Анекдотов, рассказов, поверий и суеверий о вампирах
Венгерских, моравских и богемских, И о бруколаках
Совсем непонятные или дурно понятые явления природы были источником бес- численных суеверий и предрассудков.
Кант
ампиризм был результатом расстроенного воображения суевер- Â ных, которые воображали, что некоторые люди после смерти подымались из своих могил, беспокоили целые деревни, со- сали кровь у своих родных и умерщвляли их. Этих — мнимых, бес- покойных, ночных бродяг прокалывали насквозь, рубили и жгли, не сознавая бесчеловечности таких отношений к лицам, которые боль- шей частью были обмершие, никогда и не думавшие беспокоить жи- вых, поднявшись из могил, как потому, что не в состоянии были подняться из могил, так и потому, что в безотрадном состоянии об- морока они ничего не думали. Вампиры венгерские, главный предмет нашего исследования, бы- ли более или менее давно умершие люди, которые выходили из своих гробов и беспокоили живых: являлись им, высасывали у них кровь, производили в доме шум и даже причиняли смерть. Их наз- вали «вампирами», что по-славянски означает кровопийцу. Освобож- дались от сих страшных посетителей тем, что выкапывали их из зем- ли, отсекали им головы, пробивали в сердце колом или копьем, а ос- татки трупа сжигали. Много было попыток объяснить возвращение и явление вампи- ров. Некоторые отвергали их как фантастические бредни и объясня- ли все невежеством и суеверием народов тех стран, в которых они являлись. Другие полагали, что люди эти были не действительно умершие, а погребенные заживо, а потому возвращение и явление их пред- ставляли вполне естественным. — Иные же считали их просто чудом и успокаивались. Со своей стороны мы постараемся сперва представить читателям, что было сказано и писано об этом предмете, далее выведем отсюда некоторые следствия и укажем основания для суждения об этом предмете.
ГЛАВА I
Оживление мнимо умерших. Предание об Аристее Проконезском
живление некоторых лиц, которых считали умершими, тогда Î как на самом деле они находились только в состоянии летар- гического сна; далее, пробуждение некоторых, которые опи- вались до такой степени, что их считали мертвыми, и которые раз- личными медицинскими средствами, заботливостью и искусством врачей выводимы были из этого состояния, — все подобные при- меры оживления не суть факты истинного оживления: лица эти не были действительно умершие, а только казались такими. Мы приведем здесь несколько таких примеров, когда мертвые оживали спустя несколько месяцев или даже лет после их погре- бения, которые, если бы даже они похоронены были и живыми, в продолжение такого времени неизбежно должны были задохнуться в своих гробах и у которых, несмотря на это, находили все признаки жизни: жидкую кровь, неистлевшее тело, свежий и приятный цвет лица, гибкие и удобоподвижные члены. Эти существа днем или но- чью выходили из своих гробов и беспокоили живых: высасывали у них кровь, нередко даже умерщвляли; являясь в дома своих родст- венников, садились за стол, делали тысячи подобных вещей и на- конец снова возвращались в свои гроба, но никто не видел, как они входили туда. Если эти ожившие были недействительно умершие, то необъяс- нимым в таком случае оставалось бы только то, каким образом и при каких счастливых обстоятельствах выходили они из своих гро- бов? Пробуждались ли они от летаргического сна или дух жизни возвращался к ним, как это бывает с теми, которые впадают вдруг в обморок, но через несколько времени, как скоро кровь и жизненная сила опять начнут свое нормальное отправление, естественным об- разом приходят в себя? Но каким образом они выходят и снова входят в свои могилы, не разрывая земли и ни для кого не видимо? Возможно ли, чтобы сос- тояние летаргии или обморока продолжалось целые годы? Несмотря, однако ж, на это, рассказов подобного рода сущест- вовало и существует очень много. Так, например, Ориген в своей книге против Цельса1 приводит следующий рассказ: Аристей, один из замечательнейших граждан Проконезских, пришедший однажды в дом одного ремесленника, скоропостижно умер здесь. Ремеслен- ник, заперев дом, отправился тотчас к родственникам умершего из-
Orig., Contra Celsum, Lib. I, pag. 23 et seq.
252
вестить их о его смерти. Молва об этом случае скоро разнеслась по всему городу. Тут случился человек из Кизика; он уверял всех, что по дороге из Кизика он только что встретился с Аристеем и говорил с ним и, следовательно, быть не может, чтобы тот умер. Родствен- ники со знаками достоинства умершего, как это было в обычае, от- правились в дом ремесленника, чтобы забрать тело покойника. Но, пришедши, в доме ни мертвого, ни живого Аристея не нашли. Через семь лет видели его в городе, потом он опять исчез. Спустя триста сорок лет явился Аристей в городе Метапонте в Сицилии и требовал от жителей устроить в городе храм Аполлону и при нем статую в честь Аристея Проконезского и при этом прибавил, что они единст- венные из всех народов Италии, которых Аполлон удостаивает своим присутствием и что он, который говорит теперь с ними, сам сопро- вождал этого бога в виде ворона. Сказав это, он исчез. Жители Ме- тапонта, по поводу этого явления, обратились за советом к Дель- фийскому оракулу и тот отвечал, что они должны следовать совету Аристея, потому что это послужит им в великую пользу. Действи- тельно, они поставили на городской площади две статуи, Аполлону и Аристею, и обсадили их лавровыми деревьями. Статуи эти сохра- нились до времен Геродота1 .
∆∆∆
Herod., Lib. IV.
ГЛАВА II
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |