III. Введение в тему актуализация знаний
1.Беседа о подарках и о подаренных животных. —Как вы понимаете чувства рассказчика? —Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? —Да, когда животные маленькие — они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное — не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.) 2. Разгадывание кроссворда. Ответы: 1. Медведь. 2. Собака. 3. Муравейник. 4. Свинья. 5. Кабан. По горизонтали: Мамин. —Какое слово получилось по горизонтали? —Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали? 3. Слово учителя о писателе. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотуре-кого уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе. Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881 — 1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Привалове кие миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», Хлеб», «Весенние грозы» и др.)- В 1890-х и 1900-х годы писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил и печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни. IV. Физкультминутка V. Знакомство с рассказом «Приемыш» 1.Словарно-лексическая работа. — Объясните значение слов: ДОСПЕХИ — 1) в старину: воинское снаряжение; 2)тяжеловесное снаряжение. ПРОТОКА — 1) боковой рукав реки, а также речка,соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. САЙМА — рыбацкая стоянка. МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре. МУШТРА — суровая система воспитания, обучения. —Подберите синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный). —Подберите антонимы к словам: оригинальный (банальный); особенный (обыкновенный).
2. Чтение рассказа учителем и учащимися. 3. Беседа после чтения. — Ваши впечатления от прочитанного? VI. Итог урока —Что вы узнали о писателе? —Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните. Домашнее задание:подготовить безошибочное чтение рассказа. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Речевая разминка Лесничий Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг-лесничий. (В. Степанов.) 1. Отработка навыков разных видов чтения. —Прочитайте шепотом. —Назовите имена существительные. —Назовите глаголы. —Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. —Прочитайте с утвердительной интонацией. —Прочитайте выразительно. 2. Вводная беседа. —Кто такой лесничий? —Кто такой егерь? (1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. 3. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.) — Какими качествами должны обладать эти люди? 1.Характеристика героев. —С чего начинается рассказ? —Что вы узнали о Собольке? —Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
—Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу? —Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш? 2. Характеристика отношений между героями. —Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем? —Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя? —Ответьте на вопрос 4, с. 81, учебника. —Что было правильнее: а) поступить так, как это сделал Тарас; б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным; в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей? IV. Физкультминутка V. Пересказ текста —Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемыша. —Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выборочный пересказ? (Выделить те части текста, которые относятся к героям; определить, о чем в них говорится; расположить части по порядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содержанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.) Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша. VI. Итог урока —Какова главная идея рассказа? —Чему он научил вас? Домашнее задание:придумать, что случилось с Приемышем дальше.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |