Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.)



2015-11-27 2541 Обсуждений (0)
Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.) 4.75 из 5.00 4 оценки




В данный период происходят большие изменения в организации гос. единства. Она развивается под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних.

Главным внутренним источником развития формы государственного единства явились становление новой исторической общности людей - советского народа, неуклонный рост социалистических наций и народностей. Народы , не имевшие своей государственности, получили возможность создавать её на советской основе.

На развитие формы государственного единства влияла и другая группа факторов - внешние: расширение территории Советского государства в 1939 - 1940 гг., имевшее различную природу.Происходит изменение количества союзных республик, их границ и правового статуса. Другая группа новых членов Союза образовалась за счет внешнего фактора. Так, например, в результате подписания мирного договора с Финляндией весной 1940 г. территория СССР несколько увеличилась.

Для развития союзных республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик. Созданный в 1932 г. Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 г. создала единую стройную систему прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик Прокурору Союза. Конституция отнесла также к ведению Союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые другие права Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства - объективные и субъективные. С одной стороны, построение и развитие социалистического общества закономерно предполагают все большую его интеграцию, создание единого хозяйства, которое немыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы последовательной централизации были порождены субъективистскими взглядами И.В. Сталина.Также и советская автономия получает дальнейшее развитие, связанное с повышением общего уровня национальной государственности в стране. Как уже отмечалось, две автономные республики - Казахская и Киргизская были преобразованы в союзные, территории двух других - Карельской и Молдавской вошли в состав новых союзных республик.

Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, гос. удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования данных народов, что в свою очередь способствовало подъему их хозяйственного, культурного, а вслед за тем и полит.уровня. В частности, в 30-х гг. был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы здесь стали строиться, как и во всей стране.Уже в начале рассматриваемого периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в Конституции 1936 г. Для улучшения работы местных Советов, приближения руководства к населению в 1930 г. в административно-территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободив.работников для укрепления районного звена.

62.Государственный строй в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.).В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме Советского гос.В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе гос.управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. Формы партийного руководства гос. были различными. Иногда создавались совместные партийно-гос.органы- ЦКК РКИ или политотделы МТС и совхозов. Советский государственный механизм, как и прежде, строился на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. Однако на практике коллегиальность все чаще и чаще подменялась волей одного начальника. Советское чиновничество постепенно складывается в особую социальную группу, обладающую своими специфическими интересами.

В некот. органах, и прежде всего в системе органов НКВД, укореняются порядки, характер. грубейшим беззаконием, нарушением самых элементарных прав человека и гражданина.Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся. Конституция 1936 г. изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав более четкими. Она отказ.от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, кот. раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства. Сохранен был и принцип формирования палат. Верховный Совет стал един.законод. органом Союза. Это же касается и Верховных Советов союзных и автономных республик.

Верховные Советы должны были избираться на 4 г. и работать подобно прежним ЦИК в сессионном порядке. Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров СССР. Теперь он был лишен законод. прав(постанов. и распоряж. стали подзакон. актами).

В качестве органов отраслевого управ. Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты.Деление наркоматов на: общесоюзные, союзно-республик. и республе.Местные Советы- проведение коллективизации-2 руковод. органа - сельсовет и правление колхоза и специфич.чрезвычайные органы-политотделы МТС и совхозов. Они объединяли партийное и гос. руководство сельским хозяйством.

В результате увелич. числа и размеров предприятий вызвало необходимость реорганизации управ.отраслью. До сих пор руководство всей промышленностью в одном наркомате-ВСНХ. Теперь Высший Совет Народного Хозяйства уже не мог справиться с этой задачей. А потому в 1932 г. он был разделен на 3 наркомата- осуществлять руководство круп.отраслями промышл.-тяжелой,легкой, лесной.

Важная реформа была проведена в области управления трудовыми отношениями. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда, а его центр.и местный аппарат слился с аппаратом ВЦСПС и иных профсоюзных органов,расширение демократ. форм руководства труд. отнош.

Верховный Суд СССР явл. высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР: надзор за суд. деят. всех суд. органов СССР и союзных республик.Единство и централизация суд. системы были закреплены созданием в 1936г.Народ.комиссариата юстиции СССР-управ. судами всего гос.Законодательство предусмат. осуществление правосудия только судами, когда речь шла о гражда.и общеугол. делах.

Репрессий 30-х гг. чуть ли не сотнями миллионов человек. С историей НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел республик. Вооруженные силы на протяжении всех 30х годов росли количественно и качественно. Однако в конце 30-х гг. массовые репрессии коснулись вооруженных сил, особен. командного состава. Потери оказались огромными, и сказались на состоянии армии в начале войны. В предвоен. годы шло широкое техн. оснащение и перевооруж.армии и флота. Страна усиленно готовилась к войне,но полностью готова к ней не была.

63.Источники права в период тоталитаризма (1930 – 1940гг.).В сфере гражданского правабольшое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хоз. органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.Устанавливалось 2 вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хоз.субъектами.

Развитие народ. хоз. сделало систему ген. договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки.Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Нормы семейного правав рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание мат. помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание.

Трудовое правобыло направлено на обеспечение народ. хоз. новыми кадрами, повышение культурно-технич. уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Способствовало развитию массового социалистич. соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на мат.обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице.

Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. Главными задачами в сфере колхозного и земельного правабыли задачи развития и укрепления правового статуса колхозов.

17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели,который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов.

Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колх. полей.

Для уголовного правав рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.Еще одной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мер наказания.Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процессагласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д.Многие демократ. положения угол.процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались.



2015-11-27 2541 Обсуждений (0)
Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.) 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)