Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования
Имени Франциска Скорины»
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебная программа для специальности высшего образования второй ступени (магистратуры) Психология»
Факультет психологии и педагогики Кафедра психологии Курс (курсы) 1 Семестр (семестры) 2
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной «____»______________ 2012 г., регистрационный номер _________________.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
«17» апреля 2012 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой доцент ___________ Н.В. Гапанович-Кайдалов
Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики
«30» апреля 2012 г., протокол № 9.
Председатель _____________ Л. И. Селиванова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Методология психологического исследования» включает в себя как традиционное, так и современное понимание наиболее общих и наиболее существенных проблем психологического исследования. Программа данной дисциплины составлена на основе утвержденного Министерством образования Республики Беларусь типового учебного плана магистратуры по данной специальности, а также утвержденного ректором Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» учебного плана по специальности «Психология» второй ступени высшего образования. Психология как наука имеет в качестве источника знания психологическое исследование, качественное проведение которого требует всестороннего и глубокого понимания своего предмета (психики человека), а также осознания сложности и множественности способов его объяснения, знания этих способов. Все это повышает требования к уровню профессиональной подготовки специалиста-психолога, который должен уметь ориентироваться в разнообразных теоретических парадигмах, осознанно и эффективно планировать психологическое исследование, использовать достижения других наук, изучающих человека и общество. Основная цель данного курса заключается в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся у магистрантов базовые знания по психологии, сформировать у них компетенции в области современного состояния методологии психологии, с перспективами развития психологической науки. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Охарактеризовать современный социокультурный контекст развития психологии. 2. Критически проанализировать основные парадигмы и теоретические направления современной психологической науки. 3. Выработать у магистрантов навыки самостоятельного и осознанного определения методологии и методов научного исследования. 4. Ознакомить магистрантов с наиболее перспективными направлениями осуществления психологического исследования. 5. Раскрыть сущность основных этических и правовых проблем в проведении психологических исследований. В результате изучения курса магистрант должен знать: - исторические этапы развития различных подходов к психологическому исследованию; - различные методологические парадигмы и методы научного исследования; - возможности применения результатов различных видов психологического исследования в определенных сферах общественной практики; - этические принципы и правовые основы психологического исследования. В результате изучения курса магистрант должен уметь: - проводить самостоятельный теоретико-методологический анализ научных концепций; - планировать собственное научное исследование, правильно формулировать его теоретические основания, определять адекватные цели и задачам исследования методологию и методы сбора, анализа данных; - осуществлять психологическую интерпретацию полученных данных; - готовить научные публикации. Согласно типовому учебному плану магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология», на изучение дисциплины отводится 112 часов, из них аудиторных – 34 часа (20 лекционных и 14 семинарских занятий). Курс рассчитан на 1 семестр, форма отчетности – экзамен. Содержание учебного материала Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования Законы науки. Научная картина мира. Уровни методологии. Житейская и научная психология. Популярная психология. Общие принципы построения психологического исследования. Методология психологии. Принципы психологии. Понятие о методологии психологического исследования. Уровни методологии и субъекты процесса познания. Понятие о многоуровневой категориальной системе психологии. Основные категории психологии. Понятие о базовых, метапсихологических категориях. Понятие о законе и об объективных законах научного познания. Задачи и проблемы познания законов психического. Группы объективных законов психологии. Специфика научных исследований в психологии. Психологическое исследование. Этапы психологического исследования. Проблема субъекта и объекта в психологии. Классификация видов психологических исследований. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, Г. Пырьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Гриншпун, Р.С. Немов). Основные классы методов психологического исследования (эмпирические, теоретические, интерпретационные), их виды и особенности. Основные признаки психологического исследования. Понятие о выборочном методе. Проблема валидности в психологическом исследовании. Взаимосвязь метода и теоретической парадигмы. «Война парадигм». Методологические характеристики исследования: тема, проблема исследования, актуальность, научная новизна, практическая значимость, объект и предмет, цель, гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |