а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические). в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2013 г.
Учитель Гуторова Л.П.
Всего 70 час; в неделю 2 час.
Планирование составлено на основе Примерной программы по истории и Программы по истории для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Данилова «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.» 10 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
№
п/п
| Наименование раздела программы
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел I. Введение в историю
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (4 ч)
|
| История и исторический процесс
|
| ИНМ
| Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса.
| Знать многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.
| Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории
| § 1
| 02.09.-07.09
|
2-3
| История и познание истории
|
| КУ
| Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.
| Знать о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки; теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).
| Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход
| § 2
| 02.09.-07.09
09.09-14.09
|
| Зачем нужно знать историю?
|
| КУ
| Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки.
| Знать о некоторых проблемах, находящихся в центре внимания современной исторической науки и широко обсуждаемых историками; некоторых вопросах, которые исследуются в рамках такого направления историографии конца XX – начала XXI в., как глобальная история; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.
Уметь
| Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки.
| Материалы для семинара
с. 23 – 25
| 09.09-14.09
|
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья
Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (8 ч)
|
| |
| От первобытности к цивилизации. Древний Восток
|
| КУ
| Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.
| Знать о современных научных представлениях о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природоклиматических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.
| Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, вобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, вождество, восточная деспотия.
| § 3
| 16.09-21.09
|
| Античные цивилизации Средиземноморья
|
| КУ
| Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов.
.
| Знать о современных научных представлениях о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирующих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.
Уметь
| Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация
| § 4–5
| 16.09-21.09
|
| Древнейшая история нашей Родины
|
| КУ
| Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.
| Знать о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племенами и народами; происхождении, расселении, образе жизни восточных славян; тюркских народах на территории нашей страны; специфике норманнских экспедиций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.
Уметь
| Понятия: колонизация, территориальная община, вече.
| § 6
| 23.09-28.09
|
8-9
| Духовный мир древних обществ
|
| КУ
| Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
| Знать о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, иудейской, христианской культурных традиций; особенностях возникновения научного мышления в древности,
Уметь
| Понятия: картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм.
| § 7
| 23.09-28.09
30.09-05.10
|
10-11-
| Историческое наследие древних цивилизаций
|
| КУ
| Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.
.
| Знать как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и политическом развитии человечества; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира.
| Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности
| § 8, материалы для семинара
| 30.09-05.10
07.10-12.10
|
| Первобытность. Цивилизации Древнего мира. Урок-повторение
|
| КУ
|
|
|
| Раздел II, с. 26-80
| 07.10-12.10
|
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (21 ч)
| |
13-14
| Средневековая цивилизация Европы
|
| КУ
| Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв.
| Знать о современных научных представлениях о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факторах формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневековье» и «феодализм»; особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе; сословном строе, источниках и фирмах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.
| Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси
| § 9-10
| 14.10-19.10
|
15-16
| Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века
|
| КУ
| Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века.
| Знать о основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.
Уметь
| Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм.
| § 11
| 21.10-26.10
|
17- 18-
| Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы
|
| КУ
| Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
| Знать о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения
| Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население.
| § 12
| 28.10-02.11
|
19-20-
| Древнерусское государство и общество
|
| КУ
| Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.
| Знать о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между норманнистами и антинорманнистами; характере Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизонтальным» (договоры братьев между собой); решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусской государственности играла княжеская дружина, об эволюции дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической особенностью домонгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний.
| Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная системапередачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение.
| § 13-14
| 11.11-16.11
|
21-22
| Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства
|
| КУ
| Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения.
| Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусского государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития; причинах и проявлении монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве; том, что особенностью Галицко-Волынской Руси конца XII – первый половины XIII в. Была нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр; сущности и правлениях ордынского владычества на Руси; эволюции данических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой организации в период владычества; том, что одним из следствий монголо-татарских нашествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Литовского княжества; том, что русские земли в составе Литовско-Русское государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки.
| Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния.
| § 15-16
| 18.11-23.11
|
23- 24
| Особенности процесса объединения русских земель
|
| КУ
| Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
| Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; том, что почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; том, что реальные шансы в споре с Москвой имели еще два политических центра – Тверское и Литовское княжества; том, что главным фактором возвышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; том, что было общего в политике московских и тверских князей и в чем принципиальное различие; положительном воздействии тверской политики на процесс становления великорусской государственности.
| Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния.
| § 17-18
| 25.11-30.11
|
25-26
| Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале XVII в.
|
|
| Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.
| Знать отом, что освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; новой системе центрального и местного управления, сложившейся при Иване III; том, что Иван III и Василий III проводили последовательную политику укрепления единодержавия, но в то же время они опирались на традиции общности, имевшие глубокие корни в российской истории; том, что реформы, проведенные правительством Избранной рады, преследовали цель создания сильной центральной власти, опирающейся на традиционное местное самоуправление. При том главным результатом реформ являлось создание системы управления, огранившей монархическую власть; дискуссии, ведущейся в исторической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Грозного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени.
| Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп».
| § 19-20
| 02.12-07.12
|
27-28
| Социально-экономическое развитие России
|
|
| Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого населения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского государства.
| Знать о особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с западноевропейскими странами; том, почему в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян- общинников; категориях зависимого населения Древнерусского государства; том, почему подавляющую часть в домонгольской Руси составляли свободные крестьяне-общинники; том, почему в XII – XIV вв. происходит значительный рост княжеского церковного и боярского землевладения; изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; процессе закрепощения крестьянства в XV – XVII вв.
| Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право.
| §21
| 09.12-14.12
|
29-30
| Россия в средневековом мире
|
|
| Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.
| Знать о особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями Хазарским каганатом, печенегами, тюрками, половцами; взаимоотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; эволюции политики Руси в период ордынского владычества; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; стратегических задачах и их реализации на восточном направлении внешней политики Московского государства
| Понятия: геополитическое положение, геополитическая ситуация.
| § 22
| 16.12-21.12
|
31-32
| Человек в Древности и Средневековье
|
|
| Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.
| Знать о современных научных представлениях об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и Средневековье; представлениях о времени, сложившихся в Древнем мире и в Средние века; особенностях восприятия людьми Древности и Средневековья пространства, способах его преодоления и освоения; отношении к знаниям на Древнем Востоке, в античной и средневековой Европе.
| Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.
| § 23, материалы для семинара
| 23.12-28.12
|
| Россия и мир в эпоху Средне-вековья.Урок контроля знаний
|
|
|
|
|
| Раздел II, с. 80-207
| 13.01-18.01
|
Раздел III. Мир в Новое время
Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (17 ч)
| |
34-35
| Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному
|
|
| Ранее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Великая научная революция XVII в. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка».
| Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Нового время; причинах и значении Великих географических открытий; начале европейской колониальной экспансии и ее значении для истории Запада и Востока; экономике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейского общества раннего Нового времени; сущности и значении Возрождения и Реформации; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории
| Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.
| § 24-25
| 13.01-18.01
20.01-25.01
|
36-37
| Россия: особенности перехода к Новому времени
|
|
| Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.
| Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; том, в чем состоит специфика экономического и социального строя России в Новое время; том, чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, что общего и в чем различие российского Нового времени в сравнении с ведущими странами Азии; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общественного устройства в России в Новое время.
| Понятия:
Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения.
| § 26
| 20.01-25.01
27.01-31.01
|
38-39
| Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.
|
|
| Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.
.
| Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; феномене крепостного права в России, его специфике; особенностях становления в России городов и развития городского хозяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, дискуссиях вокруг этой проблемы и исторической науке; иностранном влиянии на развитие экономической системы России; взаимовлиянии российской власть и экономики
| Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок
| § 27
| 27.01-31.01
03.02-08.02
|
40-41
| Европейские государства в XVI-XVIII вв.
|
|
| Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.
Просвещенный абсолютизм.
| Знать о современных научных представлениях о причинах формирования и сущности абсолютизма; роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии
| Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правления, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещенный абсолютизм
| § 28
| 03.02-08.02
10.02-15.02
|
42-43
| Феномен российского самодержавия
|
|
| Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия.
От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.
| Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе и России; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; зарождении самодержавной власти в России в XVI в.; дискуссиях вокруг соотношения понятий «самодержавие» и «абсолютизм», причинах трансформации первого во второе; месте идеологии в формировании системы абсолютизма, роли правителей XVIII в. в становлении идеологии российского абсолютизма; попытках ограничения самодержавной власти в России в XVII—XVIII вв.
| Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское господство, идеология абсолютизма.
| § 29
| 10.02-15.02
17.02-22.02
|
44-45
| Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв.
|
|
| Социальная политика властей. Причины социальных движений.
Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.
| Знать об общей направленности и содержании социальной политики России в XVII—XVIII вв.; основных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; дефинициях понятий «крестьянская война», «крестьянское восстание», «крестьянское выступление», «крестьянские волнения», «крестьянский бунт»; основных крестьянских выступлениях в России в XVII—XVIII вв., общем и особенном в них; основных выступлениях городского населения России, их отличиях от европейских, результатах выступлений; причинах и особенностях религиозных выступлений XVII—XVIII вв.; специфике национальных движений в России этого времени.
| Понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, крестьянские волнения, крестьянский бунт, крестьянское выступление, старообрядцы, национальные движения.
| § 30
| 17.02-22.02
24.02-01.03
|
46-47
| Церковь, общество, государство в России в XVII-XVIII вв.
|
|
| Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества.
Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.
| Знать о многоконфессиональности как одной из важнейших специфических черт российского общества;
исторической роли и месте православия в духовной жизни россиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти;
конфессиональной политике властей России и ее влиянии на характер межконфессиональных отношений.
| Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, православие, «народное христианство», секуляризация, конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат.
| § 31
| 24.02-01.03
03.03-07.03
|
48-49
| Россия – великая европейская держава
|
|
| Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России а XVI—XVIII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания.
Россия — великая мировая держава.
| Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение места и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; западном направлении внешней политики российского руководства и причинах нарастающего западного влияния на востоке Европы; особой важности южного направления внешней политики России в XVI—XVIII вв.; причинах и особенностях продвижения России на восток; взаимодействии и взаимовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи;
предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы.
| Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.
| § 32
| 03.03-07.03
10.03-15.03
|
| Россия и мир в раннее Новое время. Урок контроля знаний
|
|
|
|
|
|
| 10.03-15.03
|
Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (14 ч)
| |
51-52
| Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVII-XIX в.
|
|
| Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
| Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промышленного переворота;
причинах лидерства Англии в промышленной революции;
особенностях и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных империй; положении традиционных обществ Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
| Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная империя, империализм, революция Мэйдзи.
| § 33
|
17.03-22.03
|
53-54
| Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX в.
|
|
| Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.
.
| Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVIII—XIX в., их причинах и историческом значении; причинах, основных событиях, итогах и значении Войны за независимость английских колоний в Северной Америке; причинах, основных событиях, этапах, итогах и значении Великой французской революции конца XVIII в.; роли европейских революций 1848—1849 гг. в модернизации; возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации.
| Понятия: революция, революция и реформы, революция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии
| § 34-35
| 31.03-05.04
|
55-56
| Рождение современных идеологий
|
|
| Век Просвещения.
Либерализм.
Консерватизм.
Социализм и радикализм.
Национальные движения и идеологии.
.
| Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Просвещения для европейской и мировой истории; идеологии либерализма, ее становлении, идейном содержании, эволюции;
идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании,
эволюции; идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании, эволюции, основных направлениях.
| Понятия:идеология, Просвещение, рационализме либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм
| § 36
| 07.04-12.04
|
57-58
| Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота
|
|
| Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.
| Знать о специфике индустриального общества в России и основных этапах ее перехода к нему; демографических переменах в российском обществе в XIX в.; специфике и противоречиях начального этапа российской индустриализации; демографических и социальных последствиях второго этапа российской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в.
| Понятия: индустриальное общество, индустриализация, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура; кредитная система.
| § 37
| 14.04-19.04
|
59-60
| Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия
|
|
| Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования.
Методы и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.
.
| Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирова |