Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.)



2015-11-27 1388 Обсуждений (0)
Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




75.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.). особенностями внешнеполитической деятельностиСоветского государства являлись: наличие двух социально-политических систем — мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и США.Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. М/у СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне — ОСВ-1 и ОСВ-2.Развивались отношения СССР с социалистическими странами.Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

В октябре 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР — Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям гос, хоз и соцкультурного строительства. В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организ.всей работы Верховного Совета. В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля.Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и гос. дисциплины и социалистической законности.В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле,определявший функции и структуру органов народного контроля.Система правоохранительных органовбыла приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР.Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора.. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатовобъединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностьюВ 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общест. порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общес.порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

 

 

Источники права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.). Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. История принятия. Структура.Основные моменты содержания. Кодификационные работы.

Были созданы:

1. Общесоюзные Кодексы;

2. Основы законодательства СССР и союзных республик, кот. получили развитие в республиканских кодексах (ГК, УК и т.д.)

3. Основы законодательства СССР и союзных республик, кот. не получили развитие в республиканских кодексах (основы о здравоохранении, об охране и использовании живого мира и т.д.)

4. В конце 70-х гг. интенсивно идет работа над Сводом законов СССР. Его основа-конституция. В этот свод были включены общесоюзные законодательные акты, постановления ЦК КПСС и Совета Министров.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР.Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основуСССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу социалистическая собственность на средства производства.

В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.

Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения. Конституция закрепляла новые гражданские права:

Право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР,утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.

 

 

77.Развитие отдельных отраслей права в период «застоя» (середина 60-х – середи-на 80-х гг. XX в.).На развитие гражданского правасущественное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права.27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье-были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юр, но и мат. гарантиями.В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде,в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Под административным правонарушениемпонималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на гос. или общественный порядок, соц. собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.Основы закрепляли систему административных взысканий(предупреждение, штраф и т. д.).В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.Для развития уголовного правав рассматриваемый период характерны две тенденции:усиление правовых гарантийпри определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;смягчение ответственности лиц,совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.

 

78.Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985 – 1991 гг.).Политика перестройки в преломлении формы гос.единства выражалась в поддержке идеи децентрализации СССР. Предполагалось, сто союзным республикам будут предоставлены более широкие эконом. и политич. права, а центральные власти не б/т вмешиваться в решение вопросов, отведенных в их ведение.

Единство Сов.Союза опиралось на единство правящей партии. Идеология КПСС была глубоко интернациональной. Поэтому национализм и сепаратизм не могли укорениться и свободно развиваться. Демократизация внутрипартийной жизни, критика деят-ти КПСС в области межнациональных отношений парализовали партийное воздействие. Последовавший кризис КПСС, её раскол, отстранение от власти позволили открыть дорогу для проникновения и ускорения в сознании населения и полит.руководства республик идей национализма и сепаратизма.Др.опорой гос.единства являлась плановая экономика и централизованное распред-е матер-технич.ресурсов. Переход к рыночным принципам организации экономики разрушал экономич.фундамент полит.отношений.Проникновению и укоренению идей национализма и сепаратизма способствовали и условия надвигавшегося социального краха, связанного с изменениями общественного и государственного строя, вызвавшими резкое ухудшение экономического и нравственного положения, социальный дискомфорт большинства населения. В таких условиях значительной частью граждан республик овладевает убеждение, что со своими соплеменниками им удастся быстрее и эффективнее решить проблемы, возникшие в стране.

Ослабление государственного единства, уменьшение роли центра в регулировании межнациональных отношений и решении местных вопросов привели к возникновению межнациональных раздоров. Начался "парад суверенитетов". Республики принимают декларации о независимости. По мере проведения очередных выборов к власти в республиках приходят националистически настроенные силы, которые начинают проводить не только антисоветскую или антикоммунистическую, но и антирусскую политику.

Пытаясь остановить распад государства руководство СССР предпринимает попытки создать новую правовую основу существования Союза. 20 июня 1990 г. состоялась первая рабочая встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору. Была предложена позиция многовариантности форм федеративного устройства, предполагающая многообразие отношений между советскими республиками, а также между каждой из них и Союзом. В Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который после изменений и уточнений, внесенных представителями республик, Советом Федерации и подготовительным комитетом, образованным четвертым Съездом народных депутатов СССР, был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.В составе СССРРоссия являлась самой крупной и экономически мощной среди союзных республик, обладала наибольшим научным и культурным потенциалом. Поэтому значительная часть предприятий и учреждений, находившихся на ее территории, имела общесоюзное значение и была в ведении Союза ССР. Фактически государственность России растворилась в органах Союза, которые традиционно решали все российские вопросы напрямую, минуя российские ведомства. При руководящей роли Коммунистической партии в то время, когда существовали компартии союзных республик со своими центральными комитетами, не существовало ни компартии РСФСР, ни соответствующих руководящих партийных органов. Получалось, что органы власти РСФСР не были приспособлены к политической деятельности, а занимались социальными и хозяйственными вопросами. Органы же власти и управления СССР, находясь на территории России, одновременно представляли и органы власти России.

12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики". Провозглашает суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Однако в тексте самой Декларации содержались такие положения, которые не только противоречили Конституции СССР, но и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще

Заметную роль в ослаблении СССР и создании предпосылок преобразования его из союзного государства в союз государств сыграл Закон РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР". Этим Законом устанавливалось, что общесоюзная собственность есть не что иное, как совместная собственность республик, что РСФСР, как и другие республики, имеет право на часть золотого запаса, алмазного и валютного фондов. Предполагалось обязательное согласие республики при определении порядка их использования. По сути дела, здесь впервые был серьезно поднят вопрос о дележе наследства Союза ССР между республиками.

Выход отдельных союзных республик из состава СССР. Если первоначально акты о суверенитете союзных республик, как мы видим на примере России, не затрагивали факт вхождения в Союз ССР и не ставили под сомнение необходимость его существования, то по мере ослабления Союза и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава Союзного государства.

Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава Союза никогда не рассматривалось как реальная перспектива. Поэтому конкретного механизма, процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик поднимается движение за выход из СССР. Первой в борьбу за независимость включилась Прибалтика, а остальные повторили ее путь.

Выборы в республиканские Верховные Советы весной 1990 г. повсеместно принесли победу национал-демократическим силам, которые и проводят через свои парламенты соответствующие решения.

Перспектива принятия согласованного в Ново-Огареве проекта нового Союзного договора, поддержанного парламентами восьми республик, означала переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях у части руководителей страны возникает мысль путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства, т.е. одной из причин событий августа 1991 г. являлись начавшийся распад СССР и осознание руководством партии и государства невозможности остановить этот процесс другими, не чрезвычайными мерами.

Во всех документах ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР) на первый план выдвинуты вопросы сохранения прежней формы государственного единства. Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением органов Союза из всех сфер и заменой их российскими. Однако разрушению СССР объективно препятствовали вековые экономические связи, объединявшие все республики. Их разрыв означал бы полную остановку всего хозяйства. Поэтому авторы идеи разрушения Союза почли за благо создать Содружество Независимых Государств - СНГ.

Судьба СССР была решена Беловежской встрече руководителей трех республик - Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза, говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Декларация констатировала, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением. Ослабление государственного единства РСФСР. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет, при поддержке соответствующей политической практики в других республиках Союза. Форма государственного единства по Конституции РФ 1993 г.



2015-11-27 1388 Обсуждений (0)
Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)