Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека



2015-11-20 1583 Обсуждений (0)
Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Следовательно, педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Это связано с тем, что воспитание всегда имеет два аспекта - теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Практическая же воспитательная деятельность требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.

Основными задачами педагогики являются следующие:

· изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;

· определение целей воспитания;

· разработка содержания воспитания;

· исследование и разработка методов воспитания.

Особенностью педагогики является то, что основное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высоко-гуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности; во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (где основными объектами являются человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ), развитие творческой личности, а также гуманизация, демократия и гуманитаризация обучения и воспитания.

 

Основные понятия и категории педагогики

 

Педагогика как наука использует свои понятия - основные единицы мыслительной деятельности. Их достаточно много, весь понятийно-терминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с которыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например, "Краткий педагогический словарь пропагандиста" под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988).

Наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, пронизывающие все научные знания и связывающие их в целостную систему, называют категориями. В педагогике ими являются: "воспитание", "развитие", "образование", "обучение", "воспитательные отношения", "самовоспитание", "самообразование". Рассмотрим эти категории более подробно.

Развитие человека - это непрерывный, необратимый и закономерный процесс изменения его качеств и свойств, становления его личности под воздействием различных факторов. Различают развитие физическое(организма в целом, отдельных мышц и т. д.), психическое (эмоций, интеллекта, способностей, характера и т. п.), духовное (всего внутреннего мира человека) и социальное (человека как члена общества).

Воспитание- целенаправленное создание социальных условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем этого понятия, выделяют воспитание в широком смысле (как воздействие на личность общества в целом) и воспитание в узком смысле (как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений).

Воспитание - это целенаправленное развитие личности на основе формирования:

- определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;

- мировоззрения;

- поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Можно выделить следующие виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и т. п. Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание.

Образование - процесс и результат усвоения определенного уровня общечеловеческой культуры в виде системы знаний, умений, навыков, отношений путем воспитания и обучения. Данный процесс осуществляется в специально организованной системе внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Такая образовательная система включает в себя учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования, которая и обеспечивает управление развитием человека.

Обучение - познавательный процесс, осуществляющийся в особых, специально созданных условиях при взаимодействии обучающего (учителя) и обучаемого (ученика), в результате чего достигается образование и происходит общее развитие личности. Оно представляет собой процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений при взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс, обучение включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога),в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения, которые называют воспитательными.

Воспитательные отношения -это одна из разновидностей отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Однако человек - это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он способен сам приобретать этот опыт и создавать что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством собственных внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Он представляет собой целенаправленную, активную личную деятельность людей, способствующую формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Самообразование - это целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Реальные явления, содержание которых отражают основные категории педагогики, а именно "развитие", "воспитание", "образование", "обучение", "самовоспитание", "самообразование" имеют процессуальный характер, т. е. представляют собой процессы, развернутые во времени. Кроме этого они связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Чтобы лучше представить эту взаимосвязь, рассмотрим процесс развития конкретного человека (индивида). Развитие – это универсальное свойство материи, живой и неживой природы: непрерывное, необратимое, закономерное. Однако процесс развития человека имеет свои особенности. Они связаны с тем, что человек сам является системой и одновременно с этим входит в другие более крупные системы (общество и природу). В каждой из названных систем формируется группа факторов, которые и влияют на процесс развития человека.

Из приведенной схемы (рис. 8.1) видно, что воспитание и образование – это процессы целенаправленного (управляемого) формирования и развития личности в соответствии с требованиями общества.

Для осуществления процесса образования в обществе создана специальная система образования, позволяющая обеспечить дошкольное образование(детские ясли, сад); общее образование трех ступеней: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее в школах, гимназиях, лицеях; дополнительное образование(музыкальные, художественные и т.п. школы); среднее профессиональное(техникумы, колледжи) и высшее профессиональное(ВУЗы), последипломное образование (магистратура, аспирантура)

 

 

Рис. 8.1. Факторы, определяющие развитие личности.

 

Государственная политика при построении системы образования строится на принципах:

· автономности образования, что означает относительную самостоятельность учреждений образования, возможность иметь свой учебный план, программы и т.п.;

· адаптированности образования,т.е. приспособленности системы образования к уровням и особенностям воспитанников;

· демократизации образования, т.еликвидации монополии государства на образование;

единства культурного и образовательного пространства, что означает учет местных уровней социально-экономического и культурного развития.

 



2015-11-20 1583 Обсуждений (0)
Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)