Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования



2015-11-23 406 Обсуждений (0)
Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Имени Франциска Скорины»

  Утверждаю Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» ________________ И. В. Семченко «____»____________ 2012 г., Регистрационный № УД________/р.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Учебная программа для специальности высшего образования второй ступени (магистратуры)

Психология»

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

Курс (курсы) 1

Семестр (семестры) 2

 

Лекции ___ _20_______часов   Экзамен 2 семестр
Практические (семинарские) занятия ___ 14 ____часов    
Самостоятельная управляемая работа - нет    
Всего аудиторных часов по дисциплине___34 _ _часа   Форма получения высшего образования второй ступени (магистратуры): дневная_____________
Всего часов по дисциплине___112 _часов     Составитель: С. Н. Жеребцов, кандидат психологических наук, доцент    

 

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной «____»______________ 2012 г., регистрационный номер _________________.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры психологии

 

«17» апреля 2012 г., протокол № 8.

 

Заведующий кафедрой

доцент ___________ Н.В. Гапанович-Кайдалов

 

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики

 

«30» апреля 2012 г., протокол № 9.

 

 

Председатель

_____________ Л. И. Селиванова

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Методология психологического исследования» включает в себя как традиционное, так и современное понимание наиболее общих и наиболее существенных проблем психологического исследования. Программа данной дисциплины составлена на основе утвержденного Министерством образования Республики Беларусь типового учебного плана магистратуры по данной специальности, а также утвержденного ректором Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» учебного плана по специальности «Психология» второй ступени высшего образования.

Психология как наука имеет в качестве источника знания психологическое исследование, качественное проведение которого требует всестороннего и глубокого понимания своего предмета (психики человека), а также осознания сложности и множественности способов его объяснения, знания этих способов.

Все это повышает требования к уровню профессиональной подготовки специалиста-психолога, который должен уметь ориентироваться в разнообразных теоретических парадигмах, осознанно и эффективно планировать психологическое исследование, использовать достижения других наук, изучающих человека и общество.

Основная цель данного курса заключается в том, чтобы, опираясь на уже имеющиеся у магистрантов базовые знания по психологии, сформировать у них компетенции в области современного состояния методологии психологии, с перспективами развития психологической науки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать современный социокультурный контекст развития психологии.

2. Критически проанализировать основные парадигмы и теоретические направления современной психологической науки.

3. Выработать у магистрантов навыки самостоятельного и осознанного определения методологии и методов научного исследования.

4. Ознакомить магистрантов с наиболее перспективными направлениями осуществления психологического исследования.

5. Раскрыть сущность основных этических и правовых проблем в проведении психологических исследований.

В результате изучения курса магистрант должен знать:

- исторические этапы развития различных подходов к психологическому исследованию;

- различные методологические парадигмы и методы научного исследования;

- возможности применения результатов различных видов психологического исследования в определенных сферах общественной практики;

- этические принципы и правовые основы психологического исследования.

В результате изучения курса магистрант должен уметь:

- проводить самостоятельный теоретико-методологический анализ научных концепций;

- планировать собственное научное исследование, правильно формулировать его теоретические основания, определять адекватные цели и задачам исследования методологию и методы сбора, анализа данных;

- осуществлять психологическую интерпретацию полученных данных;

- готовить научные публикации.

Согласно типовому учебному плану магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология», на изучение дисциплины отводится 112 часов, из них аудиторных – 34 часа (20 лекционных и 14 семинарских занятий). Курс рассчитан на 1 семестр, форма отчетности – экзамен.

Содержание учебного материала

Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования

Законы науки. Научная картина мира. Уровни методологии. Житейская и научная психология. Популярная психология. Общие принципы построения психологического исследования. Методология психологии. Принципы психологии. Понятие о методологии психологического исследования. Уровни методологии и субъекты процесса познания. Понятие о многоуровневой категориальной системе психологии. Основные категории психологии. Понятие о базовых, метапсихологических категориях. Понятие о законе и об объективных законах научного познания. Задачи и проблемы познания законов психического. Группы объективных законов психологии.

Специфика научных исследований в психологии. Психологическое исследование. Этапы психологического исследования. Проблема субъекта и объекта в психологии. Классификация видов психологических исследований. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, Г. Пырьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Гриншпун, Р.С. Немов). Основные классы методов психологического исследования (эмпирические, теоретические, интерпретационные), их виды и особенности. Основные признаки психологического исследования. Понятие о выборочном методе. Проблема валидности в психологическом исследовании. Взаимосвязь метода и теоретической парадигмы. «Война парадигм».

Методологические характеристики исследования: тема, проблема исследования, актуальность, научная новизна, практическая значимость, объект и предмет, цель, гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования.



2015-11-23 406 Обсуждений (0)
Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1 Общие проблемы методологии психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)