Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия



2015-11-20 550 Обсуждений (0)
Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы рассмотрели сложную систему взаимовлияний выделен­ных структурных компонентов детско-родительского взаимодей­ствия, проследили, каким образом сказываются особенности од­них из них на становление других и характер взаимодействия в целом. Мы убедились в том, что процесс детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное обра­зование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвя­зи. Выделяя эмоциональную сторону взаимодействия, важно учи­тывать не только отдельные ее характеристики, но и их взаимо­зависимость в каждом конкретном случае. С целью получения бо­лее детального представления о взаимосвязи отдельных компо­нентов выделенной структуры, степени выраженности каждой из выделенных характеристик нами было осуществлено эксперимен­тальное исследование особенностей эмоциональной стороны вза­имодействия матерей с детьми дошкольного возраста1.

1 Мы благодарим студентов факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова Е.И.Воробьеву, Е.В.Степочкину, М. В.Бережную, А.Н.Ловыгину (Карельский филиал), с помощью которых выполнена эмпирическая часть исследования.

В качестве диагностического инструмента был использован разра­ботанный нами опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ), позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимо­действия в конкретной диаде. Опросник содержит 66 утвержде­ний, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимо­действия (см. анкету, с. 284). В соответствии с изложенными выше представлениями утверждения опросника были направлены на вы­явление следующих характеристик.

Блок чувствительности:

способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);

понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);

способность к сопереживанию(3, 25, 47, 14, 36, 58).

Блок эмоционального принятия:

чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);

безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);

отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);

преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62);

Блок поведенческих особенностей эмоционального взаимодействия:

стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);

оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);

ориентация на состояние ребенка при построении взаимодейст­вия (21, 43, 65, 10, 32, 54];

умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).

Каждая характеристика диагностировалась с помощью шести утверждений, три из которых носили положительный характер (первые три, указанные в скобках) — согласие с данным утверж­дением свидетельствовало о высокой степени выраженности каче­ства, и три — отрицательный (следующие три утверждения, ука­занные в скобках) — согласие с данным утверждения означало низкую степень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными утверждениями мож­но было выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположен­ной в правой стороне на листах опросника. Таким образом, запол­няющий анкету родитель шесть раз высказывал степень своего со­гласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных ха­рактеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих по­ложительную и отрицательную направленность, позволяло выя­вить противоречивые суждения родителей и повышало достовер­ность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми было бы удоб­но оценивать выделенные характеристики, предлагается объеди­нить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле (а +b + с- d- е - f + 13)/5, где а, b, с — оценки по­ложительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных ут­верждений.

Таким образом, складываются оценки положительных утверж­дений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указан­ных вычислений можно измерить степень выраженности каждой характеристики в интервале от 1/5 до 5 баллов.

С помощью опросника нам удалось зафиксировать значитель­ные различия в характере детско-родительского взаимодействия в конкретных диадах, что дает основание рекомендовать его в каче­стве диагностического средства.

Важным представляется то, что удалось найти эксперимен­тальное подтверждение некоторых зависимостей, обсуждаемых ранее на уровне теоретического анализа. Так, родительская эмпатия — способность к сопереживанию своему ребенку — зна­чимо коррелирует с такими важными показателями эмоциональ­ного взаимодействия, как ориентация на его эмоциональное со­стояние при построении взаимодействия (0,5618) и умение воз­действовать на это состояние (0,5413). Способность родителя раз­делить переживания ребенка, ощутить близкое ему состояние, вероятно, делает невозможным игнорировать его при построе­нии взаимодействия. Родитель, способный разделить радость и печаль, вряд ли предложит и будет настаивать на действиях, идущих вразрез чувствам ребенка, он скорее будет тактичным по отношению к нему, чем родитель, не способный к такому сопереживанию. Вполне логично также, что указанная способ­ность позволяет найти нужные средства воздействия на эмоци­ональное состояние ребенка — успокоить, развеселить, помочь сосредоточиться на важном деле. Способность к сопереживанию, таким образом, становится залогом эффективности эмоциональ­ного взаимодействия.

Следующая особенность, нашедшая подтверждение в экспери­ментальном исследовании, — значимая взаимосвязь такой харак­теристики взаимодействия, как стремление к телесному контакту, практически со всеми характеристиками, составляющими блок «от­ношения»: чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимо­действия (0,6357), безусловное принятие ребенка (0,6787), преоб­ладающий эмоциональный фон взаимодействия (0,6181). Мы ви­дим, что в стремлении к телесному контакту действительно очень ярко проявляется отношение к ребенку. Указанная характеристика неслучайно считается индикатором близкого, теплого отношения участников взаимодействия.

Кроме того, стремление к телесному контакту сопутствует спо­собности родителя оказывать эмоциональную поддержку (0,6070). Близкий телесный контакт действительно дает возможность про­демонстрировать готовность быть рядом, поддержать, разделить трудности. Он умело используется в качестве средства эмоциональ­ной поддержки теми родителями, которые даруют своему ребенку безусловное принятие.

Интересным является и набор характеристик эмоциональной стороны взаимодействия, являющихся для родителей показателя­ми успешности себя в качестве родителя. Такими свидетельствами родительской компетентности являются способность воспринять состояние ребенка и умение воздействовать на его эмоциональное состояние, значимо коррелирующие с принятием себя как роди­теля (0,5940; 0,4871). Справляться со своей родительской ролью для большинства родителей означает умение распознавать чувства

Таблица 1



2015-11-20 550 Обсуждений (0)
Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)