Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательные способности человека. Формы научной рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности



2015-11-23 1773 Обсуждений (0)
Познавательные способности человека. Формы научной рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Познавательные способности человека

Проблема познавательных способностей человека имеет свою предысторию. По сути, вопрос о познавательных способностях – это вопрос о способах и путях достижения истинного знания. В зависимости от того, какая из познавательных способностей признается ведущей – сенситивная или разумная, – еще в античной философии сформировались две противоположные позиции: сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали, что ведущей познавательной способностью является способность к ощущениям, рационалисты, напротив, признавали главенство разума. Рационалистами эпохи Античности были элеаты, Сократ, Платон; сенсуалистами – Демокрит, Эпикур. В Античности доминировала рационалистическая традиция. Рационалисты впервые разделили мнение и подлинное знание. Мнение, основанное на данных органов чувств, представляет собой искаженное, неподлинное знание. Истинное знание можно получить только из разума. Платон считал, что с помощью органов чувств можно постигать мир преходящих единичных вещей, подлинное же познание базируется на разуме, который созерцает идеи, а затем с помощью особой техники вспоминает о них. Подлинное знание конечно же совпадает с философией.

Современная философия не противопоставляет сенситивную и рациональную способности, рассматривая их в единстве как необходимые составляющие познавательного процесса. На любой ступени познания можно обнаружить их совместное действие.

Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта. Восприятие — комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта. Ощущения выступают предпосылкой восприятий и в реальном взаимодействии человека с миром встречаются редко, поскольку мы, как правило, отображаем не отдельные свойства и стороны предметов, а их совокупность, комплекс.

Рациональная способность, или мышление, определяется как способность оперирования сенситивными и рациональными образами, т.е. представлениями и понятиями. Мышление на основе представлений называют наглядно-образным, на основе понятий – абстрактно-логическим. Наглядно-образное мышление исторически первично, способность к такого рода мышлению появляется раньше, чем способность к оперированию понятиями. На базе наглядно-образного мышления в процессе обучения формируется рациональная познавательная способность – абстрактно-логическое мышление. Иногда наглядно-образное мышление ошибочно характеризуется как неразвитое мышление. Однако эта способность, так же, как абстрактно-логическая, необходима человеку для успешной адаптации и познания.

Абстрактно-логическое мышление также представлено разными формами: понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие — форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Иногда понятия называют особого рода представлениями, в которых фиксируются общие и существенные свойства вещей. Примерами понятий являются «студент», «книга», «дерево» и т.п.

Суждение — форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Пример суждения: «Этот человек изучает философию», «Некоторые животные являются домашними», «На улице идет снег» и т.п. Суждение может формироваться уже на уровне сенситивного, наглядно-образного мышления. Можно сказать: «Это кот», – имея в виду конкретного кота, а не понятие «кот», т.е. не производя абстракции.

Умозаключение — форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логического следования выводится новое суждение, называемое заключением. Умозаключение формируется на базе понятий и суждений и представляет собой динамичную форму абстрактного мышления. Пример умозаключения: «Все кошки – животные, некоторые кошки серые, следовательно, некоторые животные серые».

В отличие от сенситивной способности, рациональная или абстрактная познавательная способность представляет собой опосредованное отражение действительности.

Часто трудно охарактеризовать процесс мышления с точки зрения преобладания в нем сенситивного или абстрактно-логического моментов, в реальном процессе мышления мы одновременно оперируем и абстрактными понятиями, и конкретными представлениями. Поэтому можно говорить о том, что сенситивное и рациональное не существуют в отрыве друг от друга.

Тесная взаимосвязь сенситивного и рационального в реальном сознании служит основой для появления третьей познавательной способности – интуиции. Интуиция определяется как скачок с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Этот переход, как правило, непрогнозируем и обнаруживается в процессе самоописания, т.е. задним числом. К. Г. Юнг различает конкретную и абстрактную интуицию. Конкретная интуиция относится к фактической стороне вещей и тяготеет к сенситивной познавательной способности. Абстрактная интуиция касается идеальных связей и отношений действительности и тяготеет к абстрактному мышлению.

Необходимой составляющей интуиции считается воображение. Воображение — способность наглядно представить объект исследования. Образ, создаваемый воображением, отличается от сенситивного тем, что не связывается с ранее наблюдаемой ситуацией. Воображение опирается на сенситивное мышление, однако превосходит его, поскольку позволяет представить предмет так, как он никогда не может быть дан в наблюдении.

Триада – сенситивная познавательная способность, интеллект, интуиция – была предложена еще в философии Возрождения. Долгое время считалось, что эта триада достаточна для описания любого конкретного процесса познания. Однако трансформация представлений о человеке и его сознании и отказ от рассмотрения познавательной деятельности как наиболее характерной для человека послужили основой для новых представлений. Вслед за К. Г. Юнгом следует сказать, что главной функцией сознания является не познание, а адаптация к реальности, в процессе которой существенную роль играют не только ощущения, интуиция, мышление, но и чувства, эмоции. Кроме того, адаптация невозможна без работы бессознательной психики. Представление о человеке и его внутреннем мире, предложенное в философии XX в., следует считать более полным и адекватным, чем в классической философии, однако необходимо оговориться, что и оно не может рассматриваться как исчерпывающее и окончательное.

Формы научной рациональности

Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект, важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научно рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Между ними существует своеобразные "перекрытия". Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на пост. рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект", то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Слово «рациональное» происходит от латинского ratio - рассудок, разум, и, в широком смысле, описывает все, что мы мыслим в соответствии с классическими законами логики. Рациональное знание есть знание логичное, доказательное. «Иррациональными» же называют внелогические формы мышления, такие, например, как вера и интуиция.

Среди философов идет давний спор о том, какие акты мышления - рациональные или иррациональные лежат в основе всего корпуса научных знаний. При этом указывают на то обстоятельство, что аксиомы, из которых вырастает всякая теория, не доказываются, что вера в их истинность основывается лишь на интуитивной самоочевидности. Другим аргументом в пользу иррациональности основ познавательной деятельности служит тот факт, что нередко ученый, сделавший открытие, сам не в состоянии объяснить логику своего мышления. Идея приходит в голову внезапно, без каких-либо видимых предпосылок.

На это надо заметить, что сами познавательные процессы обычно намного сложнее, нежели вещи, которые мы познаём, и потому нет ничего удивительного в том, что ученые не понимают хода своего собственного мышления. Как остроумно заметил Гегель, далеко не всякий, кто хорошо умеет переваривать пищу, обязан знать законы процесса пищеварения, - точно так же обстоит дело и с процессом мышления.

[40-44, 46]. Проблема общества в историко-философской мысли. Современный анализ общества как саморазвивающейся и социокультурной системы. Общество как часть природы. Взаимодействие природы и общества. Понятие ноосферы. Социальная сфера общества и ее структура. Социальная дифференциация общества. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Понятие политической системы и ее основные элементы. Гражданское общество и государство. Россия в движении к гражданскому обществу. Сфера материального производства, его структура. Понятие общественно-экономической формации и цивилизации. Духовная жизнь общества, ее многообразие. Мораль, этика, религия, наука, искусство.

Проблема общества в историко-философской мысли

Философия общества или социальная философия, как раздел философского знания, изучает совокупность человеческих связей и отношений, которые возникают в процессе совместной жизнедеятельности людей, и определяют формы и способы их социального существования.

Главная задача философии общества заключается в построении обобщенных моделей общественного целого, в раскрытии предельно общих оснований общественной жизни, в определении содержания «узловых» понятий социально-философского подхода к общественным явлениям.

Общественная жизнь сложна и исследована далеко не полностью. Только на первый взгляд кажется, что человеческие поступки состоят из цепи импровизаций, а действия индивида свободны и независимы от влияния обстоятельств. В действительности это не так. Поступки человека подчиняются, во-первых, его замыслам и привычкам (которые в свою очередь причинно обусловлены) и, во-вторых, они подчинены логике объективной необходимости, которая формирует условия и способы человеческой деятельности в каждой из сфер общественной жизни.

Современный анализ общества как саморазвивающейся и социокультурной системы

Современной социальной философией выделяются следу­ющие основные свойства общества как целого:

• самодеятельность,

• самоорганизация,

• саморазвитие,

• самодостаточность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство само­достаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточ­ность – это способность системы своей собственной деятель­ностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совре­менного существования, производить все потребное для коллек­тивной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей.

При исследовании проблем развития общества в современ­ной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «про­гресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др.

Процесс – это единая серия изменений в социальных систе­мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личнос­ти, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, проис­ходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, про­цессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Развитие – есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубо­ким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных струк­тур и отношений между ними.

Прогресс – одна из разновиднос­тей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособ­ления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к самораз­витию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и раз­вития включает в себя следующие основные проблемы:

• направленность совершающихся в обществе изменений,

• источники или факторы развития;

• формы, в которых совершается любое развитие.

«Общество» является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.

О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество — это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Общество как часть природы

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле — уникальное явление.)

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI — XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Взаимодействие природы и общества

Общество, являясь результатом развития природы, постоянно испытывало ее воздействие. На первых этапах его зависимость от природы была тотальной: человечество не могло противостоять разрушительным силам природы (наводнения, оледенения, извержения вулканов, землетрясения).

Второй этап их взаимодействия характеризовался интенсивным изучением законов природы для использования во благо общества.

Третий — современный, выявляет результаты негативного использования ресурсов природы (интенсивная вырубка лесов, загрязнение океана, загазованность атмосферы, заболачивание почв, нерациональная добыча природных ископаемых).

Таким образом, их взаимодействие носит естественно-исторический характер: с преобразованием общества изменялся способ их взаимодействия. В результате своего развития человечество, несколько обособившись от природы, тем не менее, продолжает зависеть от нее. Ибо жизнь каждого человека – это постоянное взаимодействие природных (биологических) и социальных факторов.

Механизмом взаимосвязи общества и природы является труд. Благодаря ему человек использует природные ресурсы. Труд — это целенаправленные действия коллективного характера, средство передачи синтезированного опыта одного поколения другому, это деятельность по созданию материальных благ.

Понятие ноосферы

Ноосфера – это сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Социальная сфера общества и ее структура

Социальная сфера жизни общества – это совокупность индивидов, которые объединены исторически сложившимися связями и отношениями, а также обладающая признаками, которые придают ей самобытность. Это понятие напрямую связано с удовлетворением потребностей человека. А возможности, благодаря которым можно получить желаемый результат, зависят от:

Социального положения субъекта и его принадлежности к определенной общественной группе.

Уровня развития государства и его места на мировой политической арене.

Общество – это не просто количество людей. В нем действуют некие социальные общности, совокупность которых и составляет социальное бытие. В основе их классификации может лежать классовая принадлежность, национальные, возрастные или профессиональные характеристики. Разделение может проводиться также на основе территориальной принадлежности. Именно поэтому социальная сфера общества состоит из классов, слоев, профессиональных и этнических групп, территориальных общностей, а также производственных коллективов, семей и институтов. Также в этой сфере выделяют макро- и микроструктуру, которая включает семьи, трудовые и учебные коллективы и прочее.

Все составляющие здесь находятся во взаимодействии, которое основано на реализации основных потребностей и интересов. Они вступают в определенные отношения, видов которых может быть несколько: экономические, социальные, духовные и политические.

Социальная сфера общества включает в себя следующие структурные компоненты:

Этническая структура. Изначально самой малой группой считалась семья, из которой состоял род. Если их объединялось несколько, тогда образовывалось племя. Позже образовалась народность, в основу которой были положены территориальные связи между людьми. Когда начинает развиваться феодализм, стартует процесс становления нации.

Демографическая структура. Генеральной общностью этой структуры выступает народонаселение – совокупность людей, которая непрерывно воспроизводит себе подобных.

Социальная сфера общества имеет определенный характер отношений, которые формируются между ее членами. Их специфика зависит от позиции, которую они занимают в структуре, а также от роли, которая им отведена в рамках совместной деятельности. Как правило, позиционирование индивидов не является равнозначным. Это неравенство выражается в той социальной дистанции, которая существует между членами общества.

Социальная сфера общества характеризуется главенствующей ролью отношений, что неукоснительно приводит к развитию нового вида сознания представителей социума, которое носит название общественного. Его структурной особенностью является то, что общность людей думает и действует совершенно в ином ключе, не таком, как отдельные ее члены, если бы они находились в состоянии разобщенности.

Эта сфера жизни людей является структурой, которая находится в беспрерывном развитии. В ее рамках всегда происходят те процессы, которые способны изменить характер отношений между индивидами, а также их содержание. Они способны повлиять на суть социальной структуры и общественного сознания.

Социальная сфера общества постоянно исследуется, потому что вместе с этим мы постигаем специфику человеческих отношений, а также особенности деятельности и поведения членов социума, социальных структур и их элементов.

Изучение всех этих составляющих возможно только в рамках социологии. Конечно же, эта сфера изучается многими науками, но благодаря социологии мы получаем более полное представление обо всех аспектах ее существования и функционирования.

Социальная дифференциация общества

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, образования и социального обеспечения, труда и занятости. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Общество представляет собой целостную социальную систему, однако оно не однородно, дифференцированно. Основные элементы социальной структуры общества: классы, сословия, касты, слои; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: 1) классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит т. наз. классовая борьба); распространен в марксистской философии; 2) стратификационный подход, согласно которому социальная структура понимается исходя из понятия «страты». В отличие от классов, сословий, страты характеризуются в основном внеэкономическими показателями: причастностью людей к власти, профессии, образованию науке, религиозным верованиям, этническим группам, месту жительства, положению родственников и т.д. Такой подход, свойственный западной философии.

Тенденцией развития современного общества является: превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; усложнение структуры, дробление страт до микроуровня - так называемых "малых групп".

Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами, отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность— это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.

Понятие политической системы и ее основные элементы

Политика возникает там, где возникают различные интересы. Политика связана с борьбой за власть. Власть – это навязывание воли одного субъекта другому или другим субъектам. Власть может носить как формальный, так и неформальный характер. Виды власти: материальная (экономическая), социальная, политическая. Политическая система общества:

-политический субъект (отдельные люди, партия, нация, государство)

-политические отношения (любые отношения, связанные с борьбой за власть)

-политические идеи (коммунистические, фашистские, монарх.)

-политическая культура (знание + деньги)

-политические интересы

Политика – это отношения между государствами, классами, нациями, социальными группами по поводу власти.

Гражданское общество и государство

Гражданское общество возникло в античности, как формально-правовой способ примирения индивидуальных интересов. По словам Гегеля, в гражданском обществе каждый для себя - цель, а все другие суть для него ничто. Гражданское общество есть форма политико-правового взаимодействия массы граждан-индивидуалистов. Оно приводит разнонаправленные частные интересы к относительному балансу.

Вместе с тем гражданское общество противостоит государству, у которого тоже имеются собственные частные интересы, отличные как от интересов отдельных граждан, так от их коллективного интереса. Гражданское общество - это негосударственная структура общества, защищающая автономию личности от давления безличных государственных институтов. Гражданское общество, правовое государство и развитая индустриальная экономика тесно связаны между собой. Современная Россия стоит на пути построения гражданского общества и становления правового государства.

Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами.

Россия в движении к гражданскому обществу

Исходя из нормативных и нравственных побуждений, концепции гражданского общества в целом склонны к оптимизму, предполагая наличие у граждан таких добродетелей, как справедливость, плюрализм, толерантность, независимость, готовность к общественной работе и интерес к обсуждению общественно значимых вопросов.

Таким образом, гражданское общество представля<



2015-11-23 1773 Обсуждений (0)
Познавательные способности человека. Формы научной рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательные способности человека. Формы научной рациональности. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1773)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)