ЦИФРЫ ПЕРЕПИСИ ПО КНИГЕ ЧИСЕЛ ГЛАВЫ 1 И 26
Наибольший прирост: Манассия (20,5000) Наибольшая убыль: Симеон (37,100) *"А" = "тысячи, семейства" **"М" = "сотни" Таблица охватывает переписи из Числ. 1 и 26. Цифры даны, как обычно переводится в библейских текстах. Следующие элементы разбиты на тысячи (семейства, тысяче-начальники) и "сотни" (возможно, собственно, общие количества). Существует четыре основных подхода к проблеме чисел, которые приложимы не только к Кн.Чисел, но и к остальному Ветхому Завету. Они включают: (1) Дословное восприятие чисел. Такое толкование поддерживается несколькими утверждениями в Писании10. Потомки Израиля "расплодились, и размножились..., и наполнилась ими земля та" (Исх.1.7). Именно этот демографический взрыв вызвал озабоченность фараона (Исх.1.9-12) и привел к приказу об убийстве всех новорожденных еврейских мальчиков (ст.22). Что касается проблемы путешествия, то Израильтяне были организованы в мелкие группы, которыми могли управлять родо- чел. от месяца и старше (3:43) — для этого, в каждой семье должно было быть 40-45 мужчин. Однако эти споры мало что дают. 10 Некоторые из тех, кто воспринимает числа дословно, считает, что проблему, по-видимому можно решить, предположив, что одно время числа писались цифрами, а не словами, как в современном еврейском тексте. Еврейские буквы имели числовое значение; так буква "алеф" использовалась для обозначения как "1", так и "1000", буква "бет" - "2" и "2000" и т.д. Однако не существует сохранившихся еврейских библейских текстов, в которых цифры писались бы таким образом. Поэтому попытка таким образом решить эту проблему является гипотетичной, но правомочной. 15 8 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА вые начальники. Пища и вода при необходимости доставались чудесным образом; иногда высказывается мнение, что в то время пустыня была более плодородна чем сейчас и, следовательно, могла поддерживать большее количество людей и стад. Однако этот подход не решает всех проблем и не включает всех библейских данных. Народы Ханаана описаны как "семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя" (Втор.7.1). Яхве сказал: "Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов" (Втор.7.7; ср.Исх.23.29-30). Если данные в Кн.Чисел толковать в том смысле, что Израильтян было 2,5 миллиона, то напрашивается вывод, что их число, равняющееся современному населению этого района (Израиля и частей ближнего берега реки Иордан), меньше каждого из семи народов, проживавших на этой территории. Такое утверждение мало вероятно. Для сравнения можно привести некоторые цифры из древности. Например, ассирийский царь Салманассар III во время битвы при Каркаре (853 г.) столкнулся с коалицией народов, включающей Венадада Дамасского, Ирулени Емафского, Ахава Израильского и еще восемь царств. По описанию Салманассара, вклад Ахава составлял 2000 колесниц и 10000 воинов" из общего числа около 3000 колесниц и 70000 воинов, которые составляли войско союзников -и это было собрано с десяти северных колен в период их расцвета. Поскольку дело касалось самого существования его царства, вряд ли Ахав придержал сколько-нибудь значительную часть своего войска. Когда Саргон II захватил Самарию, он утверждает, что он "увел в качестве добычи 27290 ее жителей", а также 50 колесниц12. Когда Сеннахирим вторгся в Иудею (701 г.), затворив Езекию "как птицу в клетке", он осадил 46 городов и увел в плен 200150 человек "молодых и старых, мужчин и женщин"13. Все имеющиеся в наличии свидетельства, как библейские, так и вне-библейские, похоже, говорят не в пользу дословного толкования чисел в Книге Чисел. 11 Цифры Салманассара являются показательными: Венадад Дамасский выставил 1200 колесниц, 1200 всадников, 20000 воинов, Ирулени Емафский выставил: 700 колесниц, 700 всадников, 10000 воинов; Ахав Израильский 2000 колесниц - 10000 воинов из Гиты - - 500 изМусри - - 1000 изИрканата 10 - 10000 Матуни-ба'лу - - 200 Арвадский из Усаната — - 200 Адуни-ба'лу 30 - 17000 Сизамский из Гиндибу в Аравии - 1000 верблюдов - База' бен Рухибу - - 7000 Аммонийский Он говорит об "этих двенадцати царях", хотя упоминает лишь одиннадцать, и утверждает, что убил 14000 человек ARAB 1 пар.611, ANET, р.279. 12 ARAB 2 пар.55, ANET, pp.284 и далее. По поводу вопроса о том, кто на самом деле за хватил Самарию, см. ниже стр.276. 13 ARAB 2 пар.240, ANET, р.288.
ЧИСЛА 159
Эта теория привлекательна как тем, что с ее помощью можно решить и проблемы большой численности в период Монархии, и раздельных царств (напр. 1 Цар.6.19; 1 Цар.2О.ЗО; 2 Пар. 17), так и тем, что она требует минимального количества поправок еврейского текста18. Однако и ее использование не решает всех не лишена проблем. По-видимому, не существует связи между количеством "племен, кланов" и общей численностью каждой группы19. Кроме того, может показаться странным, что перепись, имеющая дело с цифрами не выше семисот, первично давала бы числа хотя бы в сотнях20. Еще одной возможной проблемой является отношение между количеством "тысяч" и количеством воинов в каждой из них - в основном менее десяти на каждую сотню, что (используя отношение 1:5) указывало бы на то, что общая численность каждого "клана" составляла бы всего пятьдесят человек. Большую сложность представляет собой исчисление первенцев Израильских. Согласно Числ.3.43, их численность составляла 22273 чел. Левиты, от которых не требовалось выставлять воинов, должны были замещать первенцев (ст.44 и далее). Численность левитов составляла 22000. Это имеет смысл только в том случае, если 22000 было числом, а не 22 "тысячами"21. (4) Цифры являются частью эпического стиля повествования, целью которых является выражение величественности и чуда избавления из Египта. R.K. Harisson, например, считает что их не следует понимать ни дословно, ни как остатки древнего 14 W.F.Albright, "From the Stone Age to Christianity", p.291. 15 Евр."е/ер", MH.4."elapim" обозначает либо "одну тысячу", либо большую группу или семейство; ср. Мих.5.2 (МТ 5.1; рус.и англ.пер.KJV - "тысячи", англ.пер.RSV - "роды, кланы"). Те же самые согласные могут читаться "allupim" ("вожди, военачальники"). Гласные знаки не вписывались вплоть до VI-IX вв от Р.Х., однако многие ученые полагают, что устное предание, на котором основано вписывание гласных, является чрезвычайно надежным. 16 "Egypt and Israel", rev. ed. (London: 1911), p.42 и далее. 17 "The Census Lists of Numbers 1 and 26", JBL 77 (1958): 52-66; cp. B.C.Childs,"Old Testament as Scripture", p.200. 18 Среди прочего, она бы потребовала изменений общего количества в Числ.1.46 и 26.51. 19 В 74 "тысячах" из колена Иуды насчитывалось бы лишь по 600 воинов, в то время как в 62 "тысячах" Дана - по 700 воинов, а в 41 "тысяче" Асира - по 500. Между первой и второй переписью, количество "тысяч" в колене Симеона упало с 59 до 22, однако количество "сотен" -лишь с 300 до 200. 20 В первой переписи количество заканчивается на пятьдесят, во второй - на тридцать. 21 Разница между 22273 первенцами и 22000 левитов покрывалась налогом в 5 сиклей за каждого из 273 первенцев; ср.3.46-48.
160 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА текста, дошедшего до нас в искаженной форме22. Thompson полагает, что "списки переписи представляют собой древнюю традицию подсчета количества воинов, выделяемых каждым коленом, так что интересующие нас термины обозначают военные подразделения, численность которых неизвестна"23. Некоторым исследователям Библии это представляется не решением, а уклонением от проблемы. Для других -это является признанием того, что, несмотря на серьезное рассмотрение текста, теми ограниченными средствами, которые находятся в распоряжении ученых, эту проблему решить нельзя24. БОГОСЛОВИЕ Присутствие. Непостижимым образом Господь сделал Свое присутствие среди Израильтян видимым: "В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее днем, и подобие огня ночью" (Числ.9.15-16). Когда облако приподнималось, они отправлялись в путь; а когда оно останавливалось, они разбивали стан. Пока облако покоилось на скинии, люди оставались в лагере (Числ. 17-23). Однажды Мариам и Аарон стали упрекать своего брата Моисея "за жену Ефиоп-лянку, которую он взял" (Числ. 12.1). Господь призвал всех троих к скинии собрания (ст.4), И появился "в облачном столпе" и произнес эти торжественные слова: "Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?" (ст.6-8). Таким и другими способами Господь делал Свое присутствие явным. Рассказы о Его постоянном присутствии в течение всего странствования по пустыне по-видимому передавались из поколения в поколение, поскольку эта тема снова возникает спустя несколько веков в посланиях пророков25. Провидение Господне. Период странствований по пустыне был временем не только наглядного доказательства Божественного присутствия, но и Его постоянной 22 "Introduction...", p.631 и далее. 23 NBC, р. 169. Показательным в этой связи является то, что Кумранская община, насчи тывавшая одновременно не более 250-300 человек, использовала ту же терминологию. В определении, касавшемся ежегодной переписи сказано: "Священникам надлежит проходить первыми, согласно духу их, один за другим, левиты должны идти вслед за ними, а весь остальной народ должен идти в третью очередь, один за другим, по тысячам, сотням, полу сотням и десяткам, так чтобы каждый человек в Израиле знал свое назначенное место..." (1QS 2:21). 24 См. G.B.Gray, "Numbers" ICC (NewYork: 1903). p.11-15; J. Garstang, "Joshua, Judges" (New York: 1931), стр. 120; R.E.D.Klark, "The Large Numbers of the Old Testament",B кн. "Jomal of the Transactions of the Victoria Institute", 87 (1955) 82 и далее; J.W. Wenham "Large Nubbers in the Old Testament", Tyndale Bullitin 18 (1967): 19-53. 25 Тема присутствия разработана в свете ветхозаветного учения в кн. S.Terrien, "The Elusive Presence: Toword a New Biblical Theology" (San Francisco: 1978: 1978).
ЧИСЛА 161 заботы о нуждах людей. Юн дал людям "манну" для пропитания, а когда они устали от этой вегетарианской диеты, Он послал перепелов (Исх.16). Этот рассказ развивается в Числ. 11, где чудесная забота Божия показана на фоне человеческого ропота и жалоб. Снабжение перепелами, похоже, было временным, однако манна ниспосылалась в течение всего пути и прекратилась лишь когда Израильтяне вступили в Ханаан (Ис.Нав.5.12)26. Когда Моисей вспоминает о жизни в пустыне, он упоминает не только чудесное снабжение пищей (Втор.8.3): "Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет" (Втор.8.4). Когда народ стал жаловаться Моисею на отсутствие воды, Бог приказал Моисею и Аарону собрать народ и сказать на глазах их скале и "она даст из себя воду" (Числ.20.8). Моисей был раздражен беспричинными жалобами народа и, в момент гнева, ударил по скале дважды (ст. 11). За это ему было сказано, что он не войдет в Ханаан (ст.12). В Ветхом Завете имеется много напоминаний о чудесной заботе Божией, которые часто иллюстрируются воспоминаниями о периоде странствования по пустыне. Терпение. Кардинальным пунктом Израильского богословия является тот факт, что Господь долготерпелив. Кн.Чисел приводит несколько случаев, на которых основано эта вера. Бог терпелив с Моисеем как во время призвания на Синае, когда Моисей пытался избежать задания, так и позже, в пустыне. Моисей сам был обычно терпелив с народом; то, что он дважды ударил по камню в Мериве, не было типично для его характера. Кн.Чисел наполнена рассказами о ропоте и жалобах Израильтян. Они жаловались на свою судьбу (11.1). Они жалели о рыбе, огурцах, дынях, луке, репчатом луке и чесноке в Египте (ст.5), как будто они забыли об ужасных тяготах рабства. Когда Господь послал им перепелов, они роптали (ст.ЗЗ, ср.Исх.16). Мариам и Аарон роптали по поводу жены Моисея (12.1), и их гнев перерос даже в ревность к Моисею. Когда соглядатаи вернулись из Ханаана с рассказом о великанах и больших укрепленных городах, народ хотел избрать начальника, чтобы возвращаться в Египет (14.4). В этот момент терпение Божие исчерпалось, и Он объявил, что никто из этого поколения не войдет в Ханаан, кроме Иисуса Навина и Халева, двух соглядатаев, которые призывали народ идти и завладеть землей. Но даже в этой ситуации восторжествовал искупительный план Божий, и Он распространил Свое обещание на детей тех, кто отказался верить Ему. И, несмотря на восстание, Он продолжал снабжать народ пищей и водой. Ходатайство. В Книге Левит особо акцентируется Святость Божия, в связи с чем возник вопрос: "Как может грешное человечество находится в общении со Святым Богом?". Библейский ответ предполагает кого-нибудь, кто выступал бы в роли посредника, ходатая. Как видно из Кн.Левит, священство и система жертвоприношений представляла собой одно из средств такого ходатайства. Кн.Чисел содержит несколько примеров личного ходатайства. 26 Многие ученые считают, что манна была медообразными выделениями определенных насекомых на ветвях тамарискового дерева, которые ночью падали на землю. См. S.Bodenheimer "Manna" В А 10 (1947): 1-6. Однако это не объясняет того, почему манна прекращалась в Субботу, почему, независимо от собранного количества, ее всегда было достаточно и только достаточно и, наконец, почему это явление началось, когда Израильтяне вошли в Синай и закончилось, когда они вышли из Моава в Ханаан.
162 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА Вот одно из многочисленных мест Ветхого Завета, где Бог описан человеческими средствами27. В отношении ревности Мариами и Аарона к Моисею сказано: "И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел". Мариам покрылась проказой и Аарон воскликнул, обращаясь к Моисею: "Господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили". И Моисей выступил с ходатайством: "Боже, исцели ее!". Бог действительно исцелил ее, но лишь после символического наказания в виде семидневного заключения вне стана (Числ.12. 9-15). Когда, после донесения соглядатаев, народ взбунтовался и хотел свергнуть Моисея и возвратиться в Египет, Бог собрался поразить их язвой и лишить наследия (Числ. 14.4-12). Моисей возразил, что Египтяне могли услышать об этом и сказать: "Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвой обещал ему, а потому и погубил его в пустыне" (Числ.ст.13-16). Исходя из своей веры в то, что "Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления", Моисей молился о том, чтобы Господь простил беззакония народа. Господь простил, но не позволил неверному поколению войти в Ханаан (Числ.ст.20-23). Этот опыт породил у Израильтян твердую веру в заступничество праведника за грешника. Как и многое другое в религии израильтян, это убеждение основано не просто на богословской концепции, а на конкретных исторических действиях Яхве. Это ходатайство было не уделом священства, а частью пророческого служения Моисея (ср.Быт.20.7; Ам.7.2-5). Яхве и народы. Вера в то, что Господь является владыкой всех народов, не нашла своего полного выражения вплоть до поздней части Книги Исайи, но, как и другие верования Ветхого Завета, она основана на опыте. Во время Исхода Господь показал, что Он сильнее египетских богов. Когда народ отказался поверить меньшинству соглядатаев, он лишился возможности убедиться в том, что Яхве сильнее божеств Ханаана. Однако, по-видимому наиболее яркий урок содержится в рассказе о Валаке и Валааме. Израильтянам был запрещен проход через Едом, и они были вынуждены обходить его (Числ.21.4). Они должны были пройти по аморрейской территории и просили разрешения сделать это мирно, но Сигон, царь Аморрейский, отказал им. Израильтяне нанесли ему и его народу поражение и захватили их земли (ст.21-25). Затем они вступили в Моав - последнюю область, которую они должны были пройти на пути в Ханаан. Озабоченный этим Валак, царь Моавитский, искал помощи Валаама, месопотамского пророка, известного действенностью накладываемых им проклятий (Числ.22.6). В рассказ включен эпизод, в котором Бог убеждает Валаама не проклинать Израиль. Когда Валак стал оказывать давление на Валаама, Бог повелел Валааму говорить лишь то, что Он ему скажет. Валаам оседлал свою ослицу и отправился в путь с князьями Моавитянскими. Ангел Господень преградил ему дорогу, и, когда Валаам стал бить свою ослицу за то, что она не шла дальше, она заговорила с ним. Затем ангел приказал Валааму отправиться с Моавитянами, и вместо проклятия произнести благословение. Валаам сделал это трижды. Повествование рассказывается с радостью; оно, видимо, было очень любимым в шатрах и у костров. Однако это больше, чем рассказ о говорящей ослице; он содержит глубокую 27 Технический прием, описывающий Бога как имеющего человеческие чувства, называется "антропоморфизмом".
ЧИСЛА 163 истину. Господь Израильский властвует над всеми людьми; даже месопотамский пророк, столкнувшись с Яхве, может сказать лишь то, что Он ему велит. Этот рассказ имеет продолжение. Валаам — предположительно тот же человек, потому что он назван "Валаам, сын Веора" в обоих рассказах (Числ.22.5; 31.8) -очевидно присоединился к Мадианитянам и склонил Израильтян к совершению тяжкого греха против Яхве - поклонению Ваал-Фегору (Числ.31.16; ср.25.1-3). Это, вероятно включало ритуальную проституцию (25.6) и было началом появления блудниц - как духовных, так и физических, — которые наводняли Израиль28 в течение всего времени пророков вплоть до Пленения. Господь приказал Моисею покарать Мадианитян и в короткой войне Валаам был убит (Числ.31.8). Пророчество звезды и жезла. После того, как Валаам благословил Израиль во второй раз, Дух Божий снизошел на него и он произнес притчу, содержащую часто цитируемое пророчество: "Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божий, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города" (Числ.24.15-19). Это пророчество замечательно своим указанием на владения Иакова, но чаще всего цитируется место, в котором говорится о звезде и жезле. Многие рассматривают это как мессианское пророчество. В похожем смысле оно понималось в Кумране, где оно цитировалось в рукописях Мертвого моря29. Своем контексте пророчество ничего не говорит о Мессии, нет даже смутного намека на начало мессианской эры. "Звезда" и "жезл" являются символами власти, так что пророчество говорит о правителе, который появится в Израиле и покорит близлежащих врагов. От этой мерцающей искры впоследствии возгорелось пламя надежды на Мессию, Который бы праведно и мирно правил всеми народами. 28 См. ниже - обсуждение по поводу Осии, стр.343. См. также Ис.Нав.22.! 7. 29 Cm.W.S. LaSor, "The Dead Sea Scrolls the New Testament", p. 111.
164 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ: Albright, W.F. "The Oracles of Balaam." JBL 65 (1944): 207-233. (Text and notes; supports historicity.) Elliott-Binns, L.E. The Book of Numbers. Westminster Commentaries. London: 1927. (Exegetical.) Erdman, C.R. The Book of Numbers. Westwood, N.J.: 1952. (Expository.) Fish, S. The Book of Numbers. Soncino Books of the Bible. London: 1950. (Text and translation with notes; oriented toward Jewish reader.) Kennedy, A.R.S. Leviticus and Numbers. Rev. ed. Century Bible. New York: 1910. Marsh, J. "Introduction and Exegesis of Numbers." IB 2: 137-308. Noth, M. Numbers. Trans. J.D. Martin. OTL. Philadelphia: 1968. Wenham, G.J. Numbers. Downers Grove: 1981. ГЛАВА 13. ВТОРОЗАКОНИЕ В течение 38-ми лет после того, как они отказались войти в Ханаан, Израильтяне оставались в пустыне Фаран и у Кадес-Варни1, пока не вымерло старое поколение. Тогда они возобновили свой путь в обход Едома. Сейчас они расположились станом в Моаве, ожидая последних повелений войти в землю, которую Бог обещал их отцам, и захватить ее. Это был торжественный момент. Согласно Книге Второзакония, Моисей воспользовался этим, чтобы обратиться с тремя речами к народу Израиля - прощальными речами, поскольку ему было сказано, что он не войдет в землю вместе с народом. Содержание этих трех речей приведено в Кн.Второзакония. Первая была произнесена "за Иорданом, в земле Моавитской" (Втор. 1.5), Вторая - если слова (Втор.4.44-49) являются началом второй речи, а не итогом первой - была произнесена "за Иорданом на долине против Беф-Фегора, в земле Сигона, царя Аморрейского" (ст.46). Третья - просто в "в земле Моавитской" (Втор.29.1). Возможно, все три речи были произнесены в одном и том же месте. ОЧЕРК СОДЕРЖАНИЯ Краткое описание. Большинство попыток обрисовать содержание Второзакония начинаются с трех обращений. Многие исследователи указывали на назидательный и поучительный стиль Книги. Эти три обращения соответственно состоят: из четырех, двадцати-четырех и двух глав, - что является весьма непропорциональным распределением. Кроме того, включение большого количества законов, без какого-либо определенного порядка и последовательности, ставит вопрос о том, с какой целью эти законы упоминаются в прощальных обращениях Моисея к народу Израиля. Даже если принять точку зрения Von Rad о том, что "говорящий пытается перейти от конкретных юридических формулировок к пасторскому наставлению и побужде" нию"2, все равно остается вопрос о том, как удалось говорящему удерживать внимание такого большого количества слушателей. Возможно, именно в виду этой трудности, M.G.Klein рассматривает Второзаконие не как речь, а как "документ, под- ' Название, приводимые в Числ.33.19-35, должны быть приложены к странствованиям по пустыне. Неверно было бы полагать, что Израильтяне все время оставались к Кадес-Варни. Хорошую сопоставительную таблицу упомянутых названий и указаний см. в " Westminster Dictionary of the Bible" под ред. J.D.Davis и H.S.Gehman (Philadelphia: 1944), pp.636-639. 2 " Deuteronomy". OTL (Philadelphia: 1966), p. 19 и далее.
166 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА готовленный Моисеем как свидетелем Завета, данного Господом Израилю на равнинах Моава"3. С некоторыми видоизменениями Второзаконие, особенно в представлении Клайна, в целом следует модели договора "сюзерен-вассал" в описании G.E. Mendenhall и др. (см.выше, стр. 144-146)4. Книга, однако, по своему значению значительно превосходит любые подобные договоры, опубликованные на сегодняшний день. Тем не менее, независимо от того сознательно ли была придана Второзаконию форма договора или нет, эта структура является хорошей отправной точкой. Таким образом, в общих чертах содержание Книги Второзакония сводится к следующему: Введение (1.5) Первая речь: деяния Божий (1.6-4.40) Исторический обзор Слова Яхве (1.6-3.29) Обязанности Израиля по отношению к Яхве (4.6-3.29) Назначение городов убежища (4.41-43) Вторая речь: Закон Яхве (4.44-26.19) Требования Завета (4.44-11.32) Введение (4.44-49) Десять Заповедей (5.1-21) Встреча с Яхве (5.22-33) Великая Заповедь (6.1-25) Земля обетованная и ее проблемы (7.1-16) Уроки, извлеченные из деяний Яхве и реакция Израиля (8.1-11.25) Выбор, стоящий перед Израилем (11.26-32) Закон (12.1-26.19) О поклонении (12.1-16.17) О властях (16.18-18.22) О преступниках (19.1-32) Ведение Священной войны (20.1-20) Заключительные наставления (26.16-19) Литургические исповедания (26.1-15) Заключительные наставления (26.16-19) Церемония, которую надлежало провести на горе Гевал (27.1-28.68) Третья речь: завет с Яхве (29.1-30.20) Цель Откровения Яхве (29.1-29) Близость Слова Господня (30.1-14) Выбор, стоящий перед Израилем (30.15-20) Заключительные слова Моисея; песнь Моисея (31.1-32.47) Смерть Моисея (32.48-34.12) 3 " Treaty of Great King" (Grand Rapids: 1963), p.48. 4 BA 17 (1954), репр., стр.25-43 в кн." The Biblical Archaeologist Reader 3" под ред. E.F.Campbell, D.N.Freedman ; " Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East" (Pittsburgh: 1955); " Covenant" IDB 1:714-723, особ.716; D.J.Wiseman , "The Vassal-Treaties of Esarhaddon". Iraq 20 (1958): 23 и далее; J.Muelienburg " The Form and Structure of the Covenantal Formulations", VT 9 (1959):347-365; M.Tsevat " The Neo-Assyrian and Neo-Babilonian Vassal Oaths and the Prophet Ezekiel", JBL 78 (1959): 199-204.
ВТОРОЗАКОНИЕ 167 Была ли эта книга первоначально тремя речами, произнесенными устно, или она с самого начала была записана как прощальный документ, в любом случае Второзаконие развивает тему Божьего Завета с Израилем. Ее основное содержание выражено в следующих стихах: "Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо" (10.12-13; см.ст.12-22). КОМПОЗИЦИЯ Книга Второзакония часто называется краеугольным камнем документальной гипотезы Пятикнижия. Дата ее составления указывается как один из "проверенных результатов" библейской гиперкритики. Однако, в последние годы эта теория в ее первоначальном виде почти полностью отвергнута современными исследователями Второзакония. Поэтому ниже приводится краткий обзор критических взглядов на композицию Книги. Классическая документальная гипотеза. Согласно теории составления Пятикнижия, предложенной Graf-Wellhausen, четырьмя "документальными источниками" были J, E, D и Р (соответственно, "Яхвист", "Элохист", "Второзаконие" и "Священнический (жреческий) кодекс"). На восемнадцатом году царствования царя Осии Иудейского (621 г. до Р.Х.) рабочие, ремонтирующие дом Господень, обнаружили "книгу закона". Когда она была прочтена царю, он разорвал свои одежды, признавая тем самым, что его народ нарушал слова этой книги; началось религиозное возрождение (4 Цар.22-23). Еще во времена Иерома (IV в.от Р.Х.) существовало мнение, что найденной книгой было Второзаконие. В 1805 г. W.M.L. de Wette использовал критический подход, чтобы показать, что Второзаконие происходит из источника, отсутствующего в первых четырех книгах Пятикнижия и, таким образом, датируется седьмым веком, т.е. позже, чем J и Е. К концу XIX века Wellhausen был убежден, что реформы Осии вдохновлялись современными религиозными деятелями, которые для успешного хода реформ сочинили "книгу закона" и закопали ее в храме. Вскоре книга была "обнаружена", и, поскольку подразумевалось, что она восходит ко временам Моисея, она явилась существенной поддержкой проводимых реформ5. Некоторые ученые были убеждены, что "книга закона" состояла из Втор. 12-26; другие -из гл.5-26. Историк Второзакония. В соответствии с мнением большинства ученых, теория ясно указывает, что "книга закона" была написана непосредственно перед ее обнаружением в 621 г. Однако в XX веке ученые перестали довольствоваться этой датой. Некоторые отодвигали дату Второзакония до времен Манассии или Езекии, или ранее Амоса, или даже ко временам Самуила. Другие датировали работу временем Аггея и 5 По этому поводу в отношении этой книги было использовано выражение "благочестивая ложь". См. J.Wellhausen, " Prolegomena to the History of Israel", pp.25-28.
ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Стела Хаммурапи (около 1700 г. до P.X.J, содержащая 282 закона, которые дают интересный материал для сравнения по форме и деталям с законами Пятикнижия (напр. Втор. 19.21).
ВТОРОЗАКОНИЕ 169 Захарии даже позже6. В то же время ученые обнаруживали во Второзаконии больше сходства с 3 и 4 Книгами Царств, чем с первыми четырьмя Книгами Пятикнижия. В результате этих разнообразных мнений большую популярность приобрел термин "автор Второзакония", и ученые стали говорить о "Четырекнижии" (Книги Бытия - Чисел) и "Второзаконной истории" (Книги Второзакония, Иисуса Навина, Судей и Царств)7. Последователи велльгаузенианской теории настаивали на том, что основной целью документа D было обоснование того, что Иерусалим является единственным местом святилища, хотя город нигде во Второзаконии и не упоминается. Von Rad указал на то, что эта теория противоречит приказанию соорудить жертвенник на горе Гевал (Втор.27.4-8)8. А.С. Welch и др. указывали на то, что у Второзакония много общего с Книгой Осии, и на основании этого заключали, что оно было написано не в южном, а в северном царстве9. Книга Второзакония обращена ко всему Израилю, а не Иудее, Сиону или дому Давида10. В сжатой формулировке T.Oestreicher указывается, что основной целью Книги является утверждение не Kultienheit (единство богослужения, т.е. наличие центрального святилища), а Kultreinheit (чистота богослужения)11. Некоторые ученые пришли к выводу о том, что Второзаконие явилось результатом, а не причиной реформ Осии12. Как видно, одни и те же данные уводили исследователей в почти противоположные направления. Современное состояние. В настоящее время среди ученых не существует единого мнения. Критическое изучение формы приводит все большее количество ученых к признанию довольно ранних элементов во Второзаконии. Предположение о том, что Книга составлена по образцу вассальных договоров второго (см.выше), а не середины первого тысячелетия, указывает на раннюю дату. Назидательный стиль убеждает некоторых современных ученых в том, что Книга основана на устном предании, восходящем к самому Моисею13. Другие прослеживают предание до раннего периода монархии. Если убрать явно поздние вставки и некоторый материал из последних глав, во Второзаконии не останется ничего, что не могло бы восходить ко времени Моисея. Значительно более вероятным представляется то, что Второзаконие оказало большое влияние на пророков, чем то, что оно было написано ими. В нем не встречается не одной из проблем, которые волновали пророков, напр, "возвышенности", служение 6 Краткий обзор этих мнений см. в KH.G.T.Manley," The Book of the Law" (Grand Rapids: 1957),pp. 18-22. Более полное обсуждение см. в kh.C.R. North," Pentateuchal Criticism",pp.48-83 в OTMS, или H.F.Hahn,"The Old Testament in Modern Research", pp. 1-43. 7 Согласно M.Noth, никогда не существовало "Шестикнижия" (Книги Бытия — Иисуса Навина); "Uberlieferungsgeschichtliche Studien I", 3rd ed.. (Tubingen: 1967): 180-182.
8 ..
Studies in Deuteronomy" (London: 1953), p.
9 A.C.Welch, "The Code of Deuteronomy" (London: 1924). 10 См.von Rad, " Deuteronomy", p.26. 11 "Das Deuteronomische Grundgesetz ", Beitrage zur Forderung christlicher 27/4 (1923). 12 G.E.Wright " Introduction and Exegesis of Deuteronomy" IB 2:321, в особенности, упомянуто R.H. Kennett, F.Horst, J.Pedersen с примечаниями. 13 Wright, ibid .,p.326; ср., S.R.Driver, " Deuteronomy", ICC (New York:1895), CTp.lxi. Обзор недавних исследований фона Второзакония см. E.R.Clements "Pentateuchal Problems", p. 117 и далее в кн. " Tradition and Interpretation" под ред. G.W.Andersen.
170 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА Ваалу или особые формы идолопоклонства. Моисей, а не пророки, жившие после него, установил великие принципы Израильской религии; они лишь развивали эти принципы и применяли их в решении духовных и нравственных проблем своих дней. В настоящий момент, результаты двух веков критических исследований, похоже, указывают на то, что, если Второзаконие и не было написано самим Моисеем, оно, по крайней мере, является преданием, которое точно представляет Моисеево изложение законов Завета с Яхве применительно к потребностям израильтян, в предверии их вторжения в Ханаан14. БОГОСЛОВИЕ Второзаконие является сокровищницей богословских концепций, которые оказывали влияние на религиозную мысль и жизнь израильтян, евреев и христиан. Как было показано выше, основные идеи Книги принадлежат Моисею, находящемуся под водительством Святого Духа. Эти идеи оказали большое влияние на пророков - как "ранних", которые и были ответственны за "Второзаконную историю", так и на "поздних". И это - важнейшая причина для того, чтобы попытаться понять богословские идеи Второзакония - древние и преобладающие в ветхозаветной мысли. Символ веры. Втор.6.4-5 является "Символом веры" Израиля или, используя первое слово, которое стало его еврейским названием, "Шема": "Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими". Израильтянам было предписано: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и душе твоей). И внушай их детям твоим... И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Вт. 6. 6-9) Эти указания, следующие непосредственно за Шемой, стали частью ежедневного религиозного обряда евреев. Христос указал на ст.5 как на первую и величайшую заповедь (Мф.22.37). В "Символе веры" утверждается единство и единственность Яхве, Бога Израи-лева, особенно в свете отношений, установившихся у Него с Его народом. Слов
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |