Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приготовление блюда, определение его массы и проведение сенсорного анализа



2015-11-27 814 Обсуждений (0)
Приготовление блюда, определение его массы и проведение сенсорного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




После приготовления блюда «Шурпа» необходимо определить с помощью сенсорного анализа показатели качества данного блюда.

Органолептическая оценка – это оценка ответной реакции орга­нов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. Органолептический метод оценки качеств продукции довольно прост, хотя и субъективен, не требует ни сложно­го оборудования, ни большого количества времени и поэтому широ­ко используется в практике работы предприятий общественного пи­тания. Результаты органолептической оценки качества продукции во многих случаях являются окончательными и решающими.

Органолептический анализ – сенсорный (с помощью органов чувств) анализ продукции общественного питания с помощью обоняния, вку­са, зрения, осязания и слуха, как правило, предшествует физико-хими­ческому и микробиологическому, что позволяет более полно оценить качество продукции и повысить оперативность контроля.

Органолептическая оценка может быть выражена качественными и количественными характеристиками. При качественной оценке да­стся словесное описание тех или иных свойств продукции (соленая, кислая, жесткая, нежная и т. д.), а при количественной выражается и баллах по определенной шкале, применяемой для отражения уровня качества органолептической характеристики.

Каждый из органов чувств человека (зрение, обоняние, вкус, осяза­ние) выявляет в продукции только ему присущие свойства.

Зрение позволяет определить внешний вид, форму, цвет, прозрач­ность, блеск, однородность, пористость и другие свойства.

Внешний вид – органолептическая характеристика, отражающая общее зрительное впечатление или совокупность видимых параметров продукции общественного питания и включающая в себя такие пока­затели, как цвет, форма, прозрачность, блеск, вид на разрезе и др.

При помощи обоняния определяют запах, аромат, букет. Запах – это органолептическая характеристика, воспринимаемая органом обо­няния при вдыхании летучих ароматических компонентов продукции общественного питания. Аромат – это приятный гармоничный запах, характерный для данного продукта питания (например, укропа, пе­трушки, специй, кофе и т. д.). Букет – это приятный развивающийся запах, формирующийся под влиянием сложных процессов, происхо­дящих в сырье (пищевых продуктах) во время производства продукции общественного питания.

С помощью глубокого осязания оценивают такие показатели качества продукции, как консистенция, плотность, упругость, пластич­ность, хрупкость, эластичность и др.

В полости рта определяют такие показатели, как текстура, жесткость, сочность, терпкость, волокнистость, однородность, вкус, нежность и др.

Сочность – впечатление, производимое соками продукции во вре­мя разжевывания Однородность – впечатление, возбуждаемое размерами частиц про­дукции при распределении ее в полости рта.

Волокнистость — впечатление, вызываемое в полости рта волокна­ми продукции, которые оказывают сопротивление при разжевывании продукции (например, тонко- и грубоволокнистое мясо).

Крошливость – свойство твердой продукции разрушаться при рас­кусывании и разжевывании, обусловленное слабой степенью сцепле­ния между частицами.

Нежность (жесткость) – свойство твердой продукции оказывать сопротивление при раскусывании и разжевывании (нежное мясо, жесткая свекла и т. д.).

Вкус – органолептическая характеристика, отражающая ощуще­ния, возникающие в результате взаимодействия различных растворен­ных химических веществ на вкусовые рецепторы.

Текстура – органолептическая характеристика, представляющая собой совокупность механических, геометрических и поверхностных характеристик продукции общественного питания, которые воспри­нимаются механическими, тактильными (расположены в ротовой по­лости – язык, зубы, десны) и там, где это возможно, визуальными и слуховыми рецепторами. Консистенция является одной из составляю­щих текстуры.

Консистенция представляет собой совокупность реологических (связанных со степенью густоты и вязкости) характеристик продукции общественного питания, воспринимаемых механическими и тактиль­ными рецепторами.

Терпкость – это определенное чувство осязания продукции в по­лости рта, вызываемое тем, что внутренняя поверхность полости рта стягивается и при этом появляется чувство сухости в полости рта.

Флейвор – комплексное ощущение вкуса, запаха и текстуры при распределении продукции в полости рта.

С 2010 г. введен в действие ГОСТ Р 53104–2008 «Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания», пред­назначенный для объективного контроля качества продукции обще­ственного питания массового изготовления.

Этот метод заключается в прямой рейтинговой оценке качества об­разцов продукции общественного питания, отобранных по опреде­ленной процедуре, в целом и некоторых ключевых органолептических характеристик образцов продукции. Для каждой оцениваемой характеристики устанавливаются сенсорные спецификации.

Под продукцией общественного питания понимается продукция, изготовляемая партиями. Партией считается любое количество про­дукции одного наименования, одной даты и смены выработки, изго­товленной в одинаковых условиях на одном предприятии, в одинако­вой потребительской упаковке и/или одинаковой транспортной таре.

В нормативном документе введены новые понятия, такие как рей­тинговая оценка и сенсорные спецификации.

Рейтинговая оценка качества заключается в количественной оценке качества продукции с помощью порядковых (балльных) шкал в соот­ветствии с уровнем общего качества продукции и/или ее отдельных органолептических характеристик, а также анализе недостатков и де­фектов, типичных для продукции данного вида.

Сенсорные спецификации – это минимально допустимые рейтинго­вые оценки качества для каждой органолептической характеристики продукции, установленные изготовителем продукции и используемые в процедуре контроля качества.

Органолептическую оценку качества продукции проводят сотруд­ники предприятия, владеющие навыками оценки продукции, знаю­щие критерии качества и не имеющие ограничений по медицинским показаниям (хронические заболевания и аллергия).

Для достижения объективности результатов каждый участник оцен­ки должен быть обеспечен нейтрализующими продуктами, позволяю­щими восстанавливать вкусовую и обонятельную чувствительность. Это белый пшеничный хлеб или сухое пресное печенье, негазирован­ная питьевая вода без вкуса и запаха и другие продукты.

Органолептический анализ продукции массового изготовления включает в себя рейтинговую оценку внешнего вида, текстуры (конси­стенции), запаха и вкуса с использованием балльной шкалы: 5 бал­лов – отличное качество, 4 балла – хорошее качество, 3 балла – удо­влетворительное качество и 2 балла –неудовлетворительное качество.

Оценка 5 баллов соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) без недостатков и должна строго соответствовать требованиям нормативной и технической документации.

Оценка 4 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с незначительными или легкоустранимыми недостатками. К таким недостаткам относят типичные для данного вида продукции, но слабовыраженные запах и вкус, неравномерную форму нарезки, недостаточно соленый вкус блюда (изделия) и т. д.

Оценка 3 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с более значительными недостатками, но пригодными для переработки. К таким недостаткам относят подсыхание по­верхности изделий, нарушение формы, неправильная форма нарезки овощей, слабый или чрезмерный запах специй, наличие жидкости в салатах, жесткая текстура (консистенция) мяса и т. д. Если вкусу и запаху блюда (изделия) присваивают оценку 3 балла, то независимо от значений других характеристик общий уровень качества оценивают не выше чем 3 балла.

Оценка 2 балла соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) со значительными дефектами: наличие посторонних привкусов или запахов, пересоленные изделия, недоваренные или недожаренные, подгорелые, утратившие форму и т. д.

Общая оценка качества анализируемого блюда (изделия) рассчиты­вается как среднее арифметическое значение оценок всех сотрудни­ков, принимавших участие в оценке, с точностью до первого знака.

Качество продукции общественного питания по органолептическим показателям определяют для партии сразу после ее изготовле­ния, перед реализацией.

При органолептической оценке большого ассортимента образцов продукции необходимо учитывать, что в первую очередь пробуют блю­да (изделия), обладающие слабовыраженными органолептическими характеристиками (например, крупяные супы), далее оценивают про­дукцию с более интенсивными свойствами, а сладкие блюда оценивают последними. Оценка каждого образца осуществляется с сохранением порядка представления без возврата к ранее опробованным образцам.

При органолептической оценке температура продукции долж­на соответствовать температуре блюда (изделия) при их реализации. Температура образца продукции и воды для полоскания рта, по воз­можности, должна быть одинаковой. После оценки каждого образца сотрудники должны снимать оставшееся послевкусие, ополаскивая рот водой и/или используя другие нейтрализующие средства.

Рейтинговая оценка качества продукции может проводиться как в целом (общий уровень), так и по характеристикам (например, внеш­ний вид, запах или вкус) и/или отдельным ключевым характеристикам (например, цвет, вид на разрезе или вкус). Для отдельных групп блюд количество оцениваемых показателей может быть снижено (прозрач­ные супы) или увеличено (мучные кондитерские и булочные изделия).

При оценке внешнего вида обращают внимание на его конкретные свойства, такие как цвет (основной тон и его оттенки, интенсивности однородность), форма и ее сохранность в готовом блюде (изделии), состояние поверхности, вид на разрезе (изломе), правильность оформ­ления блюда и др.

Оценка текстуры (консистенции) проводится:

- визуально (например, вязкость жидкости при переливании, гу­стота соуса при размешивании ложкой);

- визуально и тактильно – прикосновением к продукту (изделию) столовым прибором (ножом, вилкой) и/или поварской иглой, а также приложением усилий – нажатием, надавливанием, про­калыванием, разрезанием (рыбные, мясные изделия, желе), раз­мазыванием (паштет, икра, фарш, крем);

- тактильно в полости рта и в процессе пережевывания.
Оценку запаха проводят следующим образом: делают глубокий вдох, задерживают дыхание на 2...3 с и выдыхают. В ходе анализа устанавли­вают типичность запаха для блюда (изделия, полуфабриката) данного вида, оценивают качество отдельных характеристик запаха, если это предусмотрено, а также определяют наличие посторонних запахов. Для оценки блюд (изделий) с плотной текстурой (консистенцией), на­пример из мяса или рыбы, применяют «пробу иглой» или «пробу на нож», для чего деревянную иглу (подогретый нож) вводят в толщу из­делия или центр блюда, а после извлечения быстро оценивают запах.

Оценку вкуса проводят следующим образом: тестируемую порцию продукции помещают в ротовую полость, тщательно пережевывают и устанавливают типичность вкуса для блюда (изделия) данного вида, анализируют качество отдельных характеристик вкуса, если это преду­смотрено, а также определяют наличие посторонних привкусов.

Особенности проведения органолептической оценки качества от­дельных видов продукции общественного питания приведены в при­ложении А ГОСТ Р 53104 (рекомендуемые).

Таким образом, при сенсорной оценке каждый показатель качества оценивается по пятибалльной системе: пять – отлично; 4 – хорошо; 3 - удовлетворительно; 2 – плохо; 1 – неудовлетворительно. Максимальная сумма баллов 30. За каждый дефект снимается 1 балл и оценка снижается. Блюдо, получившее оценку 0 по вкусу, запаху или консистенции, считается браком независимо от результатов оценки по другим показателям. Если блюдо не отвечает кулинарным требованиям вследствие приготовления из недоброкачественного сырья, то оценка блюда тоже снижается. Общая оценка выводится как среднее арифметическое с точностью до одного знака после запятой .

А также с суммы баллов снимают за более низкую (по сравнению с рекомендованной) температуру отпуска горячих блюд – 1 балл на каждые 10ºС, за более высокую температуру холодных блюд – 1 балл на каждые 5ºС.

В качестве основы используется шкала снижения бальной оценке качества блюд за обнаруженные дефекты, разработанную Научно–исследовательским институтом общественного питания совместно с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова.

Шкала снижения оценки качества блюда «Шурпа» за обнаруженные дефекты представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Шкала снижения оценки качества блюда " Шурпа " за обнаруженные дефекты

Наименование показателя Дефекты и недостатки Снижение оценки, баллы
Внешний вид - -
Запах, вкус - -
Текстура - -

 

Соответственно, затем подсчитывают балы и выводят среднюю оценку. Данные сведены в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 - Перевод суммы баллов в соответствующую оценку

Сумма баллов Средняя оценка

 

Также на данное блюдо в приложении 4 прилагается дегустационный лист.

 



2015-11-27 814 Обсуждений (0)
Приготовление блюда, определение его массы и проведение сенсорного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приготовление блюда, определение его массы и проведение сенсорного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)