метод, задачи и организация статистики Понятие статистики Термин «статистика» происходит от латинского слова status – состояние, положение вещей. В настоящее время насчитывается около тысячи определений термина «статистика», но чаще всего он употребляется в трех значениях: 1) статистика – это отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о тех или иных явлениях; 2) статистика – это цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: культуру, население, производство и т.д. 3) статистика – отрасль знания, научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях. В настоящее время в российской статистике сложилась трех уровневая система взаимосвязанных статистических наук (рис. 1). Рис.1. Структура статистической науки
Предмет статистики– количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Категории статистики: 1)Статистическая совокупность – совокупность объектов, явлений объединенных некой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Например, совокупность семей, предприятий и т.д. 2)Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. 3)Признак – это качественная особенность единицы совокупности. Например, признаки предприятия: форма собственности, специализация, численность работников, величина уставного капитала и т.д. Виды признаков: а) количественные - значение признака выражается числом (возраст, стаж работы, оплата труда). Количественные признаки могут быть дискретными и непрерывными; б) неколичественные (атрибутивные) - значение признака выражается словом (профессия, пол); в) альтернативные – признак может принимать одно из двух противоположный значений (пол – мужчина, женщина; состоит в браке или нет). г) факторные – независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки. д) результативные – зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. 4)Вариация – это различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов, которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. 5)Статистический показатель – это количественно-качественная обобщающая характеристика, какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом в конкретных условиях места и времени. В отличие от признака, статистический показатель получается расчетным путем. 6)Система статистических показателей– это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она имеет одноуровневую или многоуровневую структуру и нацелена на решение конкретной статистической задачи.
Метод статистики (статистическая методология)– это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Метод статистики включает в себя три группы методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей. Статистическое исследование проходит в три этапа: 1) На первом этапе с помощью метода массовых наблюдений собирают первичные статистические данные. Основное содержание этого этапа заключается в получении данных, характеризующих каждую единицу наблюдения. 2) На втором этапе статистического исследования собранные данные подвергаются первичной обработки, сводке и группировке. Метод группировок позволяет выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. Сводка – это получение итогов по совокупности в целом и отдельным ее группам и подгруппам. Результаты группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц. Основное содержание этого этапа заключается в переходе от характеристик каждой единицы наблюдения к сводным характеристикам совокупности в целом или ее групп. 3) На третьем этапе полученные сводные данные анализируются методом обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, индексные системы, методы математической статистики, табличный метод, графический метод и др.) Основное содержание этого этапа заключается в выявлении взаимосвязей явлений, определении закономерностей их развития и осуществлении прогнозных оценок.
ТЕМА 2. Статистическое наблюдение (Источники статистической информации) 1.Статистическое наблюдение: понятие и программно-методические вопросы Статическое наблюдение– это планомерный, систематический, научно-организованный сбор сведений об изучаемом объекте или процессе. Организационный план статистического наблюдения включает: а) орган наблюдения; б) ведомства; в) места наблюдения; г) время наблюдения; д) формы и способы наблюдения; е) подготовку кадров. Программно-методические вопросы статистического наблюдения: 1. Цель статистического наблюдения – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. 2. Объект наблюдения – это исследуемая статистическая совокупность. 3. Единица наблюдения – это первичный элемент совокупности, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. 4. Отчетная (информирующая) единица – это единица, от которой получают отчетные данные. 5. Программа наблюдения – это перечень признаков (вопросов) подлежащих регистрации. При выборе времени наблюдения должен быть установлен критический момент времени и срок наблюдения. Критический момент времени – это конкретный день и час, по состоянию на который проводится регистрация признаков. Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для сбора данных о единицах совокупности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |