Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВТОРОКАНОНИЧЕСКИЕ ИЛИ АПОКРИФИЧЕСКИЕ КНИГИ 15 страница



2015-11-20 574 Обсуждений (0)
ВТОРОКАНОНИЧЕСКИЕ ИЛИ АПОКРИФИЧЕСКИЕ КНИГИ 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В Ветхом Завете не проповедуется магическая концепция жертвы. Человек за­служивает смерти за грехи свои, и, принося жертву, он предавал себя на милость Яхве. Жертва была заменителем человека и ее кровь смывала его грех. Израильтяне знали, как это указывалось пророками, что ценность представляла не сама жертва, а заветная милость Яхве (см.Мих.6.6-8; Ис. 1.11-20; Ос.6.6).

Прообразы и символы. В связи с причудливыми крайностями библейских толко­вателей, которые на протяжении всей истории Церкви20 стремились посредством типологии найти почти все Евангелие почти в каждом стихе Ветхого Завета, типо­логия подвергалась критике и даже осмеивалась. Только недавно эта тенденция была

1 Именно это место и следующий за ним текст использовались для доказательства обратного; Гал.3.23 часто приводится в поддержку дихотомии закон/милость. Однако нигде в Ветхом Завете не говорится о спасении посредством выполнения закона. Так понимали Ветхий Завет Иисус и апостолы, включая Павла, которые все были евреями. Cm.D.P. Fuller, " Gospel and Law: Contrast or Continuum" (Grand Rapids: 1980).

19 Раввинские изречения могут быть найдены в C.G. Montefiore, H.Loewe " A Rabbinic

Antology (New York: 1974), гл.З. Молитвы взяты из Siddur Avodat Israel, однако аналогичные

молитвы можно найти в любом молитвеннике. Указание "ежедневные свидетельства" под­

разумевает Шему (Втор.6.4 и далее), ежедневно читаемую религиозными евреями.

20 От Клемента Александрийского (приб. 150-215 от Р.Х.) и Оригена (приб. 185-254) до

настоящего времени. В своих комменатриях к Книге Бытия, даже Лютер увлекся причудливой

типологией.

 

 

150 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Внимательное изучение Торы, наряду с остальным Ветхим Заветом, показывает, что человек (в родовом смысле) никогда не бывает спасен своими собственными усилиями, но лишь по милости Божией. Человек заслуживает осуждения и смерти за свои грехи; Бог милостиво принимает человека по вере его, чтобы дать ему средство спасения. Это и есть откровение спасения, провозглашаемое Библией. Павел именно так понимал основной завет с Авраамом и объявил, что он не был отменен законом, данным Моисею (Гал.3.6-18)18. Обсуждая культовые обряды Ветхого Завета, автор Послания к Евреям кратко сформулировал это следующим образом: "Ибо невоз­можно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (10.4).

Многие евреи понимали аналогичным образом, что спасение возможно лишь по­средством высочайшей милости Божией:

"Раввин Йоханан говорил: "Знайте, что человек не имеет никакого права рас­считывать на помощь Божию, потому что Моисей, величайший из пророков, пред­стал перед Богом с единственной просьбой о милости" (Deut.Rab. wa 'ethanan 2.1).

"Не ради трудов своих были Израильтяне вызволены из Египта, и не ради трудов их отцов; не ради их трудов было рассечено Чермное море, но чтобы сделать имя Богу... Так сказал Моисей Израильтянам: "Не вашими трудами были вы спасены, но чтобы могли вы восславить Бога и возвестить славу Его всем народам"" (Midr. Ps.44.1).

Многие еврейские молитвы выражают упование на Бога в деле спасения:

"Властитель всех миров! Не по своим добрым делам возносим мы свои молитвы к Тебе, ко по причине Твоих изобильных милостей... Отец наш, Царь наш, хотя мы лишены праведности и добрых дел, вспомни о нас в завете Твоем с отцами нашими и дай нам ежедневно свидетельствовать о Твоем Вечном Единстве"19.

В Ветхом Завете не проповедуется магическая концепция жертвы. Человек за­служивает смерти за грехи свои, и, принося жертву, он предавал себя на милость Яхве. Жертва была заменителем человека и ее кровь смывала его грех. Израильтяне знали, как это указывалось пророками, что ценность представляла не сама жертва, а заветная милость Яхве (см.Мих.6.6-8; Ис. 1.11-20; Ос.6.6).

Прообразы и символы. В связи с причудливыми крайностями библейских толко­вателей, которые на протяжении всей истории Церкви20 стремились посредством типологии найти почти все Евангелие почти в каждом стихе Ветхого Завета, типо­логия подвергалась критике и даже осмеивалась. Только недавно эта тенденция была

18 Именно это место и следующий за ним текст использовались для доказательства

обратного; Гал.3.23 часто приводится в поддержку дихотомии закон/милость. Однако нигде в

Ветхом Завете не говорится о спасении посредством выполнения закона. Так понимали Ветхий

Завет Иисус и апостолы, включая Павла, которые все были евреями. Cm.D.P. Fuller, " Gospel

and Law: Contrast or Continuum" (Grand Rapids: 1980).

19 Раввинские изречения могут быть найдены в C.G. Montefiore, H.Loewe " A Rabbinic

Antology (New York: 1974), гл.З. Молитвы взяты из Siddur Avodat Israel, однако аналогичные

молитвы можно найти в любом молитвеннике. Указание "ежедневные свидетельства" под­

разумевает Шему (Втор.6.4 и далее), ежедневно читаемую религиозными евреями.

20 От Клемента Александрийского (приб. 150-215 от Р.Х.) и Оригена (приб. 185-254) до

настоящего времени. В своих комменатриях к Книге Бытия, даже Лютер увлекся причудливой

типологией.

 

 

ЛЕВИТ 151

изменена. Среди прочих, Г.фон Рад21 вернул слову "прообраз" определенную степень респектабельности.

Использование символов понятно и вполне приемлемо. Многие концепции лучше выражаются символами, чем посредством абстрактного словесного описания. Мы все окружены символами: стрелка наручных часов, календарь, флаг и крест - лишь не­которые из них.

В своей основе символ это видимое средство для выражения абстрактной идеи22 Крест является символом любви, жертвы, смерти и спасения. Скиния в пустыне явля­ется символом Божественного присутствия, местом Его встречи со Своим народом. Аарон был человеком, но также и первосвященником, и в этом звании символизи­ровал святость (выделенность для служения Богу)- Жертвы, которые он приносил в День Очищения, были символами: своего собственного греха, греха народа и по­милования.

Если символ позднее заменяется той реалией, которую он символизирует, то он называется прообразом. Отличным примером прообраза является ветхозаветная скиния. Как символ она наглядно представляет присутствие Невидимого Яхве, о чем ясно подразумевается указанием на сошествии Его славы на скинию (Исх.40.34, 38). Когда "Слово стало плотию и обитало23 с нами" (Ин.1.14), символ был заменен реалией. Таким образом, скиния является прообразом Христа24. Аналогично прообра­зами являются и левитские жертвоприношения, если определено их символическое значение и выявлена соответствующая реалия. Так, автор Послания к Евреям видел в ежегодной жертве Дня Очищения прообраз будущей, раз и навсегда принесенной, жертвы Христа (Евр. 10.1, 11-14).

ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ ЛЕВИТ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

В своем комментарии на Книгу Левит. Н.Миклем спрашивает: " Имеет ли такая Книга право на место в Христианской Библии?" и отвечает утвердительно25. Однако немалое число читателей считают, что Книга Левит не имеет значения для современ­ности. Складывается впечатление, что Михей и другие пророки ставили под вопрос действенность кровавых жертвоприношений, а автор Послания к Евреям, очевидно, навсегда отбрасывает левитскую систему (Евр. 8-10).

Но если Любовь Божия имеет отношение к современности, то и Книга Левит имеет отношение к ней26. За ее суровыми требованиями и строгими установлениями стоит любящее сердце Яхве, Который стремится к содружеству со Своим народом. Та Милость, которая вызволила их из египетского рабства, теперь стремится под­держивать с ними постоянное общение. Для поддержания общения Святость Божия

21 Von Rad, " Old Testament Theology " 2:362-387.

22 Символ может быть выражен и словесно, например, когда слово "крест" вызывает зри­

тельный образ. В этом смысле весь язык является символичным; это позволяет переводить с

одного языка на другой, используя различные символы для выражения одной и той же мысли.

23 В англ.пер.Ш - "раскинуло Свою палатку (скинию) - прим. пер.

24 Это ни в коей мере не подразумевает, что каждая деталь скинии является прообразом

какой-либо соответствующей детали в личности и служении Христа. Подробнее см. W.S.

LaSor, "Interpretation of Prophecy", BDPT, стр.130-132.

25 "Introduction and Exegesis of Leviticus, IB 2.4.

26 Cm. B.S. Childs, Old Testament as Scripture, стр. 188.

6 Зак. 3667

 

 

152 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

требует борьбы с грехом на условиях, приемлемых для Него. Таким образом, Книга Левит представляет собой нечто большее, чем руководство по жертвам и праздникам, т.к. в ней приводятся условия этого общения.

Те, кто верят в вечное искупление жертвой Христа и признают важность рассуж­дений в Послании к Евреям, должны воздать должное Книге Левит. Как Сам Христос объяснял перед Своим распятием, а апостолы после него, жертва Христа может быть понята лишь в свете еврейской системы жертвоприношений. Это подчеркивается в Послании к Евреям.

Однако Книга Левит сегодня применима в ином, прообразном смысле. В Своем откровении искупительной любви - любви к грешнику, но ненависти к греху - Яхве использовал символы Книги Левит как подготовительный этап для более полного Своего откровения во Христе (ср.Евр.1.1). Символы или прообразы заменены реальностями. Символические жертвы уже не нужны, поскольку уже совершена настоящая жертва Христа. Тем не менее древние символы содержат много по­учительного. Нельзя полностью понять новозаветную концепцию о грехе и спасении вне Ветхого Завета, который подготовил место для этого нового Откровения.

Время от времени высказывается мнение, что Бог - Отец Иисуса Христа - не является ветхозаветным Яхве. Иисус Христос решительно отрицал это как Своими словами, так и Своей жертвой. Бог - Отец Иисуса Христа является Святым Богом, оскорбленным грехом, Который требует пролития крови для искупления греха. Он предоставляет заменяющего "Агнца" в Лице Своего Сына, через Которого пришло "очищение" (Рим.5.11 - рус. "примирение"). Христос увековечил это для всего настоящего времени ("до Своего пришествия") в евхаристии, используя ветхо­заветный язык в словах установления (Мф.26.26-28 пар. Исх.24.8; ср. также 1 Кор. 11.23-27). По вере грехи перекладываются на "Агнца Божиего", Который, как козел отпущения Дня Очищения, "берет на себя" грехи (см.Ин.1.29). Не поняв языка и символики Книги Левит, можно ли полностью понять глубочайшее значение Нового Завета?

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Bigger, S.F. "The Family Laws of Leviticus 18 in their Setting." JBL 98 (1979); 187-203.

Cross, F.M., Jr. Canaanite Myth anil Hebrew Epic. Cambridge, Mass.: 1973.

Davies, G.H. "Leviticus." IDB 3:117-122.

Gispen, W.H. "Leviticus, Book of." NBD, pp. 730-32.

LaSor, W.S. "Interpretation of Prophecy." BDPT, pp. 130-32.

Noth, M. Leviticus. Trans. J.E. Anderson. OTL. Philadelphia: 1965.

Snaith, N.H. Leviticus and Numbers. Rev. ed. Century Bible. London: 1967. (

Wenham, G.J. The Book of Leviticus. NICOT. Grand Rapids: 1979.


ГЛАВА 12. ЧИСЛА

Израильтяне вышли из Египта на пятнадцатый день первого месяца (Числ.33.3; ср.Исх. 12.2,5) и достигли Синайской пустыни в первый день (день новолуния) третьего месяца (Исх.19.1). На третий день Бог открылся на горе (Исх.ст.16-18). Скиния была сооружена в первый день первого месяца второго года (Исх.40.17). Книга Чисел открывается Божественным повелением Моисею в первый день второго месяца второго года. На двадцатый день того же месяца "поднялось облако от скинии откровения; И отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской" (Числ. 10.11-12). Книга Второзакония начинается указанием на первый день одиннадцатого месяца сорокового года, или спустя 38 лет, 8 месяцев и 10 дней после выхода из Синайской пустыни. Другими словами, Книга Чисел покрывает период в 38 лет и 9 месяцев, называемый временем странствований по пустыне1.

Очевидной причиной включения этой Книги в Писание было заполнение промежутка между Исходом и Синайским откровением и приготовлениями к вступ­лению в землю обетованную в Моаве. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что это была не единственная причина. Как это в свое время было по­казано Y.Aharoni2 путешествие от Синая до Кадес-Варни по побережью залива Акаба занимает лишь одиннадцать дней (Втор. 1.2). Путь по прямой занял бы на несколько дней меньше, а путь через Эдом и Моав - вряд ли более нескольких недель3. Кн.Чисел ясно показывает, что этот 28-летний период был наказанием за отсутствие веры, чтобы никто из уверовавшего поколения не вошел в землю обетованную (ср.Втор.1.35 и далее). Однако Кн.Чисел не представляет собой лишь историческое повествование, а является изложением действий Яхве. Она является сложным рас­сказом о неверии, бунте, отступничестве и разрыве, противопоставляемых Божест­венной верности и терпению.

' В настоящей работе не будет сделано каких-либо попыток отстаивать эти даты, поскольку Кн.Чисел не придает им богословского значения, кроме общего указания на "сорок лет" странствования по пустыне (ср.Числ.14.33 и далее). Однако представляется невероятным, чтобы эти даты были позднейшими вставками редакторов периода после Пленения. Разумно предположить, что кроме письменного описания путешествия по станам (Числ.33.2), Моисей записывал также и даты - по крайней мере те, которые содержатся в повествовании.

2" The Holy Land" Antiquity and Survival 2/2-3 (1957): 289 и далее.

3 Сравнение Числ.33.38 и далее с Втор.1.3 показывает, что путь от горы Ор, где умер Аарон, до Моава занял шесть месяцев.

 

 

154 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Название."Числа" является необычным названием для такого рода Книги4. В еврейской Библии эта Книга названа по первым словам первого стиха: "В пустыне [Синайской]". Это название является вполне подходящим. Переводчики LXX оза­главили ее "Числа", потому что в ней дается целый ряд чисел. Отсюда это название перешло и в другие переводы.

Краткое содержание. Кн.Чисел может быть для удобства разделена на три основные части, отделенные друг от друга отчетами о странствованиях Израильтян. В конце приводится материал, не имеющий близкой связи.

У Синая: Подготовка к отбытию (1.1-10.10)

Первая перепись (1.54)

Распределение колен в стане и назначение их начальников (2.1-34)

Количество и обязанности левитов (3.1-4.49)

Разнообразные законы (5.1-31)

Закон о назорействе (6.1 -27)

Приношения при освящении (7.1-8.26)

Предписания о Пасхе (9.1-14)

Облако, предназначенное для того, чтобы вести народ (9.15-10.10)

Путь от Синая до Кадеса (10.11-12.16)

Отправление от Синая (10.11-36)

Происшествия в пути (11.1-12.16) У Кадеса в пустыне Фаран (13.1-20.13)

Миссия и отчет соглядатаев (13.1-33)

Решение народа и суд Божий (14.1-45)

Разнообразные законы (15.1-41)

Восстание Корея (16.1-50)

Рассказ о жезле Аарона (17.1-13)

Отрывки об обязанностях и правах священников (18.1-32)

Очищение нечистого (19.1-22)

Заключительные события в Кадесе (20.1-13) Путь от Кадеса до равнин Моава (20.14-22.1)

Сопротивление Едома (2014-21)

Смерть Аарона; победа над противниками (20.22-22.1) На равнинах Моава (22.2-32.42)

Валаам и Валак (22.2-24.25)

Отступничество в Ситтиме и наказание (25.1-18)

Вторая перепись (26.1-65)

Дочери Салпаадовы, права женщин (27.1-11)

Иисус Навин назначается преемником Моисею (27.12-23)

Праздничные приношения (28.1-30.16)

Месть Мадианитянам (31.1 -54)

Уделы заиорданских колен (32.1-42) Различные вопросы (33.1-36.13)

Обзор пути из Египта (33.1-56)

4 Первоначально эта Книга не имела названия. Впервые оно встречается в LXX.

 

 

ЧИСЛА 155

Границы земли Ханаанской (34.1-29)

Города Левитов (35.1-34)

Дочери Салпаадовы и женское наследство (36.1-13)

Критический вопрос. Одно время предполагалось, что Кн.Чисел, как все Пяти­книжие, была полностью написана Моисеем. С возникновением литературной критики, было указано на ряд проблем в этой теории. В своей крайней форме литера­турная критика отрицала какую бы то ни было историческую ценность этой Книги. В настоящее время, напротив, в значительной степени поддерживается точка зрения, что Кн.Чисел содержит большое количество исторического материала, хотя и сущест­венно переработанного в процессе передачи. Ниже приведены некоторые элементы данной проблемы.

(1) Нигде не упоминается об авторе Книги. В Числ.33.2 указано, что "Моисей, по

повелению Господню, описал путешествия их по станам", но это единственное упо­

минание о литературной деятельности Моисея. На протяжении всей Книги он упоми­

нается в третьем лице. Можно привести аргумент (как это и делалось), что Моисей,

как и Цезарь, мог писать о себе в третьем лице5. Сравнивая Книги Чисел и Второ­

закония, можно предположить, что, по всей вероятности, написав большую часть

Второзакония, по-видимому, не он написал Книгу Чисел. Тем не менее именно он

является центральной фигурой Кн.Чисел, и многое из написанного в Книге взято из

заметок, написанных им или одним из его современников, возможно Иисусом

Навином.

(2) В Кн.Чисел содержится большое количество раннего материала. В то же

время возникают многочисленные проблемы в согласовывании материала, в

частности, определенных законов, постановлений и культовых обрядов. В некоторых

случаях ученые говорят об отражении более поздних обычаев6. Однако единодушия

нет. Например, J.Arthur Thompson предлагает следующую мысль:

"...хотя эти установления во времена Моисея уже были в основном сформиро­ваны и сохранили дух и существенные элементы ранних форм, в течение веков они в различное время видоизменялись, и ... форма, представленная в Кн.Чисел, отражает их использование во время окончательного редактирования материала первоисточников"7.

Ранний материал выявляет близкое знакомство с пустыней, с израильским народом и его постоянными жалобами и отношением к Моисею, а также дает большое количество материала, описывающего самого Моисея. В Числ.5.11-22 и 19.1-22 сохранены древние обряды, практика и значение которых, похоже, позднее исчезли. Цитаты из "Книги браней Господних" (21.14-15, 17-18, 27-30), похоже, также происходят из древнего источника. В частности, несколько поэтических текстов (таких как высказывания Валаама в Числ. гл.23-24), в соответствии с мнением ученых, написаны на очень древнем еврейском языке, т.е. 12-20 вв. до Р.Х.

5 Однако, даже если принять, что "Моисей же был человек кротчайший из всех людей на

земле" (Числ.12.3), то он вряд ли написал бы такое утверждение о самом себе.

6 Сравнение Числ.15.22-31 с Лев.4.2-12 указывает на некоторые детали этой проблемы. В

целом, сложно согласовать все детали приношений в Лев. 1-7 со случайными упоминаниями в

Кн.Чисел.

7 "Numbers" NBC, p. 169.

 

 

 

 

ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

Традиционный вид оазиса Элим, где юраилитяне стали лагерем после перехода через Красное море (Числ.33.9).

Географические детали и исторические аллюзии в этих поэмах, в частности, в 24.23-24, могут указывать на время нашествия Народов моря, прибл. 1190 г.

Числа в книге Чисел. В соответствии с Числ. 1.45-46, "всех, вошедших в исчисле­ние, сынов Израилевых, по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля" было 603.550 чел. Это была первая перепись, произведенная у горы Синай в "первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской" (ст. I)8. Если предположить, основываясь на записях других народов, что мужчины, годные к войне, составляют 20-25% населения, то в целом Израильтян насчитывалось 2,5-3 млн.чел. В любом случае, вряд ли можно снизить это число ниже двух миллионов.

Это чрезвычайно большое число, ставящее множество разнообразных вопросов. Если евреи взяли с собой "мелкий и крупный скот, стадо весьма большое" (Исх. 12.38), то как удавалось поддерживать в этой массе какую бы то ни было дисци­плину во время выхода из Египта? Как они могли прокормиться в пустыне с мелкими пастбищами и ограниченными запасами воды? И наконец, как могли первоначальные 70 Израильтян, которые пришли в Египет, размножиться до двух миллионов на про­тяжении четырех, семи, или даже десяти поколений9?

8 Вторая перепись, проведенная на равнинах Моава в следующем поколении, показала

601.730 чел.

9 Некоторые ученые пытались доказать математическую вероятность этой цифры. К

примеру, Т. Уайтло показал, что если 51 из 53 внуков Иакова имели по четыре сына, то через

семь поколений их число достигло бы 835.584 чел. "'Numbers. Book of ISBE (1939) 4:2166.

Другие указывали на то, что эти цифры невозможны, в частности, в виду того, что мужское

население, за исключением более чем 600000 чел. старше 20-ти лет, включало также 22273

 

 

ЧИСЛА 157



2015-11-20 574 Обсуждений (0)
ВТОРОКАНОНИЧЕСКИЕ ИЛИ АПОКРИФИЧЕСКИЕ КНИГИ 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВТОРОКАНОНИЧЕСКИЕ ИЛИ АПОКРИФИЧЕСКИЕ КНИГИ 15 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)