(на конец года, единиц)[109]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все организации
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательские
организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конструкторские
бюро
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учреждения высшего
профессионального
образования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промышленные
предприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочие
организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовлено по материалам Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Приложение 4
Динамика численности работников (до 2005 года – основной деятельности отрасли «Наука и научное обслуживание»), вовлечённых в процесс исследований и разработок с выходом на инновации (по группам) за период 2000 – 2009 гг. (на конец года, человек)[110]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работники основной деятельности (без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера) – всего
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательный
персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовлено по материалам Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Приложение 5
Динамика численности работников (без совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера), выполнявших исследования и разработки, по уровню образования и квалификации
за период 2000 – 2009 гг. (человек)[111]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего работников с высшим профессиональным образованием
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательного
персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего работников со средним профессиональным образованием
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательного
персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего работников с учёной степенью доктора наук
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательного
персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочих
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего работников с учёной степенью
кандидата наук
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вспомогательного
персонала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочих (включая техников)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовлено по материалам Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Приложение 6
Дифференциация работников организаций Владимирской области, непосредственно вовлечённых в процесс исследований и разработок, в том числе имевших учёную степень, по отраслям науки за период 2000 – 2009 гг. (на конец года, человек)[112]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исследователей – всего
в том числе по отраслям
науки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
естественные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
технические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
медицинские
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
сельскохозяйственные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общественные
|
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
|
гуманитарные
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
Из числа исследователей – работников, имевших учёную
степень доктора наук
в том числе по отраслям
науки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
естественные
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| нет данных
|
технические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нет данных
|
сельскохозяйственные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нет данных
|
Из числа исследователей – работников, имевших учёную
степень кандидата наук
в том числе по отраслям
науки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
естественные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нет данных
|
технические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нет данных
|
медицинские
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| нет данных
|
сельскохозяйственные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нет данных
|
общественные
|
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| нет данных
|
Подготовлено по материалам Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Приложение 7
Результаты SWOT-анализа по блоку I. «Воспроизводство человеческого капитала»
Strengths
(сильные стороны)
| Weaknesses
(слабые стороны)
|
· Нахождение в области конкурентоспособных, рейтинговых учреждений высшего профессионального образования, включая два университета (ГОУ ВПО «ВлГУ» и ГОУ ВПО «ВГГУ») и академию (ГОУ ВПО «КГТА»), обладающих определённым инновационным потенциалом;
· Функционирование научных организаций, в том числе федеральных НИИ;
· Наличие широкой сети учреждений начального и среднего профессионального образования;
· Развитая система управления школьным образованием.
| o Необоснованное изменение пропорций между численностью обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, недостаточное развитие регионального рынка образовательных услуг;
o Превалирование формального подхода к обучению, отсутствие реального конкурса и объективной оценки учебной деятельности студентов в ряде учреждений профессионального образования;
o Недостаточное государственное финансирование образовательных учреждений различного уровня;
o Кризисное состояние системы дошкольного образования: слабая материально-техническая база, дефицит мест в образовательных учреждениях данного уровня.
|
Opportunities
(возможности)
| Threats
(угрозы)
|
§ Создание на базе ВлГУ и ВГГУ федерального университета инновационного типа;
§ Совершенствование системы аттестации и оценки профессиональной деятельности научно-педагогических кадров;
§ Обеспечение закрепления знаний, умений и приобретения навыков профессиональной деятельности молодыми людьми на малых инновационных предприятиях, создаваемых при вузах;
§ Организация обучения студентов/учащихся по инновационным профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
§ Развитие системы послевузовского профессионального образования, используя имеющиеся возможности, потенциал учреждений высшего профессионального образования и научных организаций;
§ Создание интегрированных образовательных комплексов, школ продвинутого обучения, центров научно-технического творчества;
§ Формирование и реализация программ и проектов, направленных на интеллектуальное воспитание подрастающего поколения;
§ Усиление государственного и общественного контроля качества и эффективности образовательной деятельности;
§ Обеспечение взаимодействия образовательных учреждений всех уровней и типов и хозяйствующих субъектов в деле решения общих задач по развитию системы РИ ЧК и ВК региона;
§ Развёртывание профориентационной работы в общеобразовательных школах.
| ü Ослабление генофонда за счёт пренебрежения населением принципами здорового образа жизни и низкой адаптивности граждан к изменениям;
ü Сокращение контингента обучающихся в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования вследствие проявления последствий демографического кризиса;
ü Ослабление кадрового потенциала образовательных учреждений всех уровней ввиду переориентации работников в другие сферы профессиональной деятельности и межрегиональной утечки интеллектуальных кадров;
ü Снижение интеллектуального, образовательного и общекультурного уровня детей, подростков и юношества как следствие ослабления внимания со стороны государства и общества к проблемам образования, снижения ответственности педагогических коллективов за результаты труда;
ü Неисполнение правительственными властями обязательств по осуществлению государственной поддержки системы образования;
ü Снижение качества подготовки рабочих кадров и специалистов.
|
Приложение 8
Результаты SWOT-анализа по блоку II. «Обеспечение инновационно-активных предприятий, организаций и учреждений квалифицированными работниками»
Strengths
(сильные стороны)
| Weaknesses
(слабые стороны)
|
· Обладание определённым опытом по формированию отраслевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов;
· Сохранение ведущими организациями области кадрового «костяка»;
· Наличие скрытых кадровых резервов.
| o Нарушение преемственности в работе;
o Незнание и пренебрежение методами и принципами научной организации труда;
o Недостаточное применение организациями современных методик формирования кадрового резерва;
o Отсутствие системы внутрирегионального и межрегионального рекрутинга высококвалифицированных кадров;
o Практикуется приём на работу и перемещение сотрудников в обход действующего законодательства, наличие фактов коррупции и землячества при назначении на руководящие должности;
o Отсутствие гарантий трудоустройства лучших выпускников государственных образовательных учреждений профессионального образования.
|
Opportunities
(возможности)
| Threats
(угрозы)
|
§ Совершенствование методики отраслевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов;
§ Усиление информационного обмена между организациями и службами занятости населения;
§ Формирование регионального банка данных по квалифицированным рабочим кадрам и специалистам;
§ Реализация программ, направленных на повышение профессионализма и компетентности, управленческой культуры руководящих работников;
§ Совершенствование кадрового менеджмента инновационно-активных организаций, более активное применение современных кадровых технологий в системе управления персоналом;
§ Развитие предпринимательских способностей исследователей и изобретателей;
§ Выработка механизма максимально эффективного задействования в инновационном процессе кадров;
§ Создание в регионе надлежащих условий для жизни и работы высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов.
| ü Продолжающееся снижение уровня адаптации молодых специалистов на производстве;
ü Старение кадров;
ü Сокращение расходов предприятий на реализацию программ по внедрению здоровье- и трудосберегающих технологий;
ü Усиление оттока квалифицированных, конкурентоспособных кадров в регионы, создающие более привлекательные условия для приложения труда, специалистов высшей квалификации – за рубеж;
ü Миграции рабочих кадров на сезонные высокооплачиваемые работы в соседние регионы и краткосрочные работы в северных территориях;
ü Выезд значительной части молодёжи, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом на учёбу в другие регионы с последующим закреплением в них (трудоустройством по месту учёбы).
|
Приложение 9
Результаты SWOT-анализа
по блоку III. «Профессиональное развитие работников»
Strengths
(сильные стороны)
| Weaknesses
(слабые стороны)
|
· Функционирование Консультационного совета по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики Владимирской области;
· Формирование на ряде предприятий области служб развития персонала;
· Учреждение при поддержке ОАО завод «Автоприбор» (г. Владимир) и ГОУ ВПО «ВлГУ» Владимирского корпоративного института;
· Усиление предложения программ переподготовки и повышения квалификации кадров на региональном рынке образовательных услуг.
| o Нарушение системы внутрифирменного обучения персонала;
o Распространение формального подхода к процессу переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров;
o Слабое использование в процессе переподготовки и повышения квалификации дистанционных технологий обучения;
o Размер заработной платы работников научно-инновационной сферы региона значительно отстаёт от показателей большинства европейских стран (в эквиваленте);
o Недостаточно высокий уровень мотивации труда работников.
|
Opportunities
(возможности)
| Threats
(угрозы)
|
§ Совершенствование системы переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров;
§ Расширение сети корпоративных институтов и учебных центров;
§ Установление взаимодействия хозяйствующих субъектов с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования;
§ Организация мониторинга профессионального роста и личностного развития работников;
§ Развитие системы стимулирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности работников.
| ü Снижение инвестиционной привлекательности проектов, направленных на совершенствование системы развития человеческого капитала инновационно-активных организаций;
ü Сокращение расходов хозяйствующих субъектов на организацию подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров;
ü Отсутствие (снижение) заинтересованности работников в формировании и реализации программ по самообразованию.
|
Приложение 10