IV. Слово учителя о Б.С. Житкове
Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906 г.) и кораблестроительное — Петербургского политехнического института (1916 г.). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал. Печатался с 1924 г., сначала адресуясь ко взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. «Злое море», 1924 г.; рассказ для детей «Дяденька», 1925 г.; «Про обезьянку», 1927 г.; «Кружечка под с елочкой», 1929 г.; «На льдине», 1939 г.; циклы «Морские истории», 1925—1937 гг., «Рассказы о животных», 1935 г.; повести «Удав», «Черные парус», обе 1927 г.; пьесы «Пятый пост», 1927 г.; «Семь огней», 1929 г.; сказочная повесть «Элчан-Кайя», 1926 г.; научно-художественные книги «Про эту книгу», «Свет без огня», обе 1927 г.; «Пароход», 1935 г.; книжки-самоделки, в том числе «Одень меня», 1928 г.). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будням, сострадание к слабым, в том числе к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сегодняшнего дня.
Вершина творчества Житкова — повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938 г., посмертно), где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капитан, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный — в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми видовыми поведенческими признаками и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра) как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, обезьянки и т.п.). Творчество Житкова — классика отечественной детской и анималистической словесности (продолжение традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Житкова можно считать основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его произведения оказали существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков 19 октября 1938 г. VI. Физкультминутка VII. Ознакомление с рассказом Б.С. Житкова 1. Первичное чтение учителем и учащимися. 2. Беседа после чтения.
—Понравился ли вам рассказ? —Какие чувства вы испытали при чтении? VIII. Словарно-лексическая работа — Объясните значение слов: КОРМА — задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств. МАЧТА — вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей. ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ — натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь. ЛАКИРОВАТЬ — 1) покрывать лаком; 2) идеализировать, приукрашивать. —Подберите синонимы к словам: всамделишный (взаправдашний (разг.), настоящий, натуральный); смотреть (глядеть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.); болтаться (висеть, бездельничать, ходить). —Подберите антонимы к словам: тайком (открыто, явно); торопливо (медлительно). —Как поняли выражение: «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.) IX. Итог урока —Какой рассказ прочитали? —О ком и о чем рассказывает автор? Домашнее задание:подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Речевая разминка Шорох, Шептанье, Шумок под окном. Шлепанье легкое..! Кто это — гном? Шшш! Там, за шторами, возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. (В. Лунин) 1. Отработка навыков разных видов чтения. —Прочитайте жужжащим чтением. —Прочитайте шепотом. —Прочитайте тихим голосом, с ускорением. —Прочитайте выразительно. 2. Беседа по содержанию стихотворения. —О чем это стихотворение, как вы поняли? —Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |