Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предложение как синтаксическая единица



2015-11-20 1193 Обсуждений (0)
Предложение как синтаксическая единица 0.00 из 5.00 0 оценок




СИНТАКСИС

 

С и н т а к с и с (греч. syntaxis ‘построение, сочетание, порядок’) − раздел грамматики, объектом изучения которого являются словосочетания и предложения: их строение и основные типы, особенности употребления, правила и способы сочетания слов, их синтаксические функции и значения в предложении, виды и средства связи между компонентами словосочета­ния и сложного предложения и др. Синтаксис непосредственно связан с логикой, структурой мышления, а также нормами коммуникации.

С и н т а к с и с о м также называют способы и средства объедине­ния слов в пределах словосочетания и предложения, а также простых предложений в составе сложного (синтаксис простого предложения, син­таксис сложного предложения).

В зависимости от направления, характера и объекта исследования синтаксис может быть описательным, историческим, традиционным, структурным, трансформационным, коммуникативным, функциональным и семантическим.

О п и с а т е л ь н ы й синтаксис изучает синтаксические единицы с синхронной (современной) точки зрения.

И с т о р и ч е с к и й синтаксис исследует синтаксические единицы в их развитии во времени, указывая на общие закономерности эволюции синтаксического строя.

Т р а д и ц и о н н ы й синтаксис (или теория членов предложения) занимается вопросами классификации синтаксических конструкций и вы­явлением определённых семантических отношений между элементами данных конструкций , а также роли формальных средств в выражении такого рода отношений. В нём используется традиционный подход (от средства к функции) и выясняются функции, которые выполняет опреде­лённая синтаксическая единица.

С т р у к т у р н ы й синтаксис основное внимание уделяет формаль­ным моделям, стереотипным образцам, по которым можно построить бес­конечное число различных синтаксических единиц. В нем описываются сочетаемостные свойства синтаксических единиц, способы соединения слов в связной речи. Структура предложения представляется в виде це­почки словоформ или дерева зависимостей. При таком подходе исполь­зуются строго формальные (эвристические) процедуры анализа, а семан­тические и логические категории и критерии исключаются из исследования.

Т р а н с ф о р м а ц и о н н ы й синтаксис использует методы ана­лиза готовых предложений, которые позволяют преобразовывать (транс­формировать) синтаксические структуры, выявлять их сходства и разли­чия, синонимичность, омонимичность и др.

К о м м у н и к а т и в н ы й синтаксис акценирует внимание на способности предложения выступать в качестве основного средства общения (коммуникации). В нём исследуются вопросы, связанные с актуальным членением предложения: выделении темы – исходного пункта высказывания, включающего уже известное для собеседника со­держание, и ремы – ядра высказывания с новой (ранее неизвестной) ин­формацией. Объектом исследования в коммуникативном синтаксисе также являются функционирование словосочетаний в предложении, коммуника­тивная парадигма предложения, а также типология высказываний, в кото­рых информация дифференцируется по степени важности для акта комму­никации.

Ф у н к ц и о н а л ь н ы й синтаксис рассматривает синтаксические явления в направлении от функции к средству. В нём исследуются грамма­тические средства выражения тех или иных отношений (пространствен­ных, причинных, временных, целевых, следственных и др.). В современ­ном языкознании функциональный синтаксис представлен функциональ­ной грамматикой А.В.Бондарко, а также функционально-коммуникатив­ной грамматикой Г.А.Золотовой.

С е м а н т и ч е с к и й синтаксисисследует отношение высказываний к обозначаемым ими ситуациям и к объективной действительности, а также семантические типы предложений, способы и средства формирования смысла высказываний. В семантическом синтаксисе выделяюятся бытийные, акциональные, квалификативные, реляционные, локативные, каузативные, статистические и другие типы предложений, содержание которых определяется семантикой и грамматическим значением структурных элементов предложения, интонацией, референтностью (соотношением с действительностью), соотнесенностью с конкретной ситуацией и другими факторами.

Синтаксис тесно связан с другими разделами языкознания и смеж­ными научными дисциплинами. Связь синтаксиса и лексикологии на­блюдается на уровне лексического значения слова, которое в ряде случаев влияет на синтаксические свойства и синтаксическую сочетаемость слов, на степень распространенности предложений. С фонетикой синтаксис со­прикасается при анализе средств выражения актуального членения пред­ложения, а также связей структурных частей предложения и текста (в ка­честве формального средства такой связи выступает интонация). Синтак­сис и словообразование объединяются на уровне морфолого-синтаксиче­ского и лексико-синтаксического способов словообразования, а также лек­сикализации (например, словосочетания спаси бог, ума лишённый яви­лись основой для образования слов спасибо, умалишённый, сочетания слов белый гриб, железная дорога, бить баклуши стали употребляться в каче­стве фразеологизмов, эквивалентных одному слову). Морфология и син­таксис относятся к одному общему уровню – грамматике: морфология в определённой степени определяет синтаксический строй языка. Синтак­сис непосредственно связан с пунктуацией (постановка знаков препина­ния зависит от характера синтаксической единицы, видов связи между её структурными частями, наличия в них осложнённых членов и других при­чин).

 

Предложение как синтаксическая единица

П р е д л о ж е н и е – это основная синтаксическая единица, обладающая смысловой законченностью, грамматической организованностью и интонационной оформленностью. Основным признаком предложения является предикативность.

П р е д и к а т и в н о с т ь – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказывания к действительности. Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени, категория лица, категория модальности, категория наклонения, различные типы интонации.

В предложении реализуется коммуникативная функция – функция общения. Осуществляется это при помощи предикативности и интонационной оформленности (в предложении возможна интонация сообщения, вопроса, побуждения).

Интонация в качестве средства оформления предложения представляет собой синтаксическую категорию, придающую высказыванию смысловую законченность. Так как интонация является одним их характерных признаков предложения, с её помощью можно отличить предложение не только от сочетания слов, но и от слова. Например, слова привязанность, влеченье, прелесть, извлеченные из словаря, не образуют предложения сами по себе, поскольку не оформлены интонационно. В высказывании Б. Пастернака Только крыши, снег… Привязанность, влеченье, прелесть! указанные слова содержат сообщение о явлении действительности (то есть выполняют коммуникативную функцию) и соответствующим образом интонационно оформлены.

Чтобы «получить» предложение, слова и словосочетания в его составе нужно не просто соединить, а «сделать» это таким образом, чтобы они выражали какую-то мысль, сообщение о предметах и явлениях действительности. Для этого нужно грамматически оформить связи и отношения между словами и словосочетаниями. В качестве средств связи между компонентами предложения используются предлоги и союзы. Таким образом, для предложения характерна грамматическая организованность.

Типы предложений

 

Традиционно в лингвистике предложения различаются по цели высказывания (функциональной направленности), характеру предикативных отношений (модальности), эмоциональной окраске и структуре.

 



2015-11-20 1193 Обсуждений (0)
Предложение как синтаксическая единица 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предложение как синтаксическая единица

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)